Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности "Защита денег от подделок"

Разделы: Математика, Начальная школа

Ключевые слова: финансовая грамотность


На данном занятии учащимся предлагается придумать правила, как отличить настоящие купюры от фальшивых, используя информацию, полученную от учителя, текста учебника и просмотра мультипликационного фильма «Смешарики. Уроки финансовой грамотности» серия «Фальшивый пиастр». В результате практической работы у обучающихся формируется умение безопасного поведения в сфере финансов. Практическая значимость данного занятия заключается в том что, данное занятие можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Тема занятия

«Защита денег от подделок»

Целевая группа

2 класс

Цель занятия

Создать условия для формирования у учащихся представления о том, почему изготовление фальшивых денег является преступлением

Задачи занятия

- познакомить с терминами: деньги, номинал, купюра (банкнота);
- объяснить, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;
- дать представление о различных способах поиска, сбора и представления информации об истории возникновения денег и их назначении в современной жизни людей;
- формировать умения проводить логические действия сравнения и анализа;
- учить работать в малой группе;
- формировать осознание ответственности при использовании денег.

Планируемые результаты

Предметные результаты:
- формирование понятий: деньги, номинал, купюра (банкноты);
- осознание того, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;

Метапредметные результаты:
- использование различных способов поиска, сбора и представления информации об истории возникновения денег и их назначении в современной жизни людей;
- умение проводить логические действия сравнения и анализа;
- умение работать в малой группе.

Личностные результаты:
- осознание ответственности при использовании денег.

Базовая технология

Информационно-коммуникационные

Средства обучения

Технические: мультимедиа

Дидактические: ФГ - рабочая тетрадь, ФГ - материалы для учащихся, методические рекомендации для учителя,

Расстановка парт и стульев

Расстановка парт малыми группами (по 3-4 человека в группе)

Разработка сценария

№ слайда, презентации, используемые СО

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательный эффект

1

Предъявление практической финансовой задачи

Учитель начинает урок с рассказа:
Прогуливаясь в парке Вася Елкин нашел 50-рублевую банкноту. Он так обрадовался, что сразу же поспешил в магазин, чтобы купить мороженное
- Будьте добры, дайте мне пломбир! - Вася протянул продавцу ту самую банкноту.
Женщина взяла у Васи 50 рублей и уже собралась дать ему мороженое, но вдруг задумалась. Она повертела денежную банкноту в руках, пристально ее рассматривая, а потом вернула Васе сказав:
- Мальчик, я не могу принять у тебя эти деньги. Они не настоящие.

Дети слушают.

Создание мотивации к изучению темы занятия.

2

Анализ практической финансовой задачи и выявление проблемы, заложенной в практической задаче

- Почему продавец не взяла у Васи деньги?
- Как вы думаете, что нужно было сделать Васе, когда он нашел банкноту в парке?

Ответы детей:
- потому что, деньги не настоящие (фальшивые)
- надо было внимательно ее рассмотреть

Создание мотивации к изучению темы занятия.

3

Постановка учебной задачи

- Что надо сделать, чтобы объяснить Васе Елкину, как отличить настоящие купюры от фальшивых?
Учитель обращает внимание на то, что ответ на этот вопрос мы найдем на этом уроке

Дети высказывают свои предположения.

Создание мотивации к изучению темы занятия.

4

Освоение учебного материала финансовой грамотности (решение учебной задачи)

Учитель сообщает новую информацию по теме (с использованием учебника и презентации).
Мы уже знаем, что на каждой монете обозначен ее номинал, т.е. ее покупательная способность. Так же и на бумажных деньгах напечатан их номинал. В отличии от монет, номинал банкноты (купюры) обычно обозначен на обеих сторонах. При этом на одной стороне есть маленький двуглавый орел, а на другой - нет. Та сторона, что с орлом называется лицевой стороной банкноты. Зато на другой, оборотной стороне в уголке напечатан год выпуска этой банкноты.
Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
- Как называют бумажные деньги?
- Что изображено на лицевой и оборотной стороне российских купюр?
- Как государство защищает деньги от подделок?

Дети читают и делают пометки в тексте учебного пособия. Актуализация полученных ранее знаний по теме
Получение знаний основных понятий по теме. Установление связи теории и практики. Первичное закрепление теоретических знаний
Учитель предлагает детям исследовать фальшивые деньги и настоящие банкноты. Дети выявляют отличия и заполняют задание в рабочих тетрадях: назвать три признака, по которым можно отличить настоящие купюры от фальшивых:
- на банкнотах разные номера купюр,
- водяной знак - изображение, которое можно увидеть, посмотрев банкноту на просвет,
- на ощупь (особая бумага, выпуклые метки для слабовидящих)

Для закрепления материала, учитель организует просмотр мультипликационного фильма «Смешарики. Уроки финансовой грамотности» серия «Фальшивый пиастр»

Учитель организует обсуждение ответов учеников, обращает внимание на то, что фальшивые деньги - очень опасное явление, и во всех странах во все времена подделка денег считалась одним из самых опасных преступлений.

5.

Решение практической финансовой задачи

Учитель предлагает решить старинную задачку:
У тебя есть три одинаковые на вид золотые монеты. Ты знаешь, что одна из них фальшивая и весит меньше настоящей. Как с помощью только одного взвешивания определить эту монету?

Дети работают малыми группами, обсуждают и отвечают на вопрос задачи.
Ответы детей:
«Взвешиваем две монеты. Если одна из них легче - значит она фальшивая»
«Взвешиваем две монеты. Если они равны, то фальшивая та, которую не взвесили»

Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию по теме

6.

Рефлексия, перенесение способа решения практической задачи на подобные задачи

Учитель предлагает детям разгадать кроссворд по теме.
Учитель организует фронтальную проверку кроссворда.

Дети самостоятельно разгадывают и проверяют кроссворд.

Реализация самопознания и самоанализа в результате изучения темы

Литература

  1. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч.1. - М.: ВАКО, 2020
  2. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 классы. М.: ВАКО, 2020.
  3. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 классы. М.: ВАКО, 2020.
  4. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-3 классы. М.: ВАКО, 2020.

Интернет ресурсы

  1. Сайт «Ваши финансы»: https://vashifinancy.ru/materials/seriia-falshivyi-piastr-multseriala-azbuka-finansovoi-gramotnosti-so-smesharikami/?ysclid=l0at5wj37z
  2. Сайт YouTube https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80&path=wizard&parent-reqid=1646305337580148-10620799370080566553-sas3-0953-1d5-sas-l7-balancer-8080-BAL-8338&wiz_type=vital&filmId=5100735504693190763