В летний период младшим школьникам очень важно не только укреплять здоровье, но и расширять свой кругозор. Этому могут способствовать еженедельные тематические занятия. Одним из востребованных направлений для учащихся начальных классов является краеведение. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Программа рассчитана на 10 занятий для возрастной категории учащихся 3-5 класса.
Цель - научить школьников самостоятельно выявлять проблему и находить пути ее решения, создать природный образ малой Родины, всесторонне и комплексно изучить природу Калининградской области.
Задачи:
- Создать условия для формирования знаний учащихся о географическом положении, рельефе, климате, особенностях вод и биосферы на местном материале.
- Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через различные источники географических знаний.
- Способствовать воспитанию любви к своей малой родине, нравственности и патриотизма.
- Способствовать формированию экологической, географической и краеведческой культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Основным критерием результативности занятий выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:
- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия; активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
- широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
- овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством)
- овладение опытом исследовательской и проектной деятельности
Содержание курса
Занятие 1. Географическое положение Калининградской области.
Познакомить учащихся с географическим положением Калининградской области, учить находить её на карте. Работа с картой.
Знать: географическое положение Калининградской области, страны-соседи.
Уметь: находить Калининградскую область на карте, показывать её границы.
Занятие 2. Символика Калининградской области.
Познакомить школьников с основными символами Калининграда и Калининградской области: гимн, герб, флаг.
Познакомить учащихся с понятием «гимн» и гимном РФ и родного края.
Знать: герб и флаг родного края.
Уметь: исполнять гимн РФ.
Занятие 3. Природные богатства Калининградской области.
Полезные ископаемые Калининградской области, экологические опасности при их добыче. Работа с картой.
Знать: основные полезные ископаемые, добываемые в Калининградской области.
Уметь: читать основные символы, обозначающие полезные ископаемые.
Занятие 4. Историко-художественный музей.
Посещение краеведческого музея знакомство с историей края на наглядном материале музея.
Уметь: рассказывать о представленных в музее экспозициях.
Занятие 5. Из истории города-крепости.
Кратко познакомить учащихся с историей Калининграда и Калининградской области.
Знать: основные события и даты из истории родного края.
Уметь: рассказать об этих событиях.
Занятие 6. Музей Мирового океана.
Познакомить учащихся с особенностями Балтийского моря, его значение. Экологические опасности.
Знать: типичных представителей Балтийского моря.
Уметь: называть основные экологические проблемы Балтийского моря; рассказывать о его значении в жизни региона.
Занятие 7. Животные и растения Калининградской области.
Разнообразие растительного и животного мира Калининградской области. Красная книга Калининградской области.
Знать: основных представителей растительного и животного мира Калининградской области.
Уметь: приводить примеры животных и растений, относящихся занесённых в красную книгу.
Занятие 8. Достопримечательности Калининграда.
Познакомить детей с главными достопримечательностями родного города: архитектурными и природными.
Знать: достопримечательности Калининграда.
Уметь: рассказывать о достопримечательностях Калининграда.
Занятие 9. Знаменитые калининградцы. Улицы нашего Калининграда.
Знаменитые фамилии в истории нашего региона. Улица, на которой я живу. Чьё имя она носит.
Знать: фамилии знаменитых калининградцев, род их деятельности.
Уметь: показывать свою улицу на карте Калининграда.
Занятие 10. Великая Отечественная война в истории нашего края.
Подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений о Великой Отечественной войне в истории нашего края.
Уметь: находить информацию в различных источниках; представлять результаты своего труда.