Данный проект направлен на развитие у детей 3-4 лет первоначальных представлений об истоках народной культуры через беседы, игры, чтение потешек, сказок, закличек, а так же изготовление игрушек и поделок своими руками самостоятельно и совместно с родителями из различного материала. Данный проект поможет познакомить детей с бытом, народными промыслами, народным творчеством, что внесет определенный вклад в развитие мышления, памяти, творческого воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством его гуманного, нравственного и эстетического воспитания.
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то,
что запечатлено народом, сохранено,
то, что народ пронес через столетия».
М.И.Калинин
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях такие чувства, как любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
Русская народная культура - неиссякаемый источник народной мудрости, в котором сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию дошкольником материала народного наследия представляется важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, к общечеловеческим ценностям, к родному языку.
Знакомя детей с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине, формируется творчески развитая личность, повышается уровень познавательных способностей детей.
Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
2. Цель проекта: развитие первоначальных представлений об истоках народной культуры у детей 3-4 лет.
3. Задачи проекта:
- Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.
- Продолжать знакомить детей с народным фольклором: потешками, закличками, колыбельными, сказками, пестушками, считалками, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками, с русскими народными подвижными и хороводными играми.
- Развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук, обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, познавательный интерес и любовь к Родине.
- Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность.
4. Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
5. Сроки реализации проекта: краткосрочный, с 07.03.2022 г. по 18.03.2022 г.
6. Тип проекта: познавательно-творческий.
7. Подготовка проекта:
- Определение темы проекта: Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного творчества? Чем увлечь ребёнка, как не игрушкой?
- Определение форм работы с детьми, постановка задач.
- Организация и пополнение уголка изобразительной деятельности.
- Подбор информации для родителей, направленных на формирование у ребёнка системы ценностных отношений к истории нашей Родины.
- Определение форм работы с семьей, направленных на воспитание у ребёнка нравственных, эстетических качеств.
- Разработка конспектов занятий с детьми по рисованию, лепке, развитию речи, картотеки народных подвижных игр.
- Изготовление аппликаций, поделок, рисунков, макетов, коллективной аппликации, дидактических игр, фотоальбома.
8. Мероприятия проекта
№
|
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Участники, количество участников |
1. |
Лепка из соленого теста «Баранки» |
Март |
Воспитатели |
2. |
Самостоятельное творчество детей (раскраски: «Лошадка», «Матрешка», «Барашек», «Петушок», «Барышня») |
Март |
Воспитатели,
|
3. |
Изготовление папье-маше «Матрешка» (дымковская роспись) |
Март |
Воспитатели |
4. |
Изготовление поделки «Колодец» |
Март |
2 (родители, дети) |
5. |
Изготовление макета «Русская изба» |
Март |
Воспитатели |
6. |
Изготовление поделки «Коромысло с ведрами» |
Март |
2 (родители, дети) |
7. |
Коллективная аппликация «Хоровод матрешек» |
Март |
Воспитатели, 27 детей |
8. |
Поделка по дереву «Скворцы прилетели» |
Март |
Воспитатели |
9. |
Фотовыставка «В умелых руках рождается игрушка» |
Март |
27 семей |
10. |
Матрешка (ДVД-диск, пластилин, краски, фломастеры) |
Март |
5 детей |
11. |
Поделка «Яйцо» (дымковская роспись) |
Март |
Воспитатели |
12. |
Нетрадиционная техника А-3 «Матрешка» |
Март |
Воспитатели, 1 ребенок |
13. |
Дидактическая игра «Собери матрешку по росту» |
Март |
Воспитатели |
14. |
Дидактическая игра «Собери матрешку по контуру» |
Март |
Воспитатели |
15. |
Дидактическая игра «Одень кукле нарядное платье» (в стиле росписей) |
Март |
Воспитатели |
16. |
Дидактическая игра «Расскажи о народном промысле» |
Март |
Воспитатели |
17. |
Папа-передвижка «2022 год - Год культурного наследия народов России» |
Март |
Воспитатели |
18. |
Рукоделие «Половик» |
Март |
Воспитатели |
19. |
Поделка «Барышня» |
Март |
Воспитатели, дети 5, родители 5 |
20. |
Поделка «Петушок» |
Март |
Воспитатели, дети 3, родители 3 |
21. |
Аппликация «Дымковская салфетка» |
Март |
2 ребенка |
22. |
Фотоальбом «Помним и чтим культуру народа» |
Март |
Воспитатели, дети, родители |
23. |
Поделка «Ложка» |
Март |
Воспитатели |
24. |
Поделка «Подставка под яйцо» (дымковская роспись) |
Март |
Воспитатели |
25. |
Оформление персональной выставки |
Март |
Воспитатели |
26. |
Оформление выставки «Маленький художник» во второй младшей группе «Золотой ключик» |
Март |
Воспитатели |
9. Этапы реализации проекта
- 1 этап (подготовительный). Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.
- 2 этап (основной). Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.
- 3 этап (заключительный). Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта.
10. Формы предъявления результатов проекта
- Рассматривание иллюстраций, книг, картинок.
- Беседы «Русская изба», «Знакомство с русской народной игрушкой Матрёшкой».
- Знакомство с фольклором: чтение сказок, разучивание потешек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.
- Работы детей в различных техниках.
- Коллективная аппликация «Хоровод матрешек».
- Альбом «Дымковская игрушка».
- Дидактические игры: «Собери матрешку по росту»», «Расскажи о народном промысле», «Одень кукле нарядное платье» (в стиле росписей).
- Фотоальбом «Помним и чтим культуру народа».
- Фотовыставка «В умелых руках рождается игрушка».
11. Предполагаемые результаты деятельности проекта
В результате реализации данного проекта ожидаем, что у детей сформируется эмоциональный отклик при ознакомлении с художественной литературой (сказки, потешки и т.п.), развитие общего кругозора, интерес к народному творчеству. Что в дальнейшем поспособствует развитию богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к народной культуре.
У родителей повысится уровень нравственной культуры, повысится уровень знаний в вопросе воспитания у детей любви к Родине.
12. Планирование и организация деятельности проекта
Работа педагогов |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
1. Поиск информации для оформления проекта. |
1.Прослушивание музыкальных композиций. |
1.Консультации для родителей «Как приобщить ребенка к русской культуре». |
2.Организация РППС группы в рамках реализации проекта. |
2.Рассматривание иллюстраций, картинок. |
2.Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки» (из бросового материала). |
3.Создание картотеки пословиц, поговорок, загадок, потешек по теме проекта. |
3.Чтение художественной литературы по теме проекта и согласно тематическому планированию. |
3. Фотоальбом «Помним и чтим культуру народа». |
4.Подбор художественной литературы по теме проекта. |
4. Тематические беседы, занятия. |
4. Папа-передвижка «2022 год - Год культурного наследия народов России». |
5.Разработка конспектов тематических бесед, занятий по рисованию, лепке. |
5. Лепка из соленого теста «Баранки». |
5. Изготовление поделки «Коромысло с ведрами». |
6.Изготовление дидактических игр: «Собери матрешку по контуру», «Собери матрешку по росту», «Одень кукле нарядное платье» (в стиле росписей), «Расскажи о народном промысле». |
6. Матрешка (пластилин, краски, фломастеры). |
6.Папка-передвижка «История создания матрешки». |
7.Разработка информационного материала для родителей (альбомы, памятки, консультации). |
7.Коллективная аппликация «Хоровод матрешек». |
7.Изготовление поделки «Колодец». |
8.Создание картотеки народных подвижных и хороводных игр. |
8.Самостоятельное творчество детей (раскраски: «Лошадка», «Матрешка», «Барашек», «Петушок», «Барышня»).
|
8.Консультация «Загадка дымковской игрушки». |
9.Оформление выставки к конкурсу «Маленький художник».
|
9.Дидактические игры: «Собери матрешку по контуру», «Собери матрешку по росту», «Одень кукле нарядное платье» (в стиле росписей), «Расскажи о народном промысле». |
9.Совместное домашнее задание «Раскрась матрешку». |
13. Анализ результатов проекта
Во время реализации данного проекта приняли участие дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Данный проект способствовал развитию первоначальных представлений об истоках народной культуры у детей 3-4 лет.
В итоге проведенной работы в рамках данного проекта было отмечено:
- Повышение интереса к народному фольклору, к народным промыслам, к традициям, игрушкам, к народному быту у детей и их родителей.
- Развитие у детей творческих и познавательных способностей.
- Развитие практической деятельности в ходе проведения проекта «Истоки народной культуры детям».
Народное творчество - источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни. Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.
Литература
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», вторая младшая группа/ Учебники: доп. пособия, Мозаика-Синтез, 2015. 112 с.
- Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно - прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание.- 2004-№6-с.42.
- Гейкер Н. Национально региональной компонент в работе с детьми. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. с.33.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1985. 192 с.
- Павлова Л. Фольклор для маленьких//Дошкольное воспитание. - 1990. №10. с.51.
- Фольклор и дети: Сборник материалов /составитель Д.Л.Крейдлина. - М.: НМЦ, 1994, 54 с.
- От рождения до школы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 336 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf39.