Технологическая карта урока по физике «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля»

Разделы: Физика

Класс: 7

Ключевые слова: закон Паскаля


Предмет: физика.

Класс: 7.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник: «Физика 7 класс» (А.И.Пёрышкин), сборник задач по физике.

Цель: рассмотреть и объяснить механизм передачи внешнего давления жидкостями и газами; сформулировать закон Паскаля.

Задачи:

  • обучающие: обеспечить усвоение о законе Паскаля; формировать умения находить и анализировать проявления закона Паскаля в окружающем нас мире;
  • развивающие: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности;
  • воспитательные: способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • научатся объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково;
  • анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты.

Метапредметные результаты:

  • познавательные - управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей;
  • регулятивные - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; оценивать достигнутый результат;
  • коммуникативные - работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций.

Личностные результаты:

  • проявление убежденности в возможности познания природы, в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники.

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Метод обучения: фронтальный, парный, групповой.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ, иллюстрации, бланки, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деят-ти учителя

Содержание деят-ти обучающегося
(осущ. действия)

Формируемые способы деят-ти

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

Настраиваются на учебную деятельность. Концентрация внимания на работе на уроке.

Формировать навыки самоорганизации

II. Проверка домашнего задания

Способствует проверке домашнего задания в парах. Организует анализ решения задания.
Задание.
Площадь дна кастрюли равна 1300 см2. Вычислите, насколько увеличится давление кастрюли на стол, если в неё налить воду объемом 3,9л.

Проверяют домашнее задание у соседа по парте. Фиксируют найденные ошибки. Оценивают домашнюю работу одноклассников.

Ответ: P = 300Па

Уметь оценивать достижения других людей.

III. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся.
Постановка
учебной задачи

- Могут ли молекулы газа и жидкости свободно перемещаться относительно друг друга по всем направлениям?
- Как объяснить, что на реке или озере при мельчайшем дуновении ветра появляется рябь?
Вопрос запуска постановки учебной задачи:
- Достаточно ли у вас знаний, чтобы ответить на поставленные вопросы? Есть ли необходимость изучить вопрос передачи давления жидкостями и газами?
Формулирует учебную задачу:
- Изучить вопрос передачи давления жидкостями и газами.

Отвечают на вопросы.
Строят предположения.

Осознают важность решения поставленной учебной задачи.

Развивать навыки целеполагания.

IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.
Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.
- Внимательно прочитайте тему урока.
- Что от вас ожидается сегодня на уроке?
- Чему нужно научиться?
- Какие цели и задачи урока вы бы предложили?

Записывают в тетрадь тему урока.
Участвуют в формировании целей и задач урока:
- понять смысл закона Паскаля;
- научиться находить и анализировать проявления закона Паскаля в окружающем нас мире.

Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу

V. Создание
ситуации затруднения.
Изучение
нового материала

Организовывает обсуждение иллюстрации.

Задает вопросы:
- Как объяснить то, что вы видите на иллюстрации?
- Приходилось ли вам раньше наблюдать аналогичные явления?
Формулирует закон Паскаля.
Закон Паскаля. Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях.
Организовывает работу в парах. Предлагает ученикам объяснить закон Паскаля своим напарникам.
Предлагает учащимся внимательно рассмотреть иллюстрацию и определить, как данный опыт подтверждает закон Паскаля. Заполняют бланки.

Принимают участие в обсуждении.
Отвечают на вопросы.

- Раньше я видел аналогичное явления, но не задумывался, почему так происходит.
Изучают определение закона Паскаля.
Объясняют закон Паскаля своими словами.

Заполняют бланк:

Описание опыта.
Полый шар имеет в различных местах узкие отверстия. К шару присоединена трубка, в которую вставлен поршень. Если набрать воды в шар и вдвинуть в трубку поршень, то вода польется изо всех отверстий шара. Частицы воды, находящиеся под поршнем, уплотняясь, передают его давление другим слоям, лежащим глубже. В результате часть воды выталкивается из шара в виде одинаковых струек, вытекающих из всех отверстий.

Мои комментарии:
- Данный опыт я понял…
- Я убедился…
- Меня впечатлило в опыте…

Выражать свои мысли в соответствии с задачей.

Уметь анализировать графическую информацию.

VI.Закрепление изученного материала

Проводит беседу по вопросам:
- Чем отличается газ от жидкости?
- Какое общее свойство имеют жидкости и газы?
- Как зависит давление газа от его плотности?
- Как газы и жидкости передают давление? Почему?

Отвечают на вопросы.
- Расстояние между молекулами в газе гораздо больше, чем в жидкости. Поэтому жидкости практически несжимаемы. Жидкость может принимать форму сосуда, в которую она налита. Газ занимает весь предоставленный ему объем.
- Отсутствие определенной формы.
- При постоянной температуре плотность газа прямо пропорциональна его давлению.
- Во все направления, так как они практически несжимаемы

Уметь осуществлять самопроверку и самоконтроль

VII.Решение заданий

Организует самостоятельную работу.
Задание 1. Выполняется ли закон Паскаля в невесомости? Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.

Задание 2. Почему колбу с тонкими стенками, в которую налита вода, закрывают так, чтобы пробка не давила непосредственно на жидкость?

Задание 3. Опишите простой способ удаления вмятины на шарике для настольного тенниса.

Задание 4. Используя закон Паскаля, объясните, почему зубную пасту легко выдавить из тюбика.

Задание 5. Почему при выливании воды из медицинской грелки не слышно такого «бульканья», как при выливании воды из стеклянной бутылки?

Самостоятельно решают задания.
Решение:
1. Закон Паскаля утверждает, что внешнее давление передается в любую точку жидкости или газа; эта способность к передаче давления связана с характером движения молекул в жидкостях или газах, но никак не связана с понятием веса. Поэтому закон Паскаля выполняется и в состоянии невесомости.
При приеме пищи космонавты пользуются тюбиками с едой. Надавливая на тюбик с одной стороны, они имеют возможность, есть пищу с другой стороны тюбика.

2. Пробка будет давить на воду, повысится давление, вода будет давить на стенки колбы, и колба может лопнуть.

3. Чтобы удалить вмятину на шарике для настольного тенниса, шарик погружают в горячую воду.

4. Закон Паскаля гласит, что давление в жидкостях и газах передается равномерно во всех направлениях. Паста - это жидкость, передавая давление, мы передаем его по всем направлениям. Поскольку в тюбике открыта только одна сторона тюбика, паста выходит именно оттуда.

5. По мере вытекания воды из стеклянной бутылки объём находящегося над водой воздуха возрастает, из-за чего происходит уменьшение давления в бутылке. Когда разность давления снаружи и внутри становится слишком большой, воздух начинает поступать внутрь.
Стенки грелки имеют особенность менять свою форму, по мере выливания воды из грелки ее стенки изгибаются, тем самым сохраняя разницу внутреннего и внешнего давления

Развивать умение самостоятельно принимать решения.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами:
- Понимаю ли я суть закона Паскаля?
- Над чем я задумался во время изучения закона Паскаля?
- Что больше всего мне запомнилось на уроке?
- Достиг ли я поставленных целей и задач урока?

Подводят итоги своей работы на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности

IX.Домашнее задание

-Объяснить домавсем закон Паскаля. Узнать, насколько хорошо они поняли ваше объяснение.
§ 38, упр.15
Помогает учащимся выбрать задание из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся.

Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание

Формировать навыки самоорганизации