Тип проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта:
- Воспитатели: Преснякова Н.П.
- Дети старшей группы и родители.
Задачи.
- Познакомить детей с профессией метеоролога.
- Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира. (Народные приметы о погоде.)
- Познакомить с приборами - помощниками: флюгером, термометром, дождемером, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами.
- Учить снимать показания приборов. Сравнивать показания между собой.
- Развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно -следственные связи, делать выводы.
- Воспитывать умения быть наблюдательными. Внимательными к изменениям погоды.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое.
- Привлекать родителей к изготовлению метеостанции на участке.
Актуальность проекта. Мы считаем, что такой способ, как наблюдение за погодой, очень актуален. С помощью метеостанции его можно сделать более интересным, более доступным для детей. Дети могут приобрести знания о профессии метеоролога более точные и подробные.
Проблема проекта:
- Повышенный интерес у детей явлениям погоды и ее изменениям.
- Недостаточное внимание родителей и детей к наблюдениям за погодой.
- Низкая способность детей оценивать влияние погодных явлений на окружающий мир.
- Не сформированы умения у детей пользоваться измерительными приборами.
- Недостаточная осведомлённость о профессии метеоролога.
Цель проекта: Формирование у детей элементарных представление о погоде, её изменениях, значении в жизни человека.
Ожидаемые результаты:
- Привлечение родителей и детей, педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе постройки метеостанции.
- Получение детьми знаний о разновидностях погодных явлений и о разновидности измерительных приборов.
- Получение знаний о профессии метеоролога, метеорологических станциях.
- Пополнение, расширение и активизация словаря детей.
Используемая литература:
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. - М;ТЦ Сфера 2004.
- С. Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. Мозаика - Синтез. Москва 2010.
- Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей. Дошкольная педагогика - 2009.
- Погода. Проф. Зигфрид Ауст. Редактор. Калмыкова Е.В. 1994.
Пояснительная записка
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму!
Воспитание маленького человека начинается с самого близкого для него: родного дома, улицы, детского сада. Каждый день человек покидает стены здания и выходит на улицу. И, каждый раз, он оценивает состояние погоды, которую он видит. С самых древних времён пытались предсказать, какой будет погода и почему она может меняться несколько раз в течение дня.
Мы в своей группе тоже стали задавать вопросы воспитателям: почему было солнце и вдруг пошел дождь. Почему ветер дует с разной силой, почему летом не идёт снег? Что определяет погоду! Воспитатели начали проводить с детьми беседы, из которых мы узнали, что такое погода, что на неё влияет. Оказывается, что ответ прост: Облака, ветер, дождь, снег, жара, холод - от них зависит погода, какой мы её воспринимаем. Оказывается, есть три главные причины: Солнце, Воздух, Вода.
Первая причина - солнце. Оно даёт нам свет, тепло, энергию.
Вторая: воздух. Он, как оболочка окутывает нашу планету. Мы живем в нем, как рыбы в воде.
Третья причина - вода. Вода везде - в морях, в озёрах, в прудах. В облаках и в самом воздухе.
СОЛНЦЕ + ВОЗДУХ + ВОДА.= ПОГОДА
На Луне нет ни воды, ни воздуха- воздушной оболочки. Поэтому, в отличие от Земли, не может быть погоды.
Мы провели много опытов, чтобы доказать, что воздух занимает место, его можно поймать, у воздуха есть вес.
Воздух занимает на Земле все свободное пространство. Мы взяли миску с водой и туда, вверх донышком поместили пустой стакан. Вода в него не поступала - не давал воздух. А когда стакан повернули, то он заполнился водой и вытолкнул воздух.
Мы ловили воздух с помощью надутого шарика. В оболочку шарика нажимали пальцем и появлялась вмятина. А когда отпускали палец, вмятина исчезала. Её заполнял воздух. Воздух есть везде, как камни или вода.
Провели опыт с двумя шариками - взвешивали их на самодельных весах.
Шарики висели на одной высоте. Тогда прокололи один шарик, и наши весы наклонились. Затем прокололи второй шарик - и весы уравновесились.
Затем взяли лист бумаги и пальцем его продырявили, нажимая с одной стороны на лист бумаги. Потом нажимали на лист с двух сторон - не смогли сделать дырку. Это потому, что воздух обладает весом и давит со всех сторон. Нас воздух раздавить не может, т.к. встречное давление нашего тела не дает ему это сделать. Вес воздуха над горизонтальной плоскостью называют атмосферным давлением.
Проводили опыты с солнцем и пришли к выводу, что чёрная поверхность поглощает тепло сильнее, чем светлая. Снег остаётся холодным, потому что он отталкивает солнечные лучи, а земля прогревается быстрее, т.к она тёмная. Поэтому асфальт в городе нагревается быстрее и в городе теплее. А чем теплее воздух, тем он легче. Когда воздух холодный и тёплый встречаются, возникает циркуляция воздуха. Мы прикрепляли кусочки бумаги к батарее и видели, что бумажка поднимается вверх. Это доказывает, что теплый воздух поднимается вверх. Когда сталкивается теплый и холодный воздух, тогда и возникает ветер. Также и в природе.
А куда же девается вода? Вода испаряется постоянно. Пары в воздухе - это влажность воздуха. Под действием солнечных лучей, вода переходит из жидкого состояния в газообразное. Чем теплее, тем больше воды в воздухе. Испаряется вода быстрее, если дует ветер. Например, сырая одежда высохнет быстрее, если на нее дует ветер. Также суп в тарелке остынет быстрее, когда него подуешь. Процесс, при котором вода из газообразного состояния переходит в жидкое (воду) и наоборот, называется конденсация.
Люди издавна наблюдали за этими явлениями, а затем и появилась профессия метеоролог. Метеорологи предсказывают погоду не только на один день. Но и на много месяцев вперед. Они составляют синоптическую карту, а затем, по ней - прогноз погоды. Все эти термины, влажность воздуха, атмосферное давление, циклоны, осадки, облачность, холодный фронт - результат наблюдений и измерений.
В современном мире установлены метеорологические искусственные спутники «Метеостат», метеослужбы и корабли ведут наблюдение за погодой. На тысячах метеорологических станциях трудятся метеорологи всего мира, чтобы вместе максимально точно давать сведения о погоде.
В России создан Центральный институт погоды - Гидромецентр. Ему помогают местные бюро погоды других городов.
У нас на участке тоже родители построили метеостанцию. С помощью метеостанции мы более широко познакомились с профессией метеорологов. Теперь мы знаем, как узнают направление и силу ветра, как определяют количество осадков, что такое компас и как определять направление. Мы умеем работать с градусником. Все дети могут по облакам определить будет дождь или ясная погода. Ежедневно, с большим интересом, мы наблюдаем за погодой и отмечаем ее в своем альбоме. Надеемся, что зимой мы будем определять количество снега на метеостанции.
Также мы теперь знаем некоторые народные приметы по определению погоды. Например:
- Если ягоды рябины красные и их много - жди снежной зимы.
- Январь холодный - год хлеборобный.
- Распускается дуб - жди холода в мае.
- Цветёт черёмуха - сильно похолодает.
Мы хорошо знаем, что человек не только может предсказывать погоду, но и влиять на нее. Сжигание ископаемых материалов, мусора приводит и экологическим катастрофам. Поэтому человек должен помогать природе, чтобы погода резко не менялась.