«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
Василий Сухомлинский
Цель: обобщить знания учащихся по изученным сказкам; развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению.
Ход викторины
Звучит песня «В мире много сказок» муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина
- Вот сказка в класс приходит к нам. А вы садитесь по местам.
- Ребята, вы любите сказки? А какие сказки бывают? (Ответы учащихся)
Назовите ваши любимые сказки.
- Чем сказка отличается от других произведений?
Сегодня мы посмотрим на сколько хорошо вы знаете сказки. Для этого вам надо разделиться на 4 команды. Каждая команда придумывает себе название. Викторина состоит из 5 конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, то отвечать имеет право другая команда.
1 конкурс
Я буду называть сказку, если она авторская, то нужно присесть, если она народная, то встать.
- Три медведя (Н)
- Сказка о рыбаке и рыбке (А)
- Красная шапочка (А)
- Крошечка-Хаврошечка (Н)
- Кот в сапогах. (А)
- Василиса Прекрасная (Н)
- Айболит (А)
- Лиса и журавль (Н)
2 конкурс. «Знатоки сказок»
- Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
- Без которого основного продукта, солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»? Ответ: Без крупы.
- Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
- В чем журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кувшин.
- Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
- Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Масло.
- Что пела коза своим козлятам?
- Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси-лебеди»?
3 конкурс. «Сказочный переполох»
Налетел сказочный ветер все события в сказках перепутал…
Задание: Восстанови последовательность событий в сказке. Что пропущено? Дополни.
«Журавль и лиса»
Журавль пригласил лису в гости.
Лиса пригласила журавля в гости.
Лиса с журавлем подружились.
Лиса угощает журавля.
С тех пор дружба врозь.
Журавль угощает лису.
«Петушок и бобовое зернышко»
Кузнец дал хозяину новую косу.
Подавился петушок бобовым зернышком.
Хозяюшка дала маслица курочке.
Коровушка дала молочко.
Смазала курочка петушку горлышко.
Петушок вскочил и во все горло закричал.
«Гуси-лебеди»
Гуси-лебеди унесли братца.
А тут и отец с матерью пришли.
Яблоня, матушка, спрячь меня!
Нашла избушку Бабы-Яги, схватила брата и побежала.
Поешь моего лесного яблочка скажу.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика.
«У страха глаза велики»
- Бабушка, внучка, курочка и мышка ходили за водой.
- У каждой было свое ведерце.
- Как-то возвращались они домой с полными ведрами и увидели под яблоней зайца.
- Испугались его, побросали ведра и убежали домой.
- И дома уже каждый жаловался, какого страшилища они увидали.
- Бабушке привиделся медведь, внучке показался волк, курице лиса, а мышке кот.
4 конкурс. «Сундучок со сказками»
Каждая команда получает конверт с пазлами.
Задания:
- Надо составить картинку.
- Вспомнить название сказки.
- Подобрать к сказке подходящую пословицу, пояснить свой выбор.
«У страха глаза велики»
- На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся.
- У страха глаза велики.
- На ловца и зверь бежит.
- Плох неряха в строю, а еще хуже - в бою.
- Солнце, воздух и вода - лучшие доктора.
«Лиса и Журавль»
- Как аукнется, так и откликнется.
- Что есть в печи, всё на стол мечи.
- За пустой стол гостей не сажают.
- Гостю щей не жалей, а побольше лей.
- Не корми меня тем, чего я не ем!
«Каша из топора»
- Глупый киснет, а умный мыслит.
- Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.
- За пустой стол гостей не сажают.
- Не корми меня тем, чего я не ем!
- Как аукнется, так и откликнется.
«Гуси-лебеди»
- Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
- Плох неряха в строю, а еще хуже - в бою.
- У страха глаза велики.
- На ловца и зверь бежит.
- Как аукнется, так и откликнется.
5 конкурс. «Приходи сказка»
Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников.
Вот и подходит к концу наше путешествие-викторина по сказкам. Какой из конкурсов вам понравился больше всего? А как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему они учат? (Ответы детей.) Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. В мире много сказок добрых и смешных. Со сказками мы не прощаемся. Стоит нам открыть книгу и тут же сказка придет к нам снова.