В современном мире каждый учащийся образовательных учреждений проходит процедуру итоговой аттестации. Сдача основного государственного экзамена у девятиклассников является одним из важнейших моментов школьной жизни. Подготовка к сдаче ОГЭ является сильным психологическим фактором, оказывающим влияние на внутреннее состояние и эмоциональное настроение каждого учащегося. Это обусловлено чаще всего эмоциональным напряжением, состоянием повышенной тревожности личности. Для успешного прохождения процедуры ОГЭ необходимо осуществлять предметную и психологическую подготовку школьников.
Под психологической готовностью понимают определенный эмоциональный настрой, внутреннее состояние учащегося, которое способствует ориентированию на целесообразные, благоприятные действия в ситуации сдачи ОГЭ.
Детям с особыми образовательными потребностями требуется более тщательная работа над формированием психологической готовности к экзамену. Эти особенности необходимо учитывать педагогам при подготовке детей к процедуре проведения экзамена.
Объектом нашей работы является психологическая готовность к ОГЭ. Предметом - роль педагога формировании психологической готовности к ОГЭ у учащихся с особыми образовательными потребностями.
Цель нашего исследования заключается в формировании благоприятного психологического настроя учащихся с образовательными потребностями в ситуации экзамена.
В исследовании принимали участие 10 человек, из них:
- 4 учащихся с задержкой психического развития,
- 2 учащихся имеют расстройство аутистического спектра,
- 4 учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методикой определения психологической готовности была взята анкета Чибисовой М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ».
По результатам исследования было выявлено, что высоким уровнем способности к самоорганизации обладают 31% учащихся, средним уровнем обладают - 14% и низким - 55% обучающихся. Шкала уровня тревожности показала следующие результаты: высокий уровень выявлен у 29% учащихся, средний - у 14% учащихся и низким уровнем обладают 57% исследуемых. По шкале знакомства с процедурой проведения экзамена выяснилось, что 21% обучающихся обладает высоким уровнем знакомства, 23% - средним и 56% - низким.
Результаты эмпирики говорят о том, что учащиеся с особыми образовательными потребностями имеют достаточно низкую психологическую готовность к процедуре проведения ОГЭ.
По результатам проведенного эмпирического исследования нами были разработаны рекомендации для педагогов по формированию психологической готовности к ОГЭ учащихся с особыми образовательными потребностями.
- Активно вводите тестовые технологии в систему обучения, используя рекомендованные сборники тестовых заданий, для оценивания уровня усвоения материала и отработки навыка их выполнения.
- Основную часть работы проводите заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр.
- Ознакомьте учащихся с методикой подготовки к экзаменам. Помните: зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. На практике покажите им, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить на видных местах.
- Ознакомьте учащихся с методикой проведения единого
- государственного экзамена (репетиция ОГЭ).
- Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у них будет формироваться навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст им спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
- Помогите учащимся распределить темы подготовки по дням.
- Подбадривайте учащихся, хвалите их за то, что у них хорошо получается.
- Повышайте уверенность учащихся в себе, так как чем больше подросток боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
- Перед экзаменами постарайтесь снизить волнение учащихся, поскольку оно может отрицательно сказаться на результате тестирования.