Познавательно-творческий проект "Хлеб – всему голова!"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность в ДОУ, хлеб


Данный проект направлен на развитие у детей 4-5 лет первоначальных представлений о хлебе, как ценном и полезном продукте питания, на знакомство детей с традициями, связанными с хлебом, с процессом выращивания хлеба.

В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой,
Сила солнышка хранится и земли родной.
И расти под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.
В.Орлов

1. Актуальность проекта

В современном мире многие традиции русского народа становятся забытыми. Одной из таких традиций является выращивание хлеба. Современные дети считают хлеб обычным продуктом, который можно легко купить в любом магазине или супермаркете. Дети не ценят хлеб, как главный продукт питания для человека. Они не имеют представления, что хлеб, прежде чем появится на столе, должен пройти очень большой путь от маленького зернышка. Дети мало знакомы с хлебом, который было принято употреблять по праздникам, мало знакомы с историей и традициями, связанными с хлебом, способами его использования. Как же научить детей уважать хлеб? Мы решили уделить этому вопросу особое внимание в работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе - способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.

2. Цель проекта: Формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о значимости хлеба для человека.

3. Задачи проекта:

  • Познакомить детей с историей возникновения хлеба.
  • Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
  • Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и промышленности.
  • Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.

4. Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

5. Сроки реализации проекта: краткосрочный, 12.09.2022 г.-18.09.2022 г.

6. Тип проекта: познавательно-творческий.

7. Подготовка проекта:

  1. Определение темы проекта: Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
  2. Определение форм работы с детьми, постановка задач.
  3. Организация и пополнение уголка изобразительной деятельности.
  4. Подбор информации для родителей, направленных на формирование у ребёнка первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о значимости хлеба для человека.
  5. Определение форм работы с семьей, направленных на воспитание у ребёнка бережного отношения к хлебу.
  6. Разработка конспектов занятий с детьми по рисованию, лепке, развитию речи.
  7. Изготовление поделок, рисунков, дидактических игр, фотоальбома.

8. Мероприятия проекта

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Участники, количество участников

1.

Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки», «Печенье для кукол», «Хлебный колос».

Сентябрь

Воспитатели, 27 детей

2.

Самостоятельное творчество детей: раскраски по теме недели.

Сентябрь

Воспитатели, 27 детей

3.

Рисование «Колосок».

Сентябрь

Воспитатели, 27 детей

4.

Конструирование из строительного материала «Грузовые машины».

Сентябрь

Воспитатели, 27 детей

5.

Дидактические игры: «Собери хлебобулочное изделие», «Подбери хлеб по форме», «Расскажи, какой хлеб», «Четвертый лишний», «Что из чего?».

Сентябрь

Воспитатели, 27 детей

6.

Игры малой подвижности: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!», «Каравай».

Сентябрь

Воспитатели, 27 детей

7.

Чтение стихотворений: «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В.Орлов, «Хлебушек душистый» С.Погореловский.
Чтение художественной литературы по теме проекта: Б.Вовк «Мякиш», сказка «Колосок», русская народная сказка «Колобок», М.Пришвин «Лисичкин хлеб», Я.Тайц «Всё здесь», Шорыгина «Какой хлеб лучше?».

Сентябрь

Воспитатели, 27 детей

8.

Просмотр развивающих фильмов для детей «Как растёт пшеница», «Детям о труде комбайнёра».

Сентябрь

Воспитатели, 27 детей

9.

ОД «Откуда хлеб пришел». Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.

Сентябрь

Воспитатели, 27 детей

10.

Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.

Сентябрь

Воспитатели, 27 детей

11.

Совместное домашнее задание «Каравай наш - батюшка».

Сентябрь

Воспитатели, 27 семей

12.

Фотоальбом «Хлеб - всему голова».

Сентябрь

Воспитатели, дети, родители

13.

Консультации для родителей «Расскажите детям о хлебе».

Сентябрь

Воспитатели, родители

14.

Папа-передвижка «Хлеб - всей жизни голова».

Сентябрь

Воспитатели, родители

15.

Фотовыставка «Испекли мы каравай».

Сентябрь

Воспитатели, 27 семей

16.

Обработка и оформление материалов проекта в виде выставки «От зерна до каравая».

Сентябрь

Воспитатели

9. Этапы реализации проекта

1 этап (подготовительный). Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.

2 этап (основной). Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.

3 этап (заключительный). Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта.

10. Формы предъявления результатов проекта

- Рассматривание иллюстраций, книг, картинок, фотографий, колосьев.

- Беседы «Почему хлеб стал называться хлебом?», «Какой был хлеб на Руси?», «Чем полезен хлеб?», «Какой бывает хлеб».

- Знакомство с фольклором: чтение сказок, разучивание потешек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок.

- Работы детей.

- Фотоальбом «хлеб - всему голова».

- Дидактические игры: «Собери хлебобулочное изделие», «Подбери хлеб по форме», «Расскажи, какой хлеб», «Четвертый лишний», «Что из чего?».

11. Предполагаемые результаты деятельности проекта

В результате реализации данного проекта ожидаем, что у детей сформируется первоначальное представление о хлебе, о его значимости, бережное отношение к хлебу, обогатится словарный запас детей.

У родителей повысится уровень нравственной культуры, повысится уровень знаний в вопросе воспитания у детей бережного отношения к хлебу.

12. Планирование и организация деятельности проекта

Работа педагогов

Работа с детьми

Работа с родителями

1. Поиск информации для оформления проекта.

1.Просмотр сказок по теме проекта: «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», м/фильмов «Колосок», «Пирожок», «Хлеб».

1.Знакомство родителей с темой недели.

2.Организация РППС группы в рамках реализации проекта.

2.Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, колосьев.

2.Папа-передвижка «Хлеб - всей жизни голова».

3.Создание картотеки пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.

3.Чтение художественной литературы по теме проекта и согласно тематическому планированию: Б.Вовк. «Мякиш», сказка «Колосок», русская народная сказка «Колобок», М.Пришвин «Лисичкин хлеб», Я.Тайц «Всё здесь», Шорыгина «Какой хлеб лучше?»

3. Консультации для родителей «Расскажите детям о хлебе».

4.Подбор художественной литературы по теме проекта.

4. Просмотр развивающих фильмов для детей «Как растёт пшеница», «Детям о труде комбайнёра».

4. Совместное домашнее задание «Каравай наш - батюшка».

5.Разработка конспектов тематических бесед, занятий по рисованию, лепке.

5. Лепка из соленого теста «Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки», «Печенье для кукол», «Хлебный колос».

5. Фотоальбом «Хлеб - всему голова».

6.Изготовление дидактических игр.

6.Самостоятельное творчество детей: раскраски «Хлеб, хлебобулочные изделия».

6.Предложить родителям выучить с детьми пословицы и поговорки о хлебе.

7.Разработка информационного материала для родителей (альбомы, памятки, консультации).

7. Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин».

7. Помощь родителей в оформлении выставки.

8.Создание картотеки народных подвижных и хороводных игр.

НОД «Откуда хлеб пришел».

8. Помощь родителей в подборе художественной и познавательной литературы.

9.Оформление выставки и фотовыставки.

9.Дидактические игры: «Собери хлебобулочное изделие», «Подбери хлеб по форме», «Расскажи, какой хлеб», «Четвертый лишний», «Что из чего?».

13. Анализ результатов проекта

Во время реализации данного проекта приняли участие дети средней группы, родители, воспитатели.

Данный проект способствовал развитию первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о значимости хлеба для человека у детей 4-5 лет.

В итоге проведенной работы в рамках данного проекта было отмечено:

- Дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт.

- Детям привились уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

- Дети приобрели различные знания о хлебе.

- У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, коммуникативность.

- Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира.

Приложения 1-7

Литература

1. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина, 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль: Академия развития, 2005. - 224 с.

2. Э.Л.Емельянова, Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет.

3. Т.А.Шорыгина, Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. - 41 с.

4. Л.Н.Калмыкова, Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / Волгоград: Учитель, 2014. - 247 с.

5. Т.А.Тарабарина, Н.В.Елкина, Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль: Академия развития, 2011. - 224 с.

6. Л.А.Владимирская, От осени до лета: для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей / Изд. 3-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 159 с.

8. От рождения до школы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-336 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf39.