Летний интеллектуальный краеведческий лагерь

Разделы: Начальная школа, Краеведение

Ключевые слова: летний лагерь


В летний период младшим школьникам очень важно не только укреплять здоровье, но и расширять свой кругозор. Этому могут способствовать еженедельные тематические занятия. Одним из востребованных направлений для учащихся начальных классов является краеведение. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Программа рассчитана на 10 занятий для возрастной категории учащихся 3-5 класса.

Цель - научить школьников самостоятельно выявлять проблему и находить пути ее решения, создать природный образ малой Родины, всесторонне и комплексно изучить природу Калининградской области.

Задачи:

  • Создать условия для формирования знаний учащихся о географическом положении, рельефе, климате, особенностях вод и биосферы на местном материале.
  • Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через различные источники географических знаний.
  • Способствовать воспитанию любви к своей малой родине, нравственности и патриотизма.
  • Способствовать формированию экологической, географической и краеведческой культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Основным критерием результативности занятий выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:

  • наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия; активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
  • широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
  • овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством)
  • овладение опытом исследовательской и проектной деятельности

Содержание курса

Занятие 1. Географическое положение Калининградской области.

Познакомить учащихся с географическим положением Калининградской области, учить находить её на карте. Работа с картой.

Знать: географическое положение Калининградской области, страны-соседи.

Уметь: находить Калининградскую область на карте, показывать её границы.

Занятие 2. Символика Калининградской области.

Познакомить школьников с основными символами Калининграда и Калининградской области: гимн, герб, флаг.

Познакомить учащихся с понятием «гимн» и гимном РФ и родного края.

Знать: герб и флаг родного края.

Уметь: исполнять гимн РФ.

Занятие 3. Природные богатства Калининградской области.

Полезные ископаемые Калининградской области, экологические опасности при их добыче. Работа с картой.

Знать: основные полезные ископаемые, добываемые в Калининградской области.

Уметь: читать основные символы, обозначающие полезные ископаемые.

Занятие 4. Историко-художественный музей.

Посещение краеведческого музея знакомство с историей края на наглядном материале музея.

Уметь: рассказывать о представленных в музее экспозициях.

Занятие 5. Из истории города-крепости.

Кратко познакомить учащихся с историей Калининграда и Калининградской области.

Знать: основные события и даты из истории родного края.

Уметь: рассказать об этих событиях.

Занятие 6. Музей Мирового океана.

Познакомить учащихся с особенностями Балтийского моря, его значение. Экологические опасности.

Знать: типичных представителей Балтийского моря.

Уметь: называть основные экологические проблемы Балтийского моря; рассказывать о его значении в жизни региона.

Занятие 7. Животные и растения Калининградской области.

Разнообразие растительного и животного мира Калининградской области. Красная книга Калининградской области.

Знать: основных представителей растительного и животного мира Калининградской области.

Уметь: приводить примеры животных и растений, относящихся занесённых в красную книгу.

Занятие 8. Достопримечательности Калининграда.

Познакомить детей с главными достопримечательностями родного города: архитектурными и природными.

Знать: достопримечательности Калининграда.

Уметь: рассказывать о достопримечательностях Калининграда.

Занятие 9. Знаменитые калининградцы. Улицы нашего Калининграда.

Знаменитые фамилии в истории нашего региона. Улица, на которой я живу. Чьё имя она носит.

Знать: фамилии знаменитых калининградцев, род их деятельности.

Уметь: показывать свою улицу на карте Калининграда.

Занятие 10. Великая Отечественная война в истории нашего края.

Подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений о Великой Отечественной войне в истории нашего края.

Уметь: находить информацию в различных источниках; представлять результаты своего труда.