Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного агрария"

Разделы: География, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Школа юного агрария» составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности основного общего образования и имеет общеинтеллектуальную направленность.

Актуальность

Большое место эта тема занимает во внешкольной, внеурочной деятельности учащихся и педагогов. Каждый выпускник нашей школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем, как минимум, в масштабах личного подсобного хозяйства.

Сегодня сельское хозяйство возрождается и остро нуждается в специалистах. И поэтому в данное время профессия овощевода очень востребована. Возможно, в будущем наши воспитанники заинтересуются этой профессией, и им захочется посвятить себя сельскому хозяйству.

Рабочая программа «Школа юного агрария» является дополнительным материалом к школьным предметам - природоведение, биология и технология сельскохозяйственный труд.

Программой предусматривается непрерывное изучение материала в течение одного года с учетом возрастных особенностей и уровня развития обучающихся.

Цель: освоение опыта практического применения знаний и умений при выращивании растений на учебно-опытном участке

Задачи программы.

Образовательные:

  • дать понятия «Овощеводство»;
  • изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека;
  • расширить и углубить знания по технологии сельскохозяйственный труд;
  • формировать определенные умения и навыки по основам овощеводства;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Развивающие:

  • совершенствовать у учащихся навыки по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными растениями;
  • развивать познавательный интерес к растениям;
  • развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать;
  • развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, наблюдательность.

Воспитательные:

  • формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу;
  • формировать устойчивый интерес к труду;
  • воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.

Возраст учащихся. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Эта программа разработана на 1год обучения. Возраст детей - 5-9 класс (9-16 лет). Состав группы - постоянный, форма занятий - групповая.

Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Итого с 5-8 класс - 34 часа в год и в 9 классе - 33 часа. Предпочтительные формы организации работы: занятие, исследование, семинар, практическая работа. Данные занятия найдут свое применение в обыденной жизни, поэтому уместно применение деятельностного подхода в преподавании, активного способа познания изучаемого материала.

Педагогические технологии, которые используются при изучении курса «Школа юного агрария»:

  • Дифференцированный метод обучения (с использованием индивидуального подхода).
  • Игровое обучение (с использованием игровых ситуаций, при решении ситуативных задач).
  • Коллективная творческая деятельность (методы совместной творческой деятельности).
  • Групповые технологии (групповой опрос, учебная встреча, дискуссия).
  • Информационные.

В конце года проводится экспертиза знаний. Это защита творческой работы.

Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при условии наличия соответственно оборудованного кабинета, теплицы, учебно-опытного участка, оборудования для проведения сельскохозяйственных работ.

Оценка знаний учащихся.

Оценка знаний учащихся проводится в виде викторин, разгадывания и составления кроссвордов, тестирования по пройденным темам программы, подготовке проектов.

Планируемые результаты:

Личностные результаты освоения курса

  • Изучение предмета «Школа юного агрария» обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Предмет «Школа юного агрария» помогает в нравственно-эстетической ориентации и обеспечивает личностный моральный выбор.

Метапредметные результаты освоения курса «Школа юного агрария»

В соответствии с ФГОС метапредметные результаты освоения программы отражают:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интересы своей познавательной деятельности в растениеводстве;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы при проведении опытнической и научно-исследовательской деятельности;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • Формирование и развитие компетентности в области использованияинформационно-коммуникационных технологий;
  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной деятельности.

Предметные результаты освоения курса «Школа юного агрария»

  • Формирование первоначальных представлений о значении отрасли овощеводства в народном хозяйстве России.
  • Понимание обучающимися того, что природа помогает нам жить, и мы должны знать эту природу и помогать ей.
  • Формирование позитивного отношения к отрасли овощеводство.
  • Заготавливать и составлять различные земляные смеси для выращивания овощных культур, определять посевные качества семян, готовить семена к посеву и выращивать рассаду овощных культур для открытого и защищенного грунта.
  • Изучать агротехнику выращивания овощных культур.
  • Знать болезни и вредителей овощных культур и меры борьбы с ними.
  • Проводить научно-исследовательскую работу с любой овощной культурой, оформить проект и делать выводы по работе с овощными культурами.

Учебно-тематическое планирование 5 класс

Наименование темы

Всего
число

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Раздел № 1 «Овощи в нашей жизни»

1

Овощи: « Вершки и корешки»

1

1

2

Профессия «Овощевод»

1

1

-

3

Овощи на пришкольном участке

1

-

1

4

Интерактивная «Огородная викторина»

1

1

-

5

Экскурсия в овощной магазин. Ассортимент и цены на овощную продукцию

1

-

1

Раздел № 2 «Комнатные растения в школе и дома»

1

Разновидность и польза комнатных растений.

1

1

-

2

Составление таблицы «Самые распространенные комнатные растения нашей школы».

1

-

1

3

Какие растения должны быть обязательно дома

1

1

-

4

Выбираем растения для класса

1

-

1

5

Проектная деятельность «Озелени свою школу»

1

-

1

6

Паспортизация растений своего класса

1

1

-

7

Самые редкие комнатные растения

1

1

-

8

Правила ухода за комнатными растениями.

1

-

1

9

Опасные комнатные растения

1

1

-

Раздел № 3 «Наблюдаем, изучаем»

1

«Лук от семи недуг» Беседа о целебных свойствах лука

1

1

-

2

Разновидности лука.

1

1

-

3

Народные рецепты с использованием лука при заболеваниях

1

1

-

4

Подготовка почвы и семян к посеву

1

-

1

5

Посадка лука

1

-

1

6

Наблюдение за выращиванием лука. (дневник наблюдений)

1

-

1

Раздел № 4 «Весенние хлопоты»

1

Подготовка ящиков и стаканчиков для посева овощей

1

-

1

2

«Что такое баклажан» знакомство с культурой

1

1

-

3

Подготовка семян овощных культур «баклажан» к посеву

1

-

1

4

Посев семян овощных культур «баклажан»

1

-

1

5

«Что такое перец» знакомство с культурой

1

1

-

6

Подготовка семян овощных культур «перец» к посеву

1

-

1

7

Посев семян овощных культур «перец»

1

-

1

8

Пикирование баклажан

1

-

1

9

Рассказать историю возникновения редиса

1

1

-

10

Подготовка семян и почвы для посева редиса в теплице

1

-

1

11

Посев семян редиса в почву

1

-

1

12

Пикирование перца

1

-

1

13

Конкурс юных овощеводов

1

-

1

Итого:

34

14

20

Учебно-тематическое планирование 6 класс

Наименование темы

Всего
число

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

Раздел № 1 «Основы овощеводства»

1

Значение овощеводства в личном хозяйстве и пришкольном участке

1

1

-

2

Классификация овощных культур

1

1

-

3

Зеленые овощные культуры

1

1

-

4

Редкие овощные культуры

1

1

-

5

Познавательное занятие на пришкольном участке «Осенние хлопоты человека»

1

-

1

6

Игра-викторина «Овощи»

1

1

-

Раздел № 2 «Домашняя аптека»

1

Разновидность комнатных растений используемых в медицине

1

1

-

2

Картотека: «Лекарственные комнатные растения»

1

-

1

3

Интерактивная игра-викторина «Комнатные лекарственные растения»

1

1

-

4

Целители народной медицины - Колонхоэ и Алоэ

1

1

-

5

Проектная деятельность «Озеленение медицинского кабинета лечебными растениями»

1

-

1

6

Правила ухода за лечебными растениями

1

1

-

7

Уход за лечебными растениями. (Рыхление почвы, подкормка, удаление сухих листьев)

1

-

1

Раздел № 3 «Наблюдаем, изучаем»

1

«Петрушка - душистая». Целебные свойства петрушки

1

1

-

2

Зеленый укроп.

1

1

-

3

История применения зеленых культур.
Использование зелени в пище

1

1

-

4

Подготовка семян петрушки и укропа для посева

1

-

1

5

Посев семян петрушки в ящики

1

-

1

6

Посев укропа для школьной столовой

1

-

1

7

Наблюдение за выращиванием петрушку. (дневник наблюдений)

1

-

1

Раздел № 4 «Весенние хлопоты»

1

Беседа «Что сначала, что потом?»

1

-

1

2

«Что такое огурец» знакомство с культурой

1

1

-

3

Отбор и подготовка семян огурца к посеву

1

-

1

4

Посев семян огурца

1

-

1

5

«Что такое арбуз» знакомство с культурой

1

1

-

6

Сорта арбузов. Подготовка семян арбуза к посеву

1

-

1

7

Посев семян арбуза

1

-

1

8

Мякоть, семечки и корки - что полезного в арбузе

1

1

-

9

Советы по выбору спелого арбуза. Уход за сеянцами

1

1

-

10

Практическое занятие. Лечебные свойства арбуза в медицине

1

-

1

11

Технология выращивания арбуза Уход за рассадой

1

-

1

12

10 вкусных арбузных рецептов

1

-

1

13

Конкурс юных огородников

1

-

1

Итого:

34

18

16

Учебно-тематическое планирование 7 класс

Наименование темы

Всего
число

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Раздел № 1 «Знакомство с профессией фермер»

1

Значение фермерства в личном хозяйстве

1

1

-

2

Кто такой фермер

1

1

-

3

Беседа с детьми: «Профессии, связанные с работой фермера»

1

1

-

4

Проект: «Я горжусь профессией моих родителей»

1

-

1

5

Викторина: «Мир сельскохозяйственных профессий»

1

1

-

6

Познавательное занятие «Осенние работы фермера»

1

-

1

Раздел № 2 «Хлеб - самый важный продукт»

1

Знакомство с профессиями связанных с получением хлеба и хлебопекарных изделий

1

1

-

2

Беседа «Цена хлеба»

1

1

-

3

Беседа «Хлебные культуры»

1

1

-

4

Стихи, загадки, пословицы и поговорки о хлебе

1

1

-

5

Проектная деятельность «Народные традиции. Хлеб в русской кухне»

1

-

1

6

Конкурс рисунков «заботы хлеборобов»

1

-

1

7

Вертуальная экскурсия на хлебопекарню

1

1

-

Раздел № 3 «Наблюдаем, изучаем»

1

Зеленые овощные культуры - сельдерей, салат, укроп

1

1

-

2

Народно-хозяйственное значение зеленых овощных культур

1

1

-

3

Биологические особенности. Агротехника выращивания. Сорта

1

1

-

4

Целебные свойства. Применение в народной медицине

1

1

-

5

Подготовка семян для посева

1

-

1

6

Посев семян петрушки в ящики

1

-

1

7

Уход и наблюдение за всходами (Дневник наблюдений)

1

-

1

Раздел № 4 «Весенние хлопоты»

1

Вопреки холодному климату. Знакомство с культурой томат

1

1

-

2

Разновидности сортов томата

1

1

-

3

Полезные свойства томата

1

1

-

4

Учимся выращивать томаты

1

1

-

5

Схемы посадки томата

1

1

-

6

Подготовка посадочного материала

1

-

1

7

Влияние света и влаги на рост рассады

1

-

1

8

Пикировка рассады

1

-

1

9

Уход за посадками томата

1

-

1

10

Болезни томатов

1

1

-

11

Кулинарные рецепты из томата.

1

1

-

12

Подготовка почвы под рассаду

1

-

1

13

Посадка рассады в теплицу

1

-

1

Итого:

34

22

12

Учебно-тематическое планирование 8 класс

Наименование темы

Всего
число

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Раздел № 1 «Все профессии нужны…»

1

«Чем важна профессия фермера»

1

1

-

2

Чем занимается и что делает животновод

1

1

-

3

Встреча с интересными людьми

1

1

-

4

Деловая игра «Учимся жить экономно»

1

-

1

5

Виртуальная экскурсия «Молочные фермы» Агробизнес

1

-

1

6

Круглый стол «Выбираем профессию»

1

-

1

Раздел № 2 «Петуния»

1

Петуния - королева клумб

1

1

-

2

Сорта петунии

1

1

-

3

Особенности выращивания

1

1

-

4

Уход, температурный режим, полив

1

1

-

5

Подготовка почвы и посев петунии

1

-

1

6

Экологическая игра «Думай по-зелёному»

1

-

1

7

Пикировка. Прищипывание. Внесение удобрений

1

-

1

Раздел № 3 «Мир цветов»

1

Беседа «Многообразие декоративных растений»

1

1

-

2

«Цветы в саду и на клумбе»

1

1

-

3

«Стили оформления цветника»

1

1

-

4

Собрать материал о разнообразных видах декоративных растений «Чудесный мир ароматов»

1

-

1

5

Проектная деятельность «Разработка проекта оформления школьного двора в различных стилях»

1

-

1

6

Подготовка семян декоративных растений к посеву

1

-

1

7

Посев семян декоративных растений

1

-

1

8

Оформление картотеки «Декоративные растения для моей школы»

1

-

1

Раздел № 4 «Школьный двор»

1

Значение озеленения

1

1

-

2

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека

1

1

-

3

Растения, используемые для озеленения

1

1

-

4

Сочетание многолетников и однолетников, выращиваемых на клумбах и рабатках

1

1

-

5

Разбивка клумб и рабаток по шнуру, отбивка дорожек

1

-

1

6

Пикировка рассады цветов

1

-

1

7

Уход и его значение за декоративными растениями

1

1

-

8

Влияние погоды на произрастание растений

1

1

-

9

Оформление клумб и цветочных композиций школы

1

-

1

10

Виды цветочных произведений: декоративный букет и принципы его составления

1

1

-

11

Цветы, которые я варащиваю. Фотоконкурс

1

-

1

12
Научно-популярная игра: «Цветочно-декоративные растения от А до Я»

1

-

1

Итого:

34

18

16

Учебно-тематическое планирование 9 класс

Наименование темы

Всего
число

В том числе

Теория

Практика

Раздел № 1 «Введение в агробизнес»

1

Вводное занятие

1

1

-

Раздел № 2 «Выбираем профессию»

1

«Перспективы развития агропромышленного комплекса Заларинского района»

1

1

-

2

Дискуссия «Какую профессию я выбираю»

1

1

-

3

Деловая игра «Моё собственное дело»

1

-

1

Раздел № 3 «Почва»

1

Почвы. Виды почв, их характеристика

1

-

1

2

Физические свойства почв

1

-

1

3

Химические свойства почв

1

1

-

4

Органические удобрения

1

1

-

5

Минеральные удобрения

1

1

-

6

Микроудобрения. Комплексные удобрения

1

1

-

7

Отношение овощных культур к температуре воздуха почв

1

1

-

8

Отношение овощных культур к влажности воздуха и почв

1

1

-

Раздел № 4 «Садоводство»

1

Плодово-ягодный сад

1

1

-

2

Классификация плодово-ягодных культур

1

1

-

3

История садоводства

1

1

-

4

Растения - живой материал садовника. (Техника безопасности)

1

1

-

5

Видовой состав декоративных деревьев и кустарников в саду

1

1

-

6

Проектная деятельность Разработка проекта «Видовой состав декоративных деревьев и кустарников в саду»

1

-

1

7

«Оформление живой изгороди в саду». (Подборка иллюстрированного материала)

1

-

1

8

Правила посадки садовых растений

1

1

-

9

Правила ухода за садовыми растениями

1

1

-

10

Болезни и вредители садовых культур, их предупреждение и профилактика

1

1

-

Раздел № 5 «Весенние хлопоты»

1

Капуста. Разновидности и агротехника выращивания

1

1

-

2

Сорта белокачанной капусты

1

1

-

3

Болезни белокачанной капусты

1

1

-

4

Вредители белокачанной капусты

1

1

-

5

Особенности уборки и хранения капусты

1

1

-

6

Ассортимент цветной капусты

1

1

-

7

Закладка парника

1

-

1

8

Подготовка семян и почвы к посадке капусты

1

-

1

9

Сорные растения и меры борьбы с ними. Уход за рассадой

1

-

1

10

Уход за рассадой

1

-

1

11

Викторина для огородника

1

1

-

Итого:

33

25

8