Цель:
- Формировать умение определять объект по его функциональным и внешним признакам.
- Образовывать глагольные формы второго лица множественного числа.
- Формировать умение расписывать филимоновские изделия.
Интеграция образовательных областей:
- «Коммуникация»: формировать умение слушать сказку, отвечать на поставленные вопросы.
- «Художественное творчество»:
- продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, историей её создания, закрепить представления об основных элементах филимоновской росписи, их значении, используемых цветах;
- закреплять умение ритмично рисовать узор, располагать на форме.
- «Социализация»: воспитывать чувство гордости за родную страну, уважение к труду народных мастеров.
Оборудование: плоскостные изображение героев сказки, шапочки (маски) - кони, куры, козы, птицы, схема с филимоновскими узорами, цветная бумага (желтого цвета) ножницы, клей, цветные фломастеры.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Хотите одну из них послушать?
В самом центре России бежит река, вдоль реки стоят дома. А в домах честной народ, свое хозяйство ведет. (Рассказывая, воспитатель прикрепляет на магнитную доску изображения реки, домов, людей, животных и т.д. по ходу рассказа)
Воспитатель: Давайте отгадаем какие животные жили в этой деревне?
Ходит по двору,
Придирается ко всему,
Колпачок аленький
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Царская походка,
Раньше всех встает,
Красны песенки поет. (петух)Лежит - молчит
Подойдешь - заворчит
Кто к хозяину идет
Она знать дает. (собака)В воде купался,
А сух остался. (гусь)Глазищи, усище, хвостище,
А моет всех чище. (кошка)
- Вот как-то раз шел мимо той деревни дед Филимон.
И повстречал он коней - и спрашивает.
Филимон:
Кони, кони,
Как живете?
Кони, кони,
Что жуете?
Кони:
Хорошо пока живем,
на лугах траву жуем.
Филимон:
Пошли с нами!
(Кони идут вместе с Филимоном)
Куры, куры,
Как живете?
Куры, куры
Что жуете?
Куры:
Хорошо пока живем,
Но, простите, не жуем.
Мы клюем проворно
На тропинке зерна
Филимон:
Пошли с нами гулять!
Козы, козы,
Как живете?
Козы, козы
Что клюете?
Козы:
Хорошо пока живем,
Но, простите, не клюем,
А дерем мы поутру
С молодых осин кору.
Филимон:
Пошли с нами гулять!
Птицы, птицы,
Как живете?
Птицы, птицы, что дерете?
Хорошо пока живем,
Но простите не дерем
А поем мы песни вам
По утрам и вечерам.
Филимон:
Пошли с нами гулять!
(все гуляют по деревне и встречают Фидула)
Филимон:
- Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожег.
- Зачинить можно.
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Да один ворот остался.
***
- Братцы, братцы! Я медведя поймал!
- Так веди его сюда.
- Да он не идет!
- Ну так сам иди.
- Да он меня не пускает! Ой!
Воспитатель: И захотелось деду Филимону жителей в этой деревне порадовать.
Смастерил он игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые.
Местная глина особая: вязкая, жирная. Застывая глина «садится» и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживая изделия, от чего их форма еще больше вытягивается и удлиняется.
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, сегодня тоже побыть мастерами, попробуем деревню оживить, смастерить дома для жителей этой деревни.
Рассматривание элементов росписи
Воспитатель: Ребята, посмотрите не игрушки. Какие элементы росписи использованы для их украшения? (полоски, кружочки, травинки).
Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки -символ растительной жизни. Все эти узоры напоминают о связи человека с природой.
- Краски, какие цвета использовались для росписи? (красная, желтая, зеленая).
- Все филимоновские игрушки необычные: очень яркие, веселые, нарядные, и когда их много - это праздник.
Физминутка
- Прежде чем приступить к росписи игрушек, давайте сделаем зарядку
Петушок стоит на ножке
И клюет в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают как петушок клюет).
- Ой, устала ножка,
Похожу немножко (ходьба на месте; тоже другой ногой).
Самостоятельная работа детей
(Звучит русская народная музыка. Дети, используя ранее заученные ЗУН*. Расписывают заготовленные полоски и наклеивают их по форме дома, деревьев, забора и т.д.)
Родители украшают полосками игрушки (жителей деревни, животных).
(По окончании работы, дети и родители расставляют макет деревни Филимоново)
- Вот и жители появились в деревне Филимоново. Ребята, посмотрите и скажите, кто живет в деревне? (лошадки, собачка, барыня, петушок и т.д.)
- Игрушки теперь засверкали, заиграли разными цветами. Невозможно наглядеться и на душе становиться радостно и празднично! Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
Поработали - теперь можно и отдохнуть.
Приглашаю вас поиграть в Русскую народную игру «Бабушка Маланья».
(Все образуют хоровод, воспитатель или один из детей встает в середину.
Играющие поют и показывают движения).
Слова Движения:
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей. (Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр. Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение)
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой.
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.
Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, все ему подражают. Затем в центр круга становится кто-нибудь другой, и игра повторяется.
По завершению игры дед Филимон угощает детей (леденцами на палочке).
Дед Филимон:
Принес я вам угощенье
Слаще меда и варенья
Кушайте друзья!
Ну а мне домой пора.