Конспект открытого занятия "Путешествие в деревню Филимонова"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Формировать умение определять объект по его функциональным и внешним признакам.
  • Образовывать глагольные формы второго лица множественного числа.
  • Формировать умение расписывать филимоновские изделия.

Интеграция образовательных областей:

  • «Коммуникация»: формировать умение слушать сказку, отвечать на поставленные вопросы.
  • «Художественное творчество»:
    • продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, историей её создания, закрепить представления об основных элементах филимоновской росписи, их значении, используемых цветах;
    • закреплять умение ритмично рисовать узор, располагать на форме.
  • «Социализация»: воспитывать чувство гордости за родную страну, уважение к труду народных мастеров.

Оборудование: плоскостные изображение героев сказки, шапочки (маски) - кони, куры, козы, птицы, схема с филимоновскими узорами, цветная бумага (желтого цвета) ножницы, клей, цветные фломастеры.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Хотите одну из них послушать?

В самом центре России бежит река, вдоль реки стоят дома. А в домах честной народ, свое хозяйство ведет. (Рассказывая, воспитатель прикрепляет на магнитную доску изображения реки, домов, людей, животных и т.д. по ходу рассказа)

Воспитатель: Давайте отгадаем какие животные жили в этой деревне?

Ходит по двору,
Придирается ко всему,
Колпачок аленький
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Царская походка,
Раньше всех встает,
Красны песенки поет. (петух)

Лежит - молчит
Подойдешь - заворчит
Кто к хозяину идет
Она знать дает. (собака)

В воде купался,
А сух остался. (гусь)

Глазищи, усище, хвостище,
А моет всех чище. (кошка)

- Вот как-то раз шел мимо той деревни дед Филимон.

И повстречал он коней - и спрашивает.

Филимон:

Кони, кони,
Как живете?
Кони, кони,
Что жуете?

Кони:

Хорошо пока живем,
на лугах траву жуем.

Филимон:

Пошли с нами!
(Кони идут вместе с Филимоном)
Куры, куры,
Как живете?
Куры, куры
Что жуете?

Куры:

Хорошо пока живем,
Но, простите, не жуем.
Мы клюем проворно
На тропинке зерна

Филимон:

Пошли с нами гулять!
Козы, козы,
Как живете?
Козы, козы
Что клюете?

Козы:

Хорошо пока живем,
Но, простите, не клюем,
А дерем мы поутру
С молодых осин кору.

Филимон:

Пошли с нами гулять!
Птицы, птицы,
Как живете?
Птицы, птицы, что дерете?
Хорошо пока живем,
Но простите не дерем
А поем мы песни вам
По утрам и вечерам.

Филимон:

Пошли с нами гулять!

(все гуляют по деревне и встречают Фидула)

Филимон:

- Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожег.
- Зачинить можно.
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Да один ворот остался.

***

- Братцы, братцы! Я медведя поймал!
- Так веди его сюда.
- Да он не идет!
- Ну так сам иди.
- Да он меня не пускает! Ой!

Воспитатель: И захотелось деду Филимону жителей в этой деревне порадовать.

Смастерил он игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые.

Местная глина особая: вязкая, жирная. Застывая глина «садится» и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживая изделия, от чего их форма еще больше вытягивается и удлиняется.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, сегодня тоже побыть мастерами, попробуем деревню оживить, смастерить дома для жителей этой деревни.

Рассматривание элементов росписи

Воспитатель: Ребята, посмотрите не игрушки. Какие элементы росписи использованы для их украшения? (полоски, кружочки, травинки).

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки -символ растительной жизни. Все эти узоры напоминают о связи человека с природой.

- Краски, какие цвета использовались для росписи? (красная, желтая, зеленая).

- Все филимоновские игрушки необычные: очень яркие, веселые, нарядные, и когда их много - это праздник.

Физминутка

- Прежде чем приступить к росписи игрушек, давайте сделаем зарядку

Петушок стоит на ножке
И клюет в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают как петушок клюет).
- Ой, устала ножка,
Похожу немножко (ходьба на месте; тоже другой ногой).

Самостоятельная работа детей

(Звучит русская народная музыка. Дети, используя ранее заученные ЗУН*. Расписывают заготовленные полоски и наклеивают их по форме дома, деревьев, забора и т.д.)

Родители украшают полосками игрушки (жителей деревни, животных).

(По окончании работы, дети и родители расставляют макет деревни Филимоново)

- Вот и жители появились в деревне Филимоново. Ребята, посмотрите и скажите, кто живет в деревне? (лошадки, собачка, барыня, петушок и т.д.)

- Игрушки теперь засверкали, заиграли разными цветами. Невозможно наглядеться и на душе становиться радостно и празднично! Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!

Поработали - теперь можно и отдохнуть.

Приглашаю вас поиграть в Русскую народную игру «Бабушка Маланья».

(Все образуют хоровод, воспитатель или один из детей встает в середину.

Играющие поют и показывают движения).

Слова Движения:

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей. (Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр. Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение)
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой.
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.

Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, все ему подражают. Затем в центр круга становится кто-нибудь другой, и игра повторяется.

По завершению игры дед Филимон угощает детей (леденцами на палочке).

Дед Филимон:

Принес я вам угощенье
Слаще меда и варенья
Кушайте друзья!
Ну а мне домой пора.