Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Школа юного агрария» составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности основного общего образования и имеет общеинтеллектуальную направленность.
Актуальность
Большое место эта тема занимает во внешкольной, внеурочной деятельности учащихся и педагогов. Каждый выпускник нашей школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем, как минимум, в масштабах личного подсобного хозяйства.
Сегодня сельское хозяйство возрождается и остро нуждается в специалистах. И поэтому в данное время профессия овощевода очень востребована. Возможно, в будущем наши воспитанники заинтересуются этой профессией, и им захочется посвятить себя сельскому хозяйству.
Рабочая программа «Школа юного агрария» является дополнительным материалом к школьным предметам - природоведение, биология и технология сельскохозяйственный труд.
Программой предусматривается непрерывное изучение материала в течение одного года с учетом возрастных особенностей и уровня развития обучающихся.
Цель: освоение опыта практического применения знаний и умений при выращивании растений на учебно-опытном участке
Задачи программы.
Образовательные:
- дать понятия «Овощеводство»;
- изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека;
- расширить и углубить знания по технологии сельскохозяйственный труд;
- формировать определенные умения и навыки по основам овощеводства;
- обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Развивающие:
- совершенствовать у учащихся навыки по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными растениями;
- развивать познавательный интерес к растениям;
- развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать;
- развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, наблюдательность.
Воспитательные:
- формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу;
- формировать устойчивый интерес к труду;
- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.
Возраст учащихся. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Эта программа разработана на 1год обучения. Возраст детей - 5-9 класс (9-16 лет). Состав группы - постоянный, форма занятий - групповая.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Итого с 5-8 класс - 34 часа в год и в 9 классе - 33 часа. Предпочтительные формы организации работы: занятие, исследование, семинар, практическая работа. Данные занятия найдут свое применение в обыденной жизни, поэтому уместно применение деятельностного подхода в преподавании, активного способа познания изучаемого материала.
Педагогические технологии, которые используются при изучении курса «Школа юного агрария»:
- Дифференцированный метод обучения (с использованием индивидуального подхода).
- Игровое обучение (с использованием игровых ситуаций, при решении ситуативных задач).
- Коллективная творческая деятельность (методы совместной творческой деятельности).
- Групповые технологии (групповой опрос, учебная встреча, дискуссия).
- Информационные.
В конце года проводится экспертиза знаний. Это защита творческой работы.
Условия реализации программы.
Данная программа может быть реализована при условии наличия соответственно оборудованного кабинета, теплицы, учебно-опытного участка, оборудования для проведения сельскохозяйственных работ.
Оценка знаний учащихся.
Оценка знаний учащихся проводится в виде викторин, разгадывания и составления кроссвордов, тестирования по пройденным темам программы, подготовке проектов.
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения курса
- Изучение предмета «Школа юного агрария» обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Предмет «Школа юного агрария» помогает в нравственно-эстетической ориентации и обеспечивает личностный моральный выбор.
Метапредметные результаты освоения курса «Школа юного агрария»
В соответствии с ФГОС метапредметные результаты освоения программы отражают:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интересы своей познавательной деятельности в растениеводстве;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора;
- Умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы при проведении опытнической и научно-исследовательской деятельности;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- Формирование и развитие компетентности в области использованияинформационно-коммуникационных технологий;
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения курса «Школа юного агрария»
- Формирование первоначальных представлений о значении отрасли овощеводства в народном хозяйстве России.
- Понимание обучающимися того, что природа помогает нам жить, и мы должны знать эту природу и помогать ей.
- Формирование позитивного отношения к отрасли овощеводство.
- Заготавливать и составлять различные земляные смеси для выращивания овощных культур, определять посевные качества семян, готовить семена к посеву и выращивать рассаду овощных культур для открытого и защищенного грунта.
- Изучать агротехнику выращивания овощных культур.
- Знать болезни и вредителей овощных культур и меры борьбы с ними.
- Проводить научно-исследовательскую работу с любой овощной культурой, оформить проект и делать выводы по работе с овощными культурами.
Учебно-тематическое планирование 5 класс
№
|
Наименование темы |
Всего
|
В том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
||
Раздел № 1 «Овощи в нашей жизни» |
||||||
1 |
Овощи: « Вершки и корешки» |
1 |
1 |
|||
2 |
Профессия «Овощевод» |
1 |
1 |
- |
||
3 |
Овощи на пришкольном участке |
1 |
- |
1 |
||
4 |
Интерактивная «Огородная викторина» |
1 |
1 |
- |
||
5 |
Экскурсия в овощной магазин. Ассортимент и цены на овощную продукцию |
1 |
- |
1 |
||
Раздел № 2 «Комнатные растения в школе и дома» |
||||||
1 |
Разновидность и польза комнатных растений. |
1 |
1 |
- |
||
2 |
Составление таблицы «Самые распространенные комнатные растения нашей школы». |
1 |
- |
1 |
||
3 |
Какие растения должны быть обязательно дома |
1 |
1 |
- |
||
4 |
Выбираем растения для класса |
1 |
- |
1 |
||
5 |
Проектная деятельность «Озелени свою школу» |
1 |
- |
1 |
||
6 |
Паспортизация растений своего класса |
1 |
1 |
- |
||
7 |
Самые редкие комнатные растения |
1 |
1 |
- |
||
8 |
Правила ухода за комнатными растениями. |
1 |
- |
1 |
||
9 |
Опасные комнатные растения |
1 |
1 |
- |
||
Раздел № 3 «Наблюдаем, изучаем» |
||||||
1 |
«Лук от семи недуг» Беседа о целебных свойствах лука |
1 |
1 |
- |
||
2 |
Разновидности лука. |
1 |
1 |
- |
||
3 |
Народные рецепты с использованием лука при заболеваниях |
1 |
1 |
- |
||
4 |
Подготовка почвы и семян к посеву |
1 |
- |
1 |
||
5 |
Посадка лука |
1 |
- |
1 |
||
6 |
Наблюдение за выращиванием лука. (дневник наблюдений) |
1 |
- |
1 |
||
Раздел № 4 «Весенние хлопоты» |
||||||
1 |
Подготовка ящиков и стаканчиков для посева овощей |
1 |
- |
1 |
||
2 |
«Что такое баклажан» знакомство с культурой |
1 |
1 |
- |
||
3 |
Подготовка семян овощных культур «баклажан» к посеву |
1 |
- |
1 |
||
4 |
Посев семян овощных культур «баклажан» |
1 |
- |
1 |
||
5 |
«Что такое перец» знакомство с культурой |
1 |
1 |
- |
||
6 |
Подготовка семян овощных культур «перец» к посеву |
1 |
- |
1 |
||
7 |
Посев семян овощных культур «перец» |
1 |
- |
1 |
||
8 |
Пикирование баклажан |
1 |
- |
1 |
||
9 |
Рассказать историю возникновения редиса |
1 |
1 |
- |
||
10 |
Подготовка семян и почвы для посева редиса в теплице |
1 |
- |
1 |
||
11 |
Посев семян редиса в почву |
1 |
- |
1 |
||
12 |
Пикирование перца |
1 |
- |
1 |
||
13 |
Конкурс юных овощеводов |
1 |
- |
1 |
||
Итого: |
34 |
14 |
20 |
Учебно-тематическое планирование 6 класс
№
|
Наименование темы |
Всего
|
В том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
||
Раздел № 1 «Основы овощеводства» |
||||||
1 |
Значение овощеводства в личном хозяйстве и пришкольном участке |
1 |
1 |
- |
||
2 |
Классификация овощных культур |
1 |
1 |
- |
||
3 |
Зеленые овощные культуры |
1 |
1 |
- |
||
4 |
Редкие овощные культуры |
1 |
1 |
- |
||
5 |
Познавательное занятие на пришкольном участке «Осенние хлопоты человека» |
1 |
- |
1 |
||
6 |
Игра-викторина «Овощи» |
1 |
1 |
- |
||
Раздел № 2 «Домашняя аптека» |
||||||
1 |
Разновидность комнатных растений используемых в медицине |
1 |
1 |
- |
||
2 |
Картотека: «Лекарственные комнатные растения» |
1 |
- |
1 |
||
3 |
Интерактивная игра-викторина «Комнатные лекарственные растения» |
1 |
1 |
- |
||
4 |
Целители народной медицины - Колонхоэ и Алоэ |
1 |
1 |
- |
||
5 |
Проектная деятельность «Озеленение медицинского кабинета лечебными растениями» |
1 |
- |
1 |
||
6 |
Правила ухода за лечебными растениями |
1 |
1 |
- |
||
7 |
Уход за лечебными растениями. (Рыхление почвы, подкормка, удаление сухих листьев) |
1 |
- |
1 |
||
Раздел № 3 «Наблюдаем, изучаем» |
||||||
1 |
«Петрушка - душистая». Целебные свойства петрушки |
1 |
1 |
- |
||
2 |
Зеленый укроп. |
1 |
1 |
- |
||
3 |
История применения зеленых культур.
|
1 |
1 |
- |
||
4 |
Подготовка семян петрушки и укропа для посева |
1 |
- |
1 |
||
5 |
Посев семян петрушки в ящики |
1 |
- |
1 |
||
6 |
Посев укропа для школьной столовой |
1 |
- |
1 |
||
7 |
Наблюдение за выращиванием петрушку. (дневник наблюдений) |
1 |
- |
1 |
||
Раздел № 4 «Весенние хлопоты» |
||||||
1 |
Беседа «Что сначала, что потом?» |
1 |
- |
1 |
||
2 |
«Что такое огурец» знакомство с культурой |
1 |
1 |
- |
||
3 |
Отбор и подготовка семян огурца к посеву |
1 |
- |
1 |
||
4 |
Посев семян огурца |
1 |
- |
1 |
||
5 |
«Что такое арбуз» знакомство с культурой |
1 |
1 |
- |
||
6 |
Сорта арбузов. Подготовка семян арбуза к посеву |
1 |
- |
1 |
||
7 |
Посев семян арбуза |
1 |
- |
1 |
||
8 |
Мякоть, семечки и корки - что полезного в арбузе |
1 |
1 |
- |
||
9 |
Советы по выбору спелого арбуза. Уход за сеянцами |
1 |
1 |
- |
||
10 |
Практическое занятие. Лечебные свойства арбуза в медицине |
1 |
- |
1 |
||
11 |
Технология выращивания арбуза Уход за рассадой |
1 |
- |
1 |
||
12 |
10 вкусных арбузных рецептов |
1 |
- |
1 |
||
13 |
Конкурс юных огородников |
1 |
- |
1 |
||
Итого: |
34 |
18 |
16 |
Учебно-тематическое планирование 7 класс
№ |
Наименование темы |
Всего
|
В том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
||
Раздел № 1 «Знакомство с профессией фермер» |
||||||
1 |
Значение фермерства в личном хозяйстве |
1 |
1 |
- |
||
2 |
Кто такой фермер |
1 |
1 |
- |
||
3 |
Беседа с детьми: «Профессии, связанные с работой фермера» |
1 |
1 |
- |
||
4 |
Проект: «Я горжусь профессией моих родителей» |
1 |
- |
1 |
||
5 |
Викторина: «Мир сельскохозяйственных профессий» |
1 |
1 |
- |
||
6 |
Познавательное занятие «Осенние работы фермера» |
1 |
- |
1 |
||
Раздел № 2 «Хлеб - самый важный продукт» |
||||||
1 |
Знакомство с профессиями связанных с получением хлеба и хлебопекарных изделий |
1 |
1 |
- |
||
2 |
Беседа «Цена хлеба» |
1 |
1 |
- |
||
3 |
Беседа «Хлебные культуры» |
1 |
1 |
- |
||
4 |
Стихи, загадки, пословицы и поговорки о хлебе |
1 |
1 |
- |
||
5 |
Проектная деятельность «Народные традиции. Хлеб в русской кухне» |
1 |
- |
1 |
||
6 |
Конкурс рисунков «заботы хлеборобов» |
1 |
- |
1 |
||
7 |
Вертуальная экскурсия на хлебопекарню |
1 |
1 |
- |
||
Раздел № 3 «Наблюдаем, изучаем» |
||||||
1 |
Зеленые овощные культуры - сельдерей, салат, укроп |
1 |
1 |
- |
||
2 |
Народно-хозяйственное значение зеленых овощных культур |
1 |
1 |
- |
||
3 |
Биологические особенности. Агротехника выращивания. Сорта |
1 |
1 |
- |
||
4 |
Целебные свойства. Применение в народной медицине |
1 |
1 |
- |
||
5 |
Подготовка семян для посева |
1 |
- |
1 |
||
6 |
Посев семян петрушки в ящики |
1 |
- |
1 |
||
7 |
Уход и наблюдение за всходами (Дневник наблюдений) |
1 |
- |
1 |
||
Раздел № 4 «Весенние хлопоты» |
||||||
1 |
Вопреки холодному климату. Знакомство с культурой томат |
1 |
1 |
- |
||
2 |
Разновидности сортов томата |
1 |
1 |
- |
||
3 |
Полезные свойства томата |
1 |
1 |
- |
||
4 |
Учимся выращивать томаты |
1 |
1 |
- |
||
5 |
Схемы посадки томата |
1 |
1 |
- |
||
6 |
Подготовка посадочного материала |
1 |
- |
1 |
||
7 |
Влияние света и влаги на рост рассады |
1 |
- |
1 |
||
8 |
Пикировка рассады |
1 |
- |
1 |
||
9 |
Уход за посадками томата |
1 |
- |
1 |
||
10 |
Болезни томатов |
1 |
1 |
- |
||
11 |
Кулинарные рецепты из томата. |
1 |
1 |
- |
||
12 |
Подготовка почвы под рассаду |
1 |
- |
1 |
||
13 |
Посадка рассады в теплицу |
1 |
- |
1 |
||
Итого: |
34 |
22 |
12 |
Учебно-тематическое планирование 8 класс
№
|
Наименование темы |
Всего
|
В том числе |
||
Теория |
Практика |
||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
|
Раздел № 1 «Все профессии нужны…» |
|||||
1 |
«Чем важна профессия фермера» |
1 |
1 |
- |
|
2 |
Чем занимается и что делает животновод |
1 |
1 |
- |
|
3 |
Встреча с интересными людьми |
1 |
1 |
- |
|
4 |
Деловая игра «Учимся жить экономно» |
1 |
- |
1 |
|
5 |
Виртуальная экскурсия «Молочные фермы» Агробизнес |
1 |
- |
1 |
|
6 |
Круглый стол «Выбираем профессию» |
1 |
- |
1 |
|
Раздел № 2 «Петуния» |
|||||
1 |
Петуния - королева клумб |
1 |
1 |
- |
|
2 |
Сорта петунии |
1 |
1 |
- |
|
3 |
Особенности выращивания |
1 |
1 |
- |
|
4 |
Уход, температурный режим, полив |
1 |
1 |
- |
|
5 |
Подготовка почвы и посев петунии |
1 |
- |
1 |
|
6 |
Экологическая игра «Думай по-зелёному» |
1 |
- |
1 |
|
7 |
Пикировка. Прищипывание. Внесение удобрений |
1 |
- |
1 |
|
Раздел № 3 «Мир цветов» |
|||||
1 |
Беседа «Многообразие декоративных растений» |
1 |
1 |
- |
|
2 |
«Цветы в саду и на клумбе» |
1 |
1 |
- |
|
3 |
«Стили оформления цветника» |
1 |
1 |
- |
|
4 |
Собрать материал о разнообразных видах декоративных растений «Чудесный мир ароматов» |
1 |
- |
1 |
|
5 |
Проектная деятельность «Разработка проекта оформления школьного двора в различных стилях» |
1 |
- |
1 |
|
6 |
Подготовка семян декоративных растений к посеву |
1 |
- |
1 |
|
7 |
Посев семян декоративных растений |
1 |
- |
1 |
|
8 |
Оформление картотеки «Декоративные растения для моей школы» |
1 |
- |
1 |
|
Раздел № 4 «Школьный двор» |
|||||
1 |
Значение озеленения |
1 |
1 |
- |
|
2 |
Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека |
1 |
1 |
- |
|
3 |
Растения, используемые для озеленения |
1 |
1 |
- |
|
4 |
Сочетание многолетников и однолетников, выращиваемых на клумбах и рабатках |
1 |
1 |
- |
|
5 |
Разбивка клумб и рабаток по шнуру, отбивка дорожек |
1 |
- |
1 |
|
6 |
Пикировка рассады цветов |
1 |
- |
1 |
|
7 |
Уход и его значение за декоративными растениями |
1 |
1 |
- |
|
8 |
Влияние погоды на произрастание растений |
1 |
1 |
- |
|
9 |
Оформление клумб и цветочных композиций школы |
1 |
- |
1 |
|
10 |
Виды цветочных произведений: декоративный букет и принципы его составления |
1 |
1 |
- |
|
11 |
Цветы, которые я варащиваю. Фотоконкурс |
1 |
- |
1 |
|
12
|
Научно-популярная игра: «Цветочно-декоративные растения от А до Я» |
1 |
- |
1 |
|
Итого:
|
34 |
18 |
16 |
Учебно-тематическое планирование 9 класс
№ |
Наименование темы |
Всего
|
В том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||||
Раздел № 1 «Введение в агробизнес» |
||||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
||
Раздел № 2 «Выбираем профессию» |
||||||
1 |
«Перспективы развития агропромышленного комплекса Заларинского района» |
1 |
1 |
- |
||
2 |
Дискуссия «Какую профессию я выбираю» |
1 |
1 |
- |
||
3 |
Деловая игра «Моё собственное дело» |
1 |
- |
1 |
||
Раздел № 3 «Почва» |
||||||
1 |
Почвы. Виды почв, их характеристика |
1 |
- |
1 |
||
2 |
Физические свойства почв |
1 |
- |
1 |
||
3 |
Химические свойства почв |
1 |
1 |
- |
||
4 |
Органические удобрения |
1 |
1 |
- |
||
5 |
Минеральные удобрения |
1 |
1 |
- |
||
6 |
Микроудобрения. Комплексные удобрения |
1 |
1 |
- |
||
7 |
Отношение овощных культур к температуре воздуха почв |
1 |
1 |
- |
||
8 |
Отношение овощных культур к влажности воздуха и почв |
1 |
1 |
- |
||
Раздел № 4 «Садоводство» |
||||||
1 |
Плодово-ягодный сад |
1 |
1 |
- |
||
2 |
Классификация плодово-ягодных культур |
1 |
1 |
- |
||
3 |
История садоводства |
1 |
1 |
- |
||
4 |
Растения - живой материал садовника. (Техника безопасности) |
1 |
1 |
- |
||
5 |
Видовой состав декоративных деревьев и кустарников в саду |
1 |
1 |
- |
||
6 |
Проектная деятельность Разработка проекта «Видовой состав декоративных деревьев и кустарников в саду» |
1 |
- |
1 |
||
7 |
«Оформление живой изгороди в саду». (Подборка иллюстрированного материала) |
1 |
- |
1 |
||
8 |
Правила посадки садовых растений |
1 |
1 |
- |
||
9 |
Правила ухода за садовыми растениями |
1 |
1 |
- |
||
10 |
Болезни и вредители садовых культур, их предупреждение и профилактика |
1 |
1 |
- |
||
Раздел № 5 «Весенние хлопоты» |
||||||
1 |
Капуста. Разновидности и агротехника выращивания |
1 |
1 |
- |
||
2 |
Сорта белокачанной капусты |
1 |
1 |
- |
||
3 |
Болезни белокачанной капусты |
1 |
1 |
- |
||
4 |
Вредители белокачанной капусты |
1 |
1 |
- |
||
5 |
Особенности уборки и хранения капусты |
1 |
1 |
- |
||
6 |
Ассортимент цветной капусты |
1 |
1 |
- |
||
7 |
Закладка парника |
1 |
- |
1 |
||
8 |
Подготовка семян и почвы к посадке капусты |
1 |
- |
1 |
||
9 |
Сорные растения и меры борьбы с ними. Уход за рассадой |
1 |
- |
1 |
||
10 |
Уход за рассадой |
1 |
- |
1 |
||
11 |
Викторина для огородника |
1 |
1 |
- |
||
Итого: |
33 |
25 |
8 |