Разработка урока "Внутреннее строение и размножение птиц"

Разделы: Биология


Подробный план-конспект урока, проводимого с использованием ЦОР

Урок по биологии в 7 классе.

Тема: Класс Птицы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Цель: создание педагогической ситуации, способствующей обучению, развитию и воспитанию учащихся при изучении темы «Внутреннее строение и размножение птиц».

Задачи:

Обучающие задачи:

  • сформировать в сознании учащихся понятие об особенностях строения внутренних органов птиц, связанных с их образом жизни;
  • познакомить учащихся со значением каждой системы органов для жизни птиц;
  • научить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов и их систем;
  • познакомить учащихся с усложнением организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися;

Развивающие задачи:

  • способствовать обогащению и усложнению словарного запаса учащихся через изучение новых биологических понятий;
  • создать условия для развития внимания при объяснении нового материала;
  • способствовать развитию у учащихся наглядно-образного и логического мышления при демонстрации схем и изображений;
  • способствовать развитию памяти, речи, самостоятельности, развитию умения выделять главное в изучаемом материале, развитию умения сравнивать.

Воспитывающие задачи:

  • способствовать формированию в сознании учащихся естественно-научной картины мира;
  • способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к своему труду и к труду учителя;
  • создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни;
  • воспитывать у учащихся умение внимательно слушать товарища, доброжелательно, но объективно оценивать его ответ.

Последовательность отдельных этапов урока:

  1. Организационный момент - 1 минута
  2. Проверка знаний и умений - 5 минут
  3. Изучение нового материала - 32 минуты
  4. Первичное закрепление и проверка понимания материала - 5 минут
  5. Инструктаж по домашнему заданию - 1 минута
  6. Подведение итогов урока - 1 минута

Методы, используемые на уроке:

  1. Словесный: беседа, объяснение;
  2. Практический: оформление схем, работа с текстом учебника, с презентацией.

Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, частично-поискового метода.

Оборудование: компьютер учителя, презентация, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент - 1 минута

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Давайте отметим, кто сегодня отсутствует (…)

2. Проверка знаний и умений - 2 минуты

Как вы помните, на прошлом уроке, мы с вами познакомились с особенностями скелета и мускулатуры птиц. Повторяйте 2 минуты изученный материал.

После этого я спрошу 1 человека у доски.

3. Изучение нового материала - 30 минуты

Прежде, чем перейти к изучению нового материала, мы должны вспомнить: Какие особенности строения позволяют птицам подняться в небо?

Предполагаемые ответы.

Правильный ответ:

  1. Обтекаемая форма тела
  2. Тело покрытое перьями
  3. Отсутствие зубов
  4. Полые кости
  5. Сросшийся скелет

Ранее мы с вами познакомились с особенностями внешнего строения птиц, а также с особенностями строения скелета и мускулатуры птиц. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Предполагаемые ответы.

Тема нашего урока: «Внутреннее строение и размножение птиц». Открываем тетради, подписываем число и тему нашего урока (слайд №1).

Давайте подумаем, какую цель нам сегодня предстоит решить? Предполагаемые ответы.

Правильный ответ:

Целью урока является: изучение внутреннего строения и размножения птиц (слайд №2).

А теперь назовите задачи нашего урока. Предполагаемые ответы.

Правильный ответ:

  1. Изучить особенности внутреннего строения представителей класса Птицы;
  2. Изучить функции каждой системы органов птиц;
  3. Познакомиться с особенностями размножения птиц (слайд №2).

Давайте вспомним, какие системы органов живых организмов мы с вами знаем?

Предполагаемые ответы.

Правильный ответ:

  1. Опорно-двигательная
  2. Пищеварительная
  3. Выделительная
  4. Дыхательная
  5. Нервная
  6. Кровеносная
  7. Половая

Пищеварительная система

И первая система, о которой мы поговорим, Пищеварительная. Подписываем в тетради заголовок Пищеварительная система.

Для начала мы должны выяснить значение пищеварительной системы. Подписываем подзаголовок Значение.

На странице 197 найдите, каково значение данной системы для жизнедеятельности птиц. Предполагаемые ответы.

Правильный ответ:

Значение пищеварительной системы:

  1. источник энергии
  2. источник строительного материала
  3. необходима для поддержания постоянной температуры тела.

Температура тела у птиц очень высокая. Значительно выше, чем у человека. Например, у певчего дрозда она достигает 45,5 градуса Цельсия, а в среднем для всех птиц (если можно говорить о средней) она равна примерно 42 градусам.

Теперь мы поговорим об отделах пищеварительной системы. Подписываем подзаголовок Отделы пищеварительной системы (слайд № 3,4).

На странице 197 найдите, какие отделы пищеварительной системы есть у птиц? Предполагаемые ответы.

Давайте обратим внимание на данный слайд: здесь изображена пищеварительная система птицы с обозначением ее отделов (разъяснение учителем).

Выделительная система

Следующая система, о которой мы поговорим - Выделительная. Подписываем заголовок Выделительная система.

С помощью материала на странице 197 найдите, чем представлена данная система у птиц и заполните схему (слайд №5).

Схема 1. Выделительная система

Органы выделения - …



Предполагаемые ответы.

Правильный ответ (слайд №6):

Схема 1. Выделительная система

Органы выделения - почки

мочеточники

клоака

На данном слайде (слайд №7) изображена мочеполовая система самца и самки птицы (разъяснение учителя).

Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?

Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: во-первых, это приспособление к полету: уменьшение веса; во-вторых, продуктом обмена у птиц является мочевая кислота, которая обладает плохой растворимостью, поэтому может закупоривать мочевыми солями проводящие пути, если не будет проходить по мочевыделительным путям очень быстро. Она не должна застаиваться, поэтому мочевого пузыря нет.

Дыхательная система

Следующая система, которую мы изучим, Дыхательная. Подписываем заголовок - Дыхательная система.

Мы с вами должны поговорить об особенностях дыхательной системы птиц. Но прежде, чем мы это сделаем, вспомните и назовите функции дыхания. Предполагаемые ответы.

Правильный ответ:

Значение дыхательной системы:

  1. Обеспечение организма кислородом;
  2. Удаление углекислого газа, паров воды.

Запишите это в тетради.

На странице 197 найдите, чем представлены органы дыхания у птиц. Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: легкие и воздушные мешки.

Переносим схему в тетрадь (слайд №8).

Подписываем подзаголовок Особенности строения дыхательной системы. На странице 197 найдите особенности данной системы. Предполагаемые ответы.

Правильный ответ (опираясь на слайд №9):

Особенности строения дыхательной систем:

  1. Легкие небольшие, плохо растягиваются
  2. Легкие соединены с воздушными мешками, которые расположены между внутренними органами и мышцами, а их ответвления распределены под кожей и во внутренних полостях костей.
  3. Дыхание двойное: газообмен в легких осуществляется как при вдохе, так и при выдохе

Назовите значение двойного дыхания. Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: Благодаря двойному дыханию птица не задыхается во время полета.

Кровеносная система

С какой системой наиболее тесно связана дыхательная система? Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: с кровеносной.

Подписываем следующий заголовок - Кровеносная система.

Давайте вспомним, из каких 2 частей состоит кровеносная система позвоночных животных? Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: сердце и сосуды.

Какие разновидности сосудов мы знаем? Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: артерии, вены и капилляры.

Перенесите эту схему в тетрадь (слайд №10).

На странице 199 найдите, из каких камер состоит сердце птицы? Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: 2 предсердий и 2 желудочков. Обратите внимание на рисунок на слайде №. Давайте дополним нашу схему в тетради.

Подписываем подзаголовок особенности кровеносной системы птиц.

Как вы думаете, какая у птиц кровеносная система: замкнутая или незамкнутая? И почему? Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: замкнутая, потому что кровь движется только по сосудам. Запишем это в тетрадь.

На странице 199, найдите, какие круги кровообращения имеются у представителей класса Птицы? Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: 2 круга кровообращения (большой и малый). Запишите в тетрадь.

Теперь разберем значение кровеносной системы. Подписываем подзаголовок: Значение кровеносной системы. Назовите мне основные функции кровеносной системы.

Предполагаемые ответы.

Правильный ответ:

Значение кровеносной системы:

  1. Снабжение клеток и тканей кислородом и питательными веществами;
  2. Удаление углекислого газа и продуктов распада из организма. Запишем в тетрадь.

Сердце у птиц сокращается чаще, чем у пресмыкающихся. Как вы считаете, можно ли считать это преимуществом и почему? Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: да, можно, потому что кровь разносится по телу быстрее и все органы лучше снабжаются кислородом и питательными веществами. Благодаря этому обмен веществ у птиц протекает очень интенсивно и они имеют постоянную высокую температуру тела.

Вот некоторые цифры: у коршуна установлено 250 пульсации сердца в минуту, у воробья 460, а у крохотной колибри ее внутренний мотор работает с непостижимой быстротой более 1000 сокращений в минуту.

Нервная система

Благодаря какой системе организм воспринимает раздражения окружающей среды и отвечает на них тем или иным образом? Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: благодаря нервной.

Подписываем заголовок Нервная система.

Давайте вспомним из каких 2 частей состоит нервная система позвоночных?

Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: центральной и периферической.

Что относится к центральной нервной системе, а что к периферической? Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: к центральной - головной и спинной мозг, к периферической - нервы и нервные узлы.

Верно. Перенесите схему с данного слайда себе в тетрадь (слайд № 11)

Подписываем подзаголовок особенности нервной системы птиц.

На странице 199-200 найдите принципиальные отличия нервной системы птиц от нервной системы пресмыкающихся. Предполагаемые ответы.

Правильный ответ:

  1. В головном мозге хорошо развиты большие полушария переднего мозга, что способствует более совершенному приспособительному поведению;
  2. Увеличены зрительные доли среднего мозга, поэтому у птиц хорошее зрение;
  3. Развит мозжечок - центр координации и согласованности движений в полете.

Органы чувств

С какими органами очень тесно связана нервная система? Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: с органами чувств.

Давайте заполним схему «Органы чувств птиц». Подпишите посередине тетради заголовок Органы чувств и выпишите их со страницы 200, под стрелочками.

Схема. Органы чувств

Половая система

Следующая система, о которой мы поговорим, обеспечивает воспроизведение себе подобных. О какой системе мы будем вести речь? Предполагаемые ответы.

Правильный ответ: о половой.

Подписываем заголовок - Половая система.

Давайте заполним схему «Половая система птиц» вместе (слайд №12).

Схема: «Половая система птиц»

Строение яйца птицы

Мы должны обсудить с вами строение яйца птицы. Получить представление о внутреннем строении яйца птицы можно, рассмотрев хорошо знакомое все куриное яйцо.

Давайте рассмотрим слайд №14, на котором изображено внутреннее строение яйца птицы. Давайте заполним схему «Строение яйца птицы» с помощью данного изображения.

Схема. Строение яйца птицы

4. Первичное закрепление и проверка понимания материала - 5 минут

Сейчас, я вам выдам карточки, которые позволят нам выяснить степень усвоения вами материала темы урока. Поработайте минуты 2 с данной карточкой.

Ребята, а теперь устно ответьте мне на вопросы (слайд №15):

  1. Перечислите системы органов птиц.
  2. Назовите отделы, входящие в состав пищеварительной системы птиц.
  3. Какие функции выполняет железистый, а какие мускульный отделы желудка?
  4. Чем представлена выделительная система птиц?
  5. Назовите, в чем заключаются особенности дыхательной системы птиц?
  6. Назовите особенности кровеносной системы птиц.
  7. Из каких отделов состоит нервная система птиц?
  8. Перечислите органы чувств птиц.
  9. Чем представлены органы размножения у самок и самцов птиц?
  10. Расскажите о строении яйца птицы.

5. Инструктаж по домашнему заданию - 1 минута

  • §48 читать
  • Записи из тетради учить

Слайд №16.

6. Подведение итогов работы на уроке - 1 минута

Таблица 1. Поэтапная деятельность учителя и учащихся в ходе урока

Деятельность
Этапы

Учителя

Учащихся

1. Организационный момент

Проверяет готовность учеников к уроку

Выясняет у дежурного присутствие учеников

Готовит учебные принадлежности

Говорит, кто отсутствует на уроке

2. Проверка знаний и умений

Говорит вопросы для устного опроса по пройденному материалу

Повторение изученного материала и устный ответ у доски

3. Изучение нового материала

Актуализация темы урока через наводящие вопросы

Говорит цель урока

Объяснение нового материала, инструктаж о выполнении заданий

Задает вопросы

Слушает, высказывает мнение, записывает число и тему

Слушает

Участие в беседе, выполнение заданий

Отвечает на поставленные вопросы

4. Первичное закрепление и проверка понимания материала

Задает вопросы по пройденному материалу

Устно дает ответы на вопросы

5. Инструктаж по домашнему заданию (организационный момент в конце урока)

Задает домашнее задание

Дает комментарии по домашнему заданию

Записывает

Слушает