Урок геометрии в 9-м классе "Действия над векторами". Тема: "Умножение вектора на число"

Разделы: Математика, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 9

Ключевые слова: Действия над векторами


УМК: «Геометрия: 9 класс» Атанасян Л.Г. и др.

Основные дидактические цели урока:

  • Формирование новых знаний и умений по теме: «Умножение вектора на число».

Задачи:

Для реализации поставленной цели учитель должен решить следующие задачи:

  • Актуализировать знания и умения учащихся выполнять сложение и вычитание векторов; актуализировать умения строить данные векторы из одной точки; использовать правило треугольника, многоугольника;
  • Подвести учащихся к выводу алгоритма нахождения результата умножения вектора на число;
  • Сформировать умение нахождения результата произведения вектора на число;
  • Создать условия для применения правила в различных ситуациях;
  • Произвести первичный контроль усвоения знаний.

Формируемые результаты.

Предметные результаты:

  • Знать: алгоритм умножения вектора на число.
  • Уметь: находить произведение вектора на число; уметь строить исходный и полученный векторы.

Метапредметные результаты:

  • уметь обобщать и делать выводы,
  • уметь применять правило в различных ситуациях,
  • уметь разрабатывать алгоритм действий,
  • уметь использовать математические знания на уроках физики и др. наук.

Личностные результаты:

  • уметь ставить перед собой цели, планировать свою деятельность,
  • оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, достигать поставленных целей.

Структура урока

  1. мотивация
  2. актуализация знаний и умений учащихся
  3. создание проблемной ситуации
  4. постановка темы и целей урока
  5. формирование новых знаний (введение понятия «произведение вектора на число» и свойств данного произведения)
  6. разработка алгоритма нахождения результата произведения вектора на число, вывод алгоритма определения одинакового и противоположного направления данного вектора и вектора, полученного при умножении его на положительное и отрицательное число; алгоритма определения длины результирующего вектора.
  7. первичное закрепление: отработка навыка нахождения результата умножения вектора на число с использованием свойств; самоконтроль усвоения новых знаний
  8. контроль усвоения, самооценка результатов своей деятельности
  9. рефлексия
  10. домашнее задание

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствует учащихся. Предлагает записать дату в тетрадь

Записывают дату

Мотивационный

Предлагает ответить на вопрос: «Как вы понимаете слова: «Каждый человек может ошибаться, каждый имеет право на ошибку, но при этом очень важно найти её, признать её и исправить».

Поясняют услышанное высказывание.

Актуализация знаний и умений:
- выполнять сложение и вычитание векторов
Предлагает ответить на вопросы:
- что такое вектор?
- направленный отрезок….
- какие векторные величины вы знаете? - сила, скорость….
- что такое сила тяжести и от чего она зависит? - сила тяжести - это сила, с которой…., она зависит от массы тела.
- что такое сила трения? - сила трения - это сила…….
- что такое сила упругости? - сила упругости - это сила……

Предлагает выполнить задания, записанные на доске:
(производит фронтальный опрос учащихся с последующим обсуждением)

Выполняют задания:
№1. Вектор FA обозначили вектором a, вектор ED обозначили вектором b. Выразите через векторы а и b векторы: ЕF, CD, AB, DA,OC.

№2.

№3. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: будет ли тело двигаться вниз по наклонной плоскости?

№4. Масса первого тела 2 кг. Сила тяжести, действующая на 1 тело 20H. Изобразите ее отрезком 4 см. Изобразите вектор силы тяжести, действующей на 2 и 3 тела, если их массы соответственно 4 кг и 0,5кг.

Учащиеся легко выполняют задания 1-3, но при выполнении задания №4 испытывают затруднения.

Постановка темы и целей урока Учитель, используя методику проблемного диалога, учитель подводит учащихся к постановке темы урока.
Какова формула силы тяжести? F=mg
Если для 1 тела массой 2 кг сила тяжести изображается вектором, длиной 4см, то какова длина вектора силы тяжести для тела массой 4кг, если она прямо пропорционально зависит от массы тела? Если масса тела увеличена в 2 р, то и длина вектора увеличится в 2р и будет 8 см.
А для тела, массой 0,5кг? Соответственно в 2 р меньше и будет 2 см.
Какое действие с векторами мы сейчас производили? Умножение и деление вектора на число.
Можно ли деление на число, заменить умножением? Деление на число, можно заменить умножением на число, обратное делителю.
Какова же тема урока?
(учитель на доску прикрепляет лист А-4 с темой урока)
Умножение вектора на число.

Какие цели урока «Умножение вектора на число»?
Что вы хотите узнать?
Что хотите научиться делать?

(учитель прикрепляет на доску лист А-4 с целями урока) и уточняет цели урока (при необходимости)

Узнать, как умножать вектор на число.
Научиться умножать вектор на число. Сформулировать свойства умножения вектора на число.

Формирование новых знаний

Предлагает просмотреть видео с сайта Инфоурок, с целью введения понятия «произведение вектора на число».

Что такое произведение вектора на число?

Смотрят фильм.
1) Это вектор, длина которого равна произведению длины исходного вектора на число
2) если число положительное, то результирующий вектор сонаправлен с данным
3) если число отрицательное, то результирующий вектор, противоположно направлен данному.

Работа с учебником

Чтобы узнать свойства произведения, откройте учебник на стр.202-203 прочтите и запишите свойства.
На доску учитель крепит лист А-4 со свойствами произведения чисел и свойствами произведения векторов. Предлагает рассмотреть свойства и найти сходство.

Читают и записывают свойства.

Читают свойства произведения чисел и свойства произведения векторов и находят аналогии, которые помогают осознать, понять свойства произведения векторов.

Первичное закрепление

Предлагает открыть конверты, лежащие на столе, достать оттуда векторы. И показать их.
Покажите вектор 0,5 данного вектора
0,25 данного вектора, 2 данного вектора, 1/3 и 5/6 данного вектора

Теперь предлагает изобразить вектор -0,5 данного вектора, -0,25 данного вектора, -2 данного вектора, -1/3 и 5/6 данного вектора.

Достают, показывают.
Показывают учителю данные вектора, сгибая данный вектор пополам, на 4 части, соединяя 2 вектора, у учеников, сидящих за 1 партой. Сгибая данный вектор показывают вектора 1/3 и 5/6 от данного вектора, акцентируя внимание на направлении полученных векторов.

Выполняют задания, уточняя направление данных векторов.

Контроль усвоения

Предлагает выполнить самостоятельную работу.
(задания работы см. в приложении)

Учащиеся, обучающиеся на 4-5 в парах садятся за ноутбуки, заходят на сайт ЯКЛАСС, выполняют тренировочную работу «Умножение вектора на число». По окончании работы учащихся оценивает программа сайта, и в итоге учитель видит на экране оценку.
Низко мотивированные учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках. По окончании работы за 5 минут до конца урока ответы данной работы учитель показывает на экране. Учащиеся проверяют свои ответы и оценивают свою работу.

Самооценка результатов своей деятельности

Предлагает оценить свою деятельность на уроке.
Какова тема урока?
Какими были цели урока?
Что узнали на уроке?
Чему научились?
(вывешивает лист А-4, где написано чему научились)
Что было самым сложным?
Что понравилось?
Пригодятся ли данные знания и где?
Оцените свой вклад в изучение данной темы.

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание

п.86 стр. 202-203 №775, 776

Записывают задания.