НОД по художественно-эстетическому развитию для детей 6–7 лет на тему «На семи холмах – град Москва стоит»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: достопримечательности Москвы


Интеграция образовательных областей:

  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Физическое развитие».

Задачи:

  • Развивать художественное восприятие детей в процессе ознакомления с архитектурными памятниками русской истории.
  • В ходе виртуальной экскурсии обогащать опыт восприятия многообразии красоты в пространстве города Москва (на примере фасадов Соборов Успенского, Благовещенского, Архангельского).
  • Способствовать развитию фантазии детей посредством рисования песком на световых столах архитектурных элементов.
  • Совершенствовать творческие способности детей в ходе рисования 3D ручкой архитектурных элементов собора. (Художественно-эстетическое развитие).
  • Закреплять в речи детей названия архитектурных терминов: фасад, портал, кокошник, полукружья, барабан, купол, арки и т.д.
  • Развивать связную речь дошкольников в процессе игры «Интервью».
  • Упражнять детей в подборе прилагательных для описания собора. (Речевое развитие)
  • Упражнять дошкольников в количественном счете, формировать представления об истории русского головного убора, использовать метод сравнения в процессе знакомства с архитектурными элементами соборов Московского Кремля. (Познавательное развитие)
  • Воспитывать патриотические чувства и гордость за свою Родину.
  • Продолжать формировать бережное отношение к памятникам архитектуры России. (Социально-коммуникативное развитие).
  • Развивать двигательную активность посредством физминутки. (Физическое развитие).

Методы и приемы

  • наглядные: рассматривание слайдовой презентации с изображением достопримечательностей города Москва, видео презентация «Музей Московского Кремля», древне - русских головных уборов (московская кичка, «моршень», кика, кокошник, венец).
  • словесные: речевые игры, беседа, вопросы к детям, метод сравнения.
  • практические: «Рисование на песке», игра «Я - реставратор» (подбор цветных пластиковых прутьев), рисование 3D ручкой архитектурных элементов Успенского собора на трафаретах.

Материал и оборудование: интерактивная доска, электронное пособия: «Интервью», «Подбери головной убор», музыкальное сопровождение продуктивной деятельности дошкольников А. Вивальди «Времена года», световые столы, песок, игрушечный микрофон, 3D ручки, трафареты архитектурных элементов, плоскостное панно Успенского собора (мозаичная аппликация формат А3).

Форма организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза «Москва-река» (Е.Егорова)

Изобразительная

Рисование на песке, игра «Я реставратор», рисование 3D ручкой архитектурных элементов Успенского собора

Познавательно-
исследовательская

Просмотр видео презентации «Музеи Московского Кремля».

Коммуникативная

Беседа. Вопросы к детям. Прослушивание стихотворения, проговаривание считалочки.

Музыкальная

Музыкальное сопровождение продуктивной деятельности дошкольников А.Вивальди «Времена года».

Игровая

Электронное пособие «Интервью», «Подбери головной убор».

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Предлагает продолжить путешествие по Московскому Кремлю. Видео презентация «Музей Московского Кремля». «Успенский собор».
Педагог читает стихотворение (Фёдор Глинка):

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

За стенами и башнями древнего Кремля - волшебный город!
На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожие на огромную драгоценную шкатулку. Успенский собор, самый главный и большой, он был построен из белого кирпича, построен итальянским архитектором (Аристотелем Фьораванти), здесь московские государи венчались на царство.

Прослушивают стихотворение. Рассматривают видео презентацию о царском соборе.

Знакомятся с архитектурными элементами. Уточняют, для кого он был важен: венчание на царство князей.

2

Электронное пособие «Интервью»
(с микрофоном) на интерактивной доске.
На примере Успенского собора, педагог предлагает выбрать с помощью считалочки, корреспондента, который задает вопросы к детям.

За морями, за горами,
За дремучими лесами.
На пригорке - теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдёт,
Тот из круга вон пойдёт.

Например: Из чего построен собор? (из белого кирпича) Сколько куполов? Какого цвета главы? Дайте характеристику собору, какой он? Назовите архитектурные элементы?
Чем украшены, стены и фасад собора? (кокошниками, полукружиями, маленькими колоннами, арками). Уточняет, что по горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн, арок.

На слайде рассматривают Успенский собор.
Отвечают на вопросы.

Находят архитектурные элементы: барабан, кокошник, паперть - вход перед собором,
Используют в речи прилагательные, характеризующие собор.
Например: величественный, торжественный, парадный, царский, украшенный, красивый и т.д.
Закрепляют название архитектурных элементов.

3

Продуктивная деятельность
«Рисование на песке».
Педагог предлагает детям выполнить задание в парах: каждая команда будет рисовать на световых столах, архитектурные элементы собора (кокошник, полукружья, барабан, купол, арки и т д.).

Дети выполняют творческое задание в парах.

Проявляют творческие способности. Взаимодействуют друг с другом, договариваются, обсуждают, выполняют задание сообща.

4

Динамическая пауза «Москва-река» (Е.Егорова)

Течёт Москва-река
(движениями рук волнистыми, изображают реку)
В Москву издалека,
(встают в круг, поднимают руки вверх)
И в неё глядится Славная столица:
(приседают, опускают голову вниз)
Башни и мосты,
(поднимают руки, соединяя ладони над головой, руки в стороны разводят)
Парки и сады,
(берутся за руки, изображают деревья качающие)
Улицы широкие,
(широкий круг)
Здания высокие,
(поднимают прямые руки, тянуться на носочках)
Купола Кремля.
(изображают купала над головой)
И мои друзья…
(берутся за руки, называют друг друга по имени слева, начинает воспитатель)

Повторяют движения вместе с педагогом, четко проговаривая слова.

Снимают мышечное напряжение. Одновременно произносят слова и дружно выполняют движения.

5

Электронное пособие «Подбери головной убор»
Предлагает на интерактивной доске, рассмотреть головные уборы древне - русского костюма: московская кичка, «моршень», кика, кокошник, венец, кокошник.
Рассматривают фрагмент архитектурного ансамбля.

Рассматривают на слайде головные уборы, сравнивают с архитектурными элементами.

Проявляют активность, инициативу в речевых высказываниях. Любуются головными уборами, подбирают похожий головной убор к архитектурному элементу собора.

6

Предложить продолжить просмотр видео (Музеи Московского Кремля)
Благовещенского и Архангельского собора.
Где находятся? (на Соборной площади)
Из чего построены соборы? (из камня, каменные)
Кто украшал соборы? (иконописец)
Назовите иконописцев?
(Андрей Рублев, ученик Феофан Грек)
Какие центральные иконы: Спас, Богородица, Иоанн Предтечи.

Просматривают видео презентацию.
Отвечают на вопросы.

Анализируют изображение. Сравнивают, находят сходства между соборами:
- по форме
- по архитектурным элементам
- по принадлежности (для кого они важны, домовая церковь великого московского князя, усыпальница великих царей и князей).

7

Продуктивная деятельность «Я реставратор»
Предлагает отреставрировать панно, добавить цвет, архитектурным элементам.
Выполнить рисование 3D ручкой архитектурных элементов Успенского собора (под музыкальное сопровождение А. Вивальди «Времена года»).
Предлагает выполнить задание в парах совместно с педагогом, по трафарету:
(контур купола, глава - декоративное завершение купола, закомара- полукруглое завершение стены, кокошник, ложные окна, арки) Предлагает расположить архитектурные элементы на репродукции фасада собора (аппликация мозаичным способом).

Выбирают трафарет по желанию, называют архитектурный элемент, уточняют цвет, например: желтым цветом можно нарисовать купол, главу - белым цветом, ложные окна светло- коричневым, белым, арочные окна голубым цветом и .д.

Проявляют творчество, фантазию, изображая архитектурные элементы.

8

Педагог организует выставку коллективной работы (плоскостное панно) Успенского собора.

Выставляют совместную работу на столе. Любуются, высказывают свое мнение. Оценивают работы сверстников (элементы архитектуры, выполненные 3D ручкой).

Подбирают, выкладывают архитектурные элементы на плоскости изображения, украшают собор.

9

Рефлексия деятельности.
Беседует с детьми о том, понравилось ли путешествие по Московскому Кремлю.
Какие достопримечательности Древней Москвы вам понравились?
Назовите одну из профессий с которой познакомились в ходе занятия? (архитектор, экскурсовод, корреспондент, иконописец, реставратор) и т.д.
А вы видели подобные сооружения в нашем городе?
(Храм Табынской Божьей матери) Наш храм - частица культуры государства. Так как он создан, построен по образу древних мастеров, и мы должны сохранить наше наследие для наших потомков.

Рефлексируют деятельность.

Делятся впечатлениями о наиболее интересных для себя заданиях, в выполнении которых они участвовали.