С самого раннего возраста дети активно начинают познавать окружающий мир. Их интересует буквально всё. Процесс познания - необходимость адаптироваться в окружающей действительности, занять свою позицию и постепенно стать значимым в этом мире.
Не остаются незамеченными и такие интересные для исследования объекты, как представители животного мира. Прежде всего - это те, с кем дети встречаются чаще всего: птицы, насекомые, кошки, собаки. С большой радостью дети воспринимают общение с животными, стремятся к такому общению. Однако, не всегда понимают, как это сделать правильно. Они тянутся к лошадке в парке, хотят побегать за голубями, погладить незнакомую собаку. Это первый опыт общения. Хорошо, когда рядом будет взрослый, который научит и объяснит, как общаться с миром природы, чтобы не причинить ей вред и самому не пострадать при этом. Очень важно объяснить детям, что «зверюшки» - это живые существа, они имеют свой характер и особенности поведения, могут чувствовать боль и быть преданными тем, кто заботится о них. Понимание необходимости бережного отношения к природе закладывается с раннего детского возраста. Задача взрослого человека направить процесс познания в верное русло, объяснить особенности тех или иных видов и пород, дать первичные знания из области природоведения.
С представителями животного мира дети встречаются также при посещении зоовыставок, зоопарков и зверинцев, цирков и даже в городских зелёных зонах, парках. И это уже не говоря о всеми любимых сказках, где герои сплошь и рядом говорящие волки, лисички-сестрички, медведи и зайцы. Таким образом, с раннего дошкольного возраста дети уже имеют свои наблюдения и впечатления, начинают анализировать и усваивать правила общения с живой природой.
Полученные представления и знания всегда должны иметь выход на творческий продукт. Реализацию творчества на практике необходимо всячески поддерживать. Хорошо, когда родители могут посвятить этому время, занимаясь творческой деятельностью. Тут - простор фантазии! Сейчас предлагаются различные способы выполнения поделок, открыток, вышивок, аппликаций. Материалы тоже могут быть разнообразны, вплоть до использования бумажных втулок, крышечек от пластиковых бутылок, обрезков бумаги, пластичные массы, природные материалы и т.д. Многие педагоги и воспитатели детских садов, зная интерес малышей к животному миру, очень активно используют такой интерес и мотивацию в работе с детьми, тем самым решая и воспитательные, и образовательные задачи.
Хочу поделиться, как мы работаем в данном направлении. Являясь педагогом дополнительного образования Центра экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №3» Великого Новгорода, провожу занятия в системе дополнительного образования детей. Творческие объединения имеют естественнонаучную направленность, и, таким образом, непосредственно связаны с природой, с растительным и животным миром. Для проведения мониторинга и диагностики успешности образовательного процесса опираюсь на стремлении обучающихся реализовываться творчески. К тому же, выполнение изображений животных, анималистический рисунок является очень важным обучающим средством. Если мы имеем возможность выполнить зарисовку или сделать поделку с учётом среды обитания, то здесь затрагивается тема экологии, то есть взаимосвязи организма со средой обитания. Значит, при изучении многих тем, связанных с живой природой учитывается мотивация ребёнка на естественное желание реализоваться творчески и пополнение новыми знаниями из области животного мира, экологии.
В настоящее время проводится множество детских конкурсов рисунков на экологическую тематику. Это отличная возможность проявить творчество и показать наличие знаний по изучаемым темам. Обучающиеся с большим воодушевлением принимают участие в конкурсах разного уровня. Так, ребята из творческих объединений «Лес и человек», «Планета - наш дом», «Исследователи природы» и «Родной край» -постоянные участники выставок и конкурсов. Животные - самые любимые объекты для зарисовок. При проведении традиционных мероприятий внутри объединений «Я леплю из пластилина», «Находки осеннего дня», «Природа-страна тайн и открытий», «Новогодье зверей» ребята с удовольствием показывают свои рисунки, плакаты, поделки, композиции с изображением животных. Участвуя в традиционных городских конкурсах «Лес в творчестве юных», обучающиеся Центра не раз становились призёрами и победителями. Особенно нравится ребятам рисовать птиц и зверей родного края, ведь за большинством из них можно наблюдать прямо из окна школьного кабинета или в своей повседневной жизни. Очень хорошо получаются самодельные книжки-малышки с рассказами о птицах Новгородчины и иллюстрациями к рассказам. Самодельные книжки-малышки не только участвуют в конкурсных мероприятиях, они становятся незаменимым учебным пособием на занятиях. В качестве примера таких книжек-малышек могу назвать следующие самодельные издания: «Птицы Новгородского леса», «Лесные птицы Новгородского края», «Какие бывают птицы», «Улитки», «Лесные странички» , «Кто в водоёме?» и т.д. Очень важно отметить, что ребята сами ищут материал, отбирают фото представителей фауны, пользуясь современными информационными технологиями.
При освоении тем дополнительной программы «Исследователи природы» обучающиеся исследуют частные вопросы географии и с удовольствием делают изображения животных, обитающих на разных материках. Ребята с интересом изучают и рисуют жителей вод Мирового океана. Анималистические работы находят своё место не только на выставках, но и в творческих тетрадях. На протяжении всего учебного года дети оформляют тетради, создавая свою авторскую книгу, используя свои знания, умения и навыки. В учебно-методическом кабинете также представлены фенологические дневники природы, они содержат наблюдения детей за изменениями в природе. Наблюдения сопровождаются рисунками животных и растений.
При зарисовках используются простые, цветные карандаши, краски. В качестве средства для выполнения работы по зарисовкам животных детям нравится использовать разноцветный пластилин. Особенно эта техника исполнения по душе дошкольникам. Дети из творческого объединения «Природа - наш дом» выполнили большой учебный плакат с помощью пластилиновой живописи под названием «Жители леса Новгородской области». После участия в конкурсе «Лес в творчестве юных» плакат украсил учебный кабинет и используется в качестве обучающего материала. Постепенно ребята осваивают коллаж, аппликацию с помощью различных материалов (скорлупы яиц и др.), пластилинографию, лепку из глины и т.д.
Обучающиеся Центра - постоянные участники и победители не только городских, но и областных, Всероссийских и Международных конкурсов. Авторы плакатов и рисунков с изображением животного мира - многократные победители и призёры этих мероприятий. Лучшие работы с изображением охраняемых видов из Красной книги помещаются на сайты заповедников России, печатаются в книгах, буклетах, используются для выпуска сувенирной продукции, календарей и даже размещаются на бортах городских мусоровозов. С большим интересом обучающиеся Центра принимают участие в конкурсах под эгидой «Марша парков». Ежегодно администрацией особо охраняемых территорий проводится множество разнообразных мероприятий - бесед, встреч со школьниками. Государственный природный заповедник «Рдейский» ежегодно проводит интересные экологические конкурсы, которые привлекают детей. Уже традиционно обучающиеся творческих объединений Центра являются победителями и призерами. По результатам конкурсов участники получают дипломы и призы с символикой заповедника, конкурсные работы размещаются на официальном сайте заповедника. В книге «Здравствуй, бобр, как живёшь?» помещена работа Хлыстовой Марии «Бурый медведь». По итогам «Маршей парков» был выпущен буклет «Удивительное рядом», который составлен из детских рисунков животных , ставших победителями областного конкурса. Это издание посвящено году Экологии (2017 г.) и в нём сразу несколько работ детей, занимавшихся в системе дополнительного образования в ЦЭОКДЮТиО МАОУ «Гимназия №3». Это авторы: Тюрикова Анна, Шаламанова Анна, Филиппова Полина. Лучшие работы детей направляются на Всероссийский конкурс, который проводит Центр охраны дикой природы (ЦОДП). Наши анималисты и здесь имеют места победителей, призёров, о чём свидетельствуют многочисленные дипломы.
Центральная детская библиотека имени Бианки традиционно проводит конкурс творческих работ «Путешествие в страну Див», посвящённый деятельности известного писателя - натуралиста Виталия Валентиновича Бианки. Ежегодно обучающиеся Центра становятся победителями и призерами этого конкурса, с интересом выполняют портреты животных из сказок Бианки. Библиотека проводит и другие экологические конкурсы, всегда присоединяется к «Маршу парков», участвуют дети и здесь. «Валдайский национальный парк» также рад встрече с работами юных анималистов, приглашает показать своё творчество.
Таким образом, понятно, что творчество детей по изображению фауны очень актуально. Оно интересно и не оставляет никого равнодушным. Важно заметить, что в основе этих работ лежат знания из области биологии, экологии, зоологии и понимание законов природы.
С творческими работами детей, посещающих экологические объединения можно познакомиться в выставочном зале ЦЭОКДЮТиО МАОУ «Гимназия №3». Традиционная выставка «Экология и палитра» открыта для бесплатного посещения. Там так же можно прочесть отзывы и оставить своё мнение об экспозиции работ, среди которых много портретов животных и их мест обитания.