Специальные педагогические условия, необходимые для инклюзивного обучения ребенка с задержкой психического развития в массовой школе

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: ЗПР


Система специальных образовательных условий в образовательной организации для детей с ЗПР

Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР определяются ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся. Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей).

Кадровые условия. Образовательная организация, реализующая АООП НОО для обучающихся с ЗПР, должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками имеющими, профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности. Организационно-педагогические условия подразумевают под собой большей частью работу учителя. Во-первых, это создание адаптированной образовательной программы. Под этим термином понимается образовательная программа, адаптированная для обучения ребёнка с ЗПР, разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учётом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. Строится эта программа так же с учётом рекомендаций ПМПК. Во-вторых, это создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе, исключающей неприятия остальными детьми ребёнка с ЗПР, помогающей этому ребёнку раскрыть свой творческий потенциал, реализоваться в коллективе. Для этого необходимо участие таких детей в жизни класса и школы, в общественных мероприятиях. А они очень любят такого вида занятия. Дети с ЗПР охотно участвуют в творческих номерах, рисуют, поют, танцуют. Это помогает им уверенно чувствовать себя в коллективе, установить контакт с одноклассниками. Особенно когда эти занятия становятся успешными. Описание кадровых условий реализации АООП НОО включает:

  • характеристику укомплектованности Организации;
  • описание уровня квалификации работников Организации и их функциональных обязанностей;
  • описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников;
  • описание системы оценки деятельности членов педагогического коллектива.

Образовательная организация, реализующая АООП НОО для обучающихся с ЗПР, должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками имеющими, профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности. Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей АООП НОО обучающихся с ЗПР, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственной или муниципальной образовательной организации - также квалификационной категории. В штат специалистов образовательной организации, реализующей обучение детей с ЗПР должны входить: учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог,социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед.

Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной работы обучающихся с ЗПР, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

в) по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики;

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики.

Педагог-психолог так же как и учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование. Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.

Финансовые условия. Немаловажным являются и финансово-экономические условия, позволяющие организовать материально-техническое обеспечение процесса обучения ребенка с ЗПР. Это обеспеченность школы и специальной методической литературой, и кадрами, и необходимыми технологическими средствами. Финансовое обеспечение образования обучающихся с ЗПР осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ЗПР общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те же сроки обучения. Обучающемуся с ЗПР предоставляется государственная услуга по реализации основной общеобразовательной программы общего образования, которая адаптируется под особые образовательные потребности обучающегося при разработке которой необходимо учитывать следующее:

1) обязательное включение в структуру АООП НОО обучающегося с ЗПР программы коррекционной работы, что требует качественно особого кадрового состава специалистов, реализующих АООП НОО;

2) при необходимости предусматривается участие в образовательно-коррекционной работе тьютора, а также учебно-вспомогательного и прочего персонала (ассистента, медицинских работников, необходимых для сопровождения обучающегося с ЗПР);

3) создание специальных материально-технических условий для реализации АООП НОО (специальные учебные пособия, специальное оборудование, специальные технические средства, специальные компьютерные программы и др.) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР. При определении нормативных финансовых затрат на одного обучающегося с ЗПР на оказание государственной услуги учитываются вышеперечисленные условия организации обучения ребенка с ЗПР. Финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР инвалида в соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями.

Материально-техническое обеспечение. В плане материально-технического обеспечения дети с ЗПР наиболее близки в потребностях с остальными учащимися. Им, как и остальным детям, необходимо обеспечить соответствующие санитарно-гигиенические условия, пожарную и электробезопасность. Только необходимо обратить внимание на организацию временного режима обучения, ввиду быстрой утомляемости детей с ЗПР. Т.е. желательно обучение проводить в первую смену с организацией питанием, достаточным временем для отдыха. Положительно сказывается на психическом состоянии ребенка с ЗПР наличие в школе комнаты отдыха, где обстановка успокаивает и расслабляет. Ведь дети с ЗПР порой очень эмоциональны, либо очень замкнуты. Но всем им нахождение в такой комнате во время перерыва между уроками принесет только пользу.

Материально-техническое обеспечение обучающихся с ЗПР должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:

  • организации пространства, в котором обучается ребёнок с ЗПР;
  • организации временного режима обучения;
  • техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР;
  • учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.

Требования к организации пространства. В образовательной организации должны быть отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-дефектологом, психологом, учителем-логопедом и другими специалистами, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения, обучающегося с ЗПР. Для обучающихся с задержкой психического развития необходимо создавать доступное пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, а именно удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке /режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д. Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера. При реализации АООП НОО необходимо обеспечение обучающемуся с ЗПР возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.

Требования к организации временного режима обучения. Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Организация временного режима обучения детей с ЗПР должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности. Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР для варианта 7.1 составляют 4 года (1-4 классы). Устанавливается следующая продолжительность учебного года:

  • 1 классы - 33 учебных недели;
  • 2-4 классы - 34 учебных недели.

Для профилактики переутомления обучающихся с ЗПР в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность учебной недели - 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок учебного дня обучающихся с ЗПР устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации АООП НОО, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей, обучающихся в двигательной активности). Целесообразно обучение по режиму продленного дня с организацией прогулки, питания, необходимых оздоровительных мероприятий. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели. Учебный день включает в себя специально организованные занятия/уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий /уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. Число уроков в день: для обучающихся 1 классов - не должно превышать 4 уроков и один день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать перемены по 20 минут каждая. Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором будет обучаться ребенок с ЗПР. Общая численность класса, в котором обучаются дети с ЗПР, осваивающие вариант 7.1 АООП НОО, не должна превышать 25 обучающихся, число обучающихся с ЗПР в классе не должно превышать четырех, остальные обучающиеся - не имеющие ограничений по здоровью.

Требования к техническим средствам обучения. Технологические средства занимают далеко не последнее место в обучении ребенка с ЗПР. Особенности его восприятия обуславливают целесообразность использования на уроках ИКТ-технологий, которые активизируют познавательную деятельность таких детей. Им нравится наглядность, красочность, необычность в представлении материала учителем. Несмотря на особенности развития, дети с ЗПР зачастую увлекаются компьютером, что можно использовать в обучении для достижения планируемых результатов. Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др.

Учебный и дидактический материал. При освоении АООП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, направленную на специальную поддержку освоения ООП НОО. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на обучающегося, но и на всех участников процесса образования. Специфика данной группы требований обусловлена большей необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся с ЗПР, и состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации АООП НОО. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей(законных представителей) обучающегося с ЗПР. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ЗПР. В случае необходимости организации удаленной работы, специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.

Информационное обеспечение включает необходимую нормативно правовую базу образования обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Информационно-методическое обеспечение реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:

1. Необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с ЗПР. Нормативно-правовая база подразумевает создание локальных актов, регулирующих отношения сторон образовательного процесса и обеспечивающих успешное получение образования всех детей. Особо важным является заключение договора с родителями, предусматривающего правовые механизмы изменения образовательного маршрута ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями. Причем имеется в виду заключение такого договора не только с родителями детей с ОВЗ, но и с родителями остальных учащихся.

2. Характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательных отношений.

3. Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.