Инновационные технологии развития речи по программе "От рождения до школы" во второй младшей группе «Звезды зовут»

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: д/с

Ключевые слова: вторая младшая группа


Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Цель: формировать у дошкольников представление о Вселенной, звездах, космосе.

Программные задачи:

  • формировать у детей интерес к изучению космоса;
  • расширять знания детей о профессии космонавта;
  • учить образовывать словосочетания;
  • активизировать словарь дошкольников: космос, космонавт, скафандр, планеты, ракета, звезда, солнечная система;
  • учиться сопровождать речь действиями, мимикой;
  • развивать крупную и мелкую моторику;
  • продолжать учить детей произносить гласные звуки и некоторые согласные;
  • развивать выдержку и внимание в играх; развивать память, внимание, мышление;
  • развивать коммуникативные навыки, умение мыслить, рассуждать, отвечать полными ответами;
  • тренировать зрительную память, логическое мышление, внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к нашему общему дому - Земле;
  • воспитывать интерес и любознательность;
  • активизировать творческую активность и фантазию.

Предварительная работа:

  • знакомство с космосом, планетами, рассматривание методического пособия «Космос»;
  • чтение книг о космосе:
    • «Я открываю космос» А.Первушин, Издательство «Качели» 2016 г.;
    • «Звездные сказки» Е.Левитан. Издательство «ФЕНИКС», 2016 г.;
    • «Астрономия для умненьких детей» Е.Левитан: «Твой зеленый город-Галактика», «Длинноволосые звезды», «Камни, которые упали с неба», «Ау, инопланетяне!»;
    • «История космоса» Кэтрин Барр; Издательский дом «Самокат» 2019 г.;
  • рассматривание детьми иллюстраций к книгам о космосе;
  • загадывание загадок;
  • разучивание пальчиковых игр, физкультминуток;
  • выставка книг по теме «Космос»;
  • беседы;
  • конструирование ракет (LEGODUPLO, строитель, счетные палочки, бумага).

Материалы и оборудование:

  • иллюстрации: космонавт, скафандр, фотография Юрия Гагарина, планеты солнечной системы, звезды, созвездия;
  • аудиозапись: «Космическая музыка» группы «Zodiac»; «Трава у дома» В.Мигули, группа «Земляне»;
  • оборудование для аппликации.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скоро у нас праздник «День космонавтики». В этот день, 12 апреля 1961 года, человек впервые полетел в космос, имя первого космонавта - Юрий Алексеевич Гагарин. А вы хотите полететь в космос? (да). Я знаю, кто нам в этом поможет.

Байтик: Привет! Меня зовут Байтик. Я - робот-разведчик. Ученые дали мне задание облететь нашу солнечную систему и узнать, можно ли жить на других планетах. А может быть, где-то уже есть жизнь? Летим со мной! Я буду рассказывать вам все, что узнаю о планетах, которые ближе всего к солнцу. Подлетим к каждой. Интересно, они похожи на нашу Землю? А Луна - это планета? А как люди летают в космос? Мы узнаем с вами множество космических тайн, мне уже не терпится отправиться в путь. Вы хотите стать космонавтами? (да)

Воспитатель: Ребята, космонавты, какие они? (сильные, ловкие). Что мы можем сделать? (создать центр предполетной подготовки). Тогда повторяйте вместе со мной:

Физкультминутка «Космонавт»

Я хочу стать космонавтом,
(поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр, (присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете
(соединить руки над головой)
И открою все планеты! (обвести руками большой круг).

Воспитатель: Чтобы полететь в космос, нам нужна космическая карта.

Космос, он какой? (Байтик рассматривает и обсуждает с детьми солнечную систему). В центре солнечной системы находится солнце. Расскажите, ребята, какое оно?

Лексическое упражнение (на согласование прилагательного с существительным, от которого оно зависит, в числе, роде и падеже)

Солнце какое? (круглое, желтое, горячее, большое);

Земля какая?(круглая большая, голубая);

Луна какая? (холодная, круглая ) и т.д.

Воспитатель обсуждает с детьми солнечную систему, на какие планеты полетят ребята; кто там живет; что мы там будем делать, когда на эти планеты прилетим?

Пальчиковая гимнастика: «Будем в космосе летать»

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5.
(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе летать.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 - комета.
2 - планета.
3 - луноход.
4 - звездолет.
5 - земля,
(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)

Вас приветствуем, друзья!

Байтик (рассматривает с детьми иллюстрации книги): Космос заполнен не только лишь звездами и планетами со спутниками. В нем есть галактики, туманности (гигантские скопления космической пыли, где рождаются звезды, и черные дыры (умершие звезды, не источающие света, и кометы (каменные глыбы с длинным светящимся хвостом, и метеориты (небольшие камни, которые падают на Землю - именно про них и говорят, что звезда упала, предлагая загадать при этом желание).

Воспитатель: Но для того, чтобы полететь, нам нужна ракета.

Ракета, она какая? Из каких частей состоит? Какой геометрической формы эти части? (рассматривает схему ракеты на доске; дети называют круг, квадрат, треугольник)

Чтобы полететь в космос надо построить космический корабль. Переходим в учебный отсек космического центра. Займите свои места.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Что сначала? Космическое небо. Какого цвета возьмем картон? Правильно. Космос - это загадка, неизвестность, поэтому черный подойдёт лучше других цветов.

Далее собираем космический корабль… Из каких частей он состоит? (Корпус и иллюминаторы ракеты).

(В процессе работы воспитатель напоминает, привила наклеивания деталей, при необходимости помогает детям).

Воспитатель: Ракета собрана и приклеена. Но разве она летит? Чтобы было понятно, что мы летим в космосе, украсим космическое небо… Чем? Правильно, планетами, звёздами, кометами, «млечным путем». Космический корабль летит навстречу с неизвестностью (дети дополняют работу элементами пластилинографии).

Итог

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее приключение? Какие новые слова вы узнали? Помните, в какие игры мы сегодня играли? Что вам больше всего запомнилось? Построить ракету получилось у вас сразу или были какие-то трудности? А как вы думаете, если бы не было таких замечательных профессий как космонавт, астроном знали бы люди так много о космосе?

Дети помещают свои работы на стенде, любуются. Релакс под музыку Зодиак (Дети имитируют движения космонавтов в космосе, плавно двигаются, «плывут в воздухе»)

Литература

  1. Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие/ Под ред. О.А.Шиян. - М: Мозаика-Синтез, 2020
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Т.М.Дорофеевой. - 6 изд. доп. - М: Мозаика-Синтез, 2020.