Категория дошкольников с ССД представляет собой особую группу детей, которая вызывает много вопросов и трудностей в организации обучающих процессов. Как правило такие дети страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата в средней или тяжелой форме, нарушениями слуха и зрения, и как следствие страдают познавательное и речевое развитие.
Представленные игры представляют собой комплексы игровых заданий и упражнений, направленных на развитие у детей зрительного и слухового восприятия, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики и простой предметной деятельности, слухового внимания и памяти, формирование и развитие понимания обращенной речи, навыков коммуникации.
Следует отметить, что при проведении описанных комплексов игр и упражнений нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности детей. Например, при выполнении двигательных упражнений, действий с предметами и игрушками детям, может понадобиться помощь при выполнении движений, захвате и удержании в руках предметов. При предъявлении предметов и картинок учитываются индивидуальные особенности зрительного восприятия. Словесные инструкции должны быть простыми и понятными, при необходимости они должны сопровождаться побудительным действием со стороны взрослого, примером выполнения задания.
Подобранные игры и упражнения можно проводить как в индивидуальной форме работы, так и в небольших подгруппах, если это позволяют способности детей или в занятии принимают участие сопровождающие лица.
Комплексы игр для детей с ССД
1. Комплекс «ИГРУШКИ»
Оборудование: рамка-вкладыш «Игрушки», юла или цветные волчки, пирамидка, массажный мячик, плюшевый или из пвх мишка, картинки «юла», «мишка», «пирамидка», «мячик», такие же картинки разрезанные на две одинаковые части.
Ребенку дают рассмотреть рамку вкладыш с фигурками игрушек, называют, показывают и предлагают выбрать одну из них. В зависимости от выбора ребенка, проводится игра с соответствующим предметом. Фигурка откладывается в сторону или ребенку предлагают найти картинку с такой игрушкой и положить фигурку на нее.
«Пирамидка». Ребенку дают пирамидку, дают возможность ее рассмотреть, а потом предлагают ее разобрать и собрать заново. Перед ребенком раскладываются колечки, он должен показать самое большое. Выбранное колечко педагог закручивает вокруг своей оси или пускает по столу к ребенку, который должен его поймать и надеть на ось пирамидки.
«Юла»/«Волчки». Ребенок запускает юлу по очереди правой и левой рукой. Предлагаем пропеть звуки «А», «О», «У», «И». Выбирает по названному цвету соответствующий волчок, запускает, ловит или ждет остановки. Затем волчок опускает в соответствующий по цвету стаканчик.
«Мишка». Ребенку предлагают рассмотреть игрушку, показать глазки, носик, ушки. Далее под песенку «Мишка косолапый» выполняются движения.
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою топ. Больше я не буду шишки собирать. Лягу я в берлогу, буду крепко спать. |
Переваливаемся с ноги на ногу, покачиваемся
Приседаем и «берем» шишки Показываем ладонью на лоб Топаем ногой «Грозим» указательным пальцем Сложить ладошки под щекой, закрыть глаза |
«Мячик». Выполняем движения под песенку «Колобок» (Татьяна Морозова)
1 куплет
|
Правая рука
Прокатываем массажный мячик по руке от кисти к плечу и обратно
|
2 куплет
|
Левая рука
Прокатываем массажный мячик по руке от кисти к плечу и обратно
|
После выполнения упражнений ребенку предлагают собрать разрезные картинки из двух половинок и вернуть фигурки обратно в рамку вкладыш.
2 комплекс «ЗВЕРЮШКИ»
Оборудование: рамка-вкладыш «зверюшки», картинки-карточки с изображениями кошки, собаки, зайца, лягушки, рыбки, косточки, морковки, комара, будки, леса, пруда, лежанки.
Ребенку дают рассмотреть рамку вкладыш с фигурками животных, называют, показывают и предлагают выбрать одну из них. В зависимости от выбора ребенка, проводится игра с соответствующей темой. Фигурка откладывается в сторону.
«Зайчик»
Серый зайка на полянке
|
Показать руками зайкины ушки на голове
|
«Лягушка»
Лягушка, лягушка
|
Гладим свой животик по очереди двумя руками
|
«Собака»
Молодого злого пса
|
Хлопаем в ладоши 4 раза
|
«Кошка»
Рыженькая кошечка
|
Поглаживать кисти рук
|
После выполнения упражнений ребенку предлагают найти картинку с животным, подобрать картинки, что ест и где живет. Фигурку ребенок возвращает в рамку вкладыш.
3. Комплекс «ФИГУРКИ»
Оборудование: рамка-вкладыш с геометрическими фигурами круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, по 3-4 кубика четырех основных цветов, по 2-3 больших деревянных бусины четырех основных цветов и шнурок с деревянной палочкой, три «крыши» и фигурки лошадки, коровки и овечки, по 3 деревянных брусочка четырех основных цветов и 4 таких же цветов машинки.
Ребенку дают рассмотреть рамку вкладыш с геометрическими фигурами, показывают, называют и предлагают выбрать одну из них. В зависимости от выбора ребенка, проводится игра с соответствующей темой. Фигурка откладывается в сторону.
«Круг». Ребенку предлагают рассмотреть фигуру, а затем выбрать круглые предметы. Самостоятельно или с помощью взрослого ребенок нанизывает на шнурок деревянные бусины. Можно предложить ребенку выбирать бусины, цвет которых называет взрослый. В случае если ребенок хорошо ориентируется в цветах, можно предложить ему нанизывать бусины чередуя цвета.
«Прямоугольник». Из цветных брусочков ребенок по образцу самостоятельно или с помощью строит цветные ворота. Через эти ворота должны проехать машинки соответствующего цвета. В этой игре можно познакомить ребенка с такими понятиями, как «высокий» и «низкий», «широкий» и «узкий». Если поставить брусочки близко друг к другу, то ворота получаться узкими и можно предложить ребенку сделать так, чтобы машинки смогли проехать. Так же и с высотой. Можно положить брусочки на длинную сторону и ворота получатся низкими.
«Треугольник». Перед ребенком ставятся фигурки животных: лошадка, коровка и овечка. Педагог озвучивает голоса животных, предлагает показать, кто так говорит. Далее перед ребенком ставят треугольные домики-крыши, предлагают поселить в каждый по животному и запомнить, кто и где из них живет. Игрушки достают из домиков обратно. Можно «позвать» животных их голосами. Или выполнить пальчиковые гимнастики.
У овечки на шерсти колечки
Я люблю свою лошадку.
Кто гуляет на лугу,
|
Складываем из пальцев «колечки», чередуя с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец.
Гладим по очереди руки. Сначала кисти, потом от локтя к кисти, потом от плеча к кисти. Указательные пальцы «рожки» приставить к голове, покачать головой. |
«Квадрат». Из набора кубиков ребенку предлагают построить башенки, ставя кубики определенного цвета друг на друга. Можно также предложить построить башенку по уже построенному образцу или с опорой на карточку с нарисованной пирамидкой.
Когда все упражнения будут выполнены, ребенок возвращает фигуры в рамку вкладыш.
По своей сути комплексы представляют собой увязанные в одну игровую тему потешки, пальчиковые гимнастики и массажи, подобранные к сюжету или героям простые задания.