Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья.
Планируемые образовательные результаты
- Предметные: знать основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся, характеризовать роль витаминов в организме.
- Метапредметные: уметь работать с текстом, использовать дополнительные источники информации.
- Личностные: использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Основные понятия: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.
Оборудование: мультимедийная презентация, лабораторное оборудование: пробирки, пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего
лимона, горячая вода.
Этапы урока |
Ход урока |
||||||||||||||||||||
Ι. Организационный момент |
- Добрый день, ребята! Сегодня на уроке вас ждет интересная и познавательная работа. Начнем. |
||||||||||||||||||||
ΙI. Формулирование проблемы |
Ребята, часто зимой в начале весны мы чувствуем усталость сонливость. В чем причина такого состояния.
Учитель. В чем причина болезни моряков? (нехватка витаминов)
Витамины нам полезны,
|
||||||||||||||||||||
III. Открытие нового знания |
Давайте сделаем вывод, о чем мы сегодня будим говорить на уроке.
Сообщение: Недостаток витамина С вызывает заболевание «цингу» (симптомы заболевания: набухают и кровоточат десны, выпадают зубы, слабость, вялость, утомляемость, головокружение). С этим связана история его открытия.
Проведение опыта №1: Обнаружение в лимонном соке витамина С.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, пипетка. Реактивы и материалы: яблочный сок и др., дистиллированная вода, крахмальный клейстер, раствор йода.
Сообщение: Витаминами группы В. Различают несколько видов этой группы: В₁, В₂, В₆, В₁₂, они имеют сложное химическое строение.
В12. Обычная форма малокровия связана с недостатком гемоглобина в крови и легко излечивается полноценным питанием, пребыванием на воздухе, отдыхом. Злокачественная анемия долгое время была неизлечима, так как учёные не знали вызывающих её причин. Впервые эту болезнь описал в 1855 году английский врач Эдисон. У больных злокачественной формой малокровия в костном мозге образовывались ядерные эритроциты, неспособные превращаться в нормальные, безъядерные эритроциты. Когда установили связь этой болезни с недостатком в организме витамина В, больным стали давать полусваренную или сырую печень. Из вытяжки печени химики в 1948 году получили красные кристаллы, и это был - витамин В₁₂, то есть цианокобаламин. Только потом учёные узнали, что он образуется бактериями в почве, прудах и болотах. А уже из почвы попадает с кормом в желудок и кишечник животного. Когда его много, он откладывается в печени. Если этого витамина будет не хватать, то это приведёт к бессоннице, депрессии, к развитию старческого слабоумия, спутанности мышления. Сообщение: Витамин А (ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. При недостатке витамина А ухудшается зрение (ксерофтальмия - сухость роговых оболочек; "куриная" слепота). Замедляется рост молодого организма, особенно рост костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительных систем. Обнаружен только в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины - каротины. Определение содержания витаминов А и С в пищевых продуктах
Практическая работа № 2 «Определение витамина А в подсолнечном масле».
Сообщение: Витамин D (кальциферол). Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета. Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания - беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
|
||||||||||||||||||||
ΙV. Развитие умений - применение знания |
Витамин D Витамин D - группа биологически активных веществ (кальциферолов), обеспечивающих всасывание кальция и фосфора из пищи в тонком кишечнике. Витамин D синтезируется у человека в коже под действием ультрафиолетовых лучей, а также поступает в организм человека с пищей животного происхождения. Особенно высоко его содержание в жирной рыбе. Витамин D растворим в жирах, поэтому имеет свойство накапливаться в жировой ткани. Жиры также необходимы для всасывания этого витамина в кишечнике. 1. Выберите из приведённых ниже блюд те, употребление которых позволит усвоить витамин D из пищи. Для каждого блюда отметьте, позволит или не позволит оно усвоить витамин D.
1. Достаточно ли съедать 100г семги в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витамине Д? Объясните свой ответ. 2. Сбалансировано питающийся человек, как правило получает с пищей достаточное количество кальция. Тем не менее, иногда у людей наблюдается нехватка кальция в организме. Диетологи в таком случае предлагают употреблять больше рыбы или чаще находиться на солнце. Объясните, почему диетологи советуют такое поведение человеку. 3. У молодой женщины, почти все время проводящей дома и придерживающей строгой вегетарианской диеты, анализ крови показал, нехватку кальция в организме при этом она достаточно употребляла капусты, сельдерея и других растений, богатых этим элементом. Почему в организме молодой женщины был обнаружен дефицит кальция. Назовите одну из возможных причин. |
||||||||||||||||||||
V. Итог урока |
Учитель. В чем причина болезни моряков? О нехватке какого витамина говорилось в начале урока. |
||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание |
Параграф 38. |