Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силою принуждения,
убивает в ученике охоту к учению,
без которой он далеко не уйдет.
К.Д.Ушинский
В современных условиях для обеспечения эффективности учебной деятельности в школе необходимо использование современных техник и приемов визуализации учебного материала. Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чему научился сам. Перед педагогами встает вопрос: как же сделать так, чтобы в памяти учащегося остался изученный материал, чтобы ребенок мог использовать полученные знания на практике?
В нашей работе мы сталкиваемся с проблемой объяснения грамматики английского языка в младших классах. Многим ребятам тяжело понять суть сложных правил, так как у них мало представлений о самом языке. Для того чтобы учащиеся легко понимали грамматические правила и не потеряли мотивации к изучению предмета, необходимо преподносить материал интересно, учитывая психологические и возрастные особенности учеников.
Говоря о визуализации учебного материала при изучении английского языка, наиболее интересным и эффективным способом сделать процесс освоения знаний в начальной школе интересным и продуктивным, является использование интерактивной тетради.
Что такое интерактивная тетрадь? Интерактивная тетрадь - это современная форма ведения ученической тетради, которая позволяет обучающимся активно участвовать, анализировать и взаимодействовать с новой информацией на занятиях.
Поскольку, благодаря наличию интерактивных элементов, внешний вид таких тетрадей разительно отличается от обычных, интерактивные тетради сразу притягивают и легко удерживают внимание и интерес учеников.
Но интерактивные тетради отличаются от традиционных не только своим внешним видом.
В них есть масса неочевидных достоинств, что превращает их в отличное средство для изучения и отработки, фактически, любой темы или материала.
Интерактивная тетрадь - это тетрадь, которая содержит в себе различные интерактивные шаблоны с использованием различных интерактивных элементов: кармашков, мини-книжек, книжек-гармошек, дидактических игр, направленные на изучение и закрепление тем.
Задачи, которые помогают решать интерактивные тетради:
- компактная организации информации по изучаемой теме;
- визуализация теоретического материала;
- структурирование сложной информации;
- детальное понимание и запоминание информации по изучаемой теме;
- многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме;
- развитие познавательного интереса и творческого мышления.
Интерактивные тетради подходят для детей любых возрастов, любых склонностей и любого уровня владения языком.
Ведение и создание интерактивных тетрадей очень простое и интересное занятие, которое увлечет любого ребенка. Открывать окошки в только что сделанном шаблоне будет интересно как малышу, так и пятикласснику.
Но стоит сказать, что при работе с разными возрастными группами ведение интерактивных тетрадей имеет свои нюансы. Так для учеников 1-2 классов не стоит выбирать слишком сложные для вырезания формы. Шаблоны должны содержать интересные, красивые и подходящие по возрасту иллюстрации. Которые, к тому же, можно раскрасить по своему усмотрению. И так как дети только-только приступили к изучению иностранного языка и только учатся писать, шаблоны должны содержать уже готовые тексты или правила. Учащиеся будут прописывать слова или дополнять информацию.
Где-то это будут слова, прописанные пунктиром, и дети их прописывают как в прописях. В других случаях в слове будет пропущена буква или несколько букв.
В первые годы внедрения интерактивных тетрадей, не стоит на каждом уроке вводить новый шаблон. Лучше дать детям привыкнуть, к данному виду деятельности и отработать его основательно. Оформить шаблон, сравнить с шаблонами других учеников, поиграть с ним, полюбить его (т.е. полюбить свой труд).
На примере использования УМК «Английский в фокусе-2» проанализируем работу по использованию интерактивной тетради.
«Английский в фокусе» - первый российский УМК, который является совместной продукцией российского издательства «Просвещение» (Россия) и британского издательства «Express Publishing» (Великобритания).
В основу УМК в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предусматривающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции.
Младшие школьники изучают английский язык вместе с основными героями, действующими как в реальных, так и в сказочных ситуациях. Главные персонажи - восьмилетний мальчик Ларри и его младшая сестра Лулу, их волшебница-няня и не совсем обычный домашний любимец - обезьянка Чаклз. Выбор таких героев не случаен: в этом возрасте школьникам нравятся сказки и чудесные превращения, и они с большой любовью относятся к животным.
В начале учебника дается вводный курс Let'sgo, цель которого познакомить учащихся с первыми фразами на английском языке: как представиться, поздороваться и попрощаться. Далее следует раздел My letters, который знакомит учащихся с английскими звуками и алфавитом. Затем в водном модуле (Starter) Hello! My Family! учащиеся встречаются с главными героями и усваивают элементарные слова и структуры по теме My Family. Далее следуют 5 основных модулей, которые ставят перед учащимися следующие задачи:
Модуль 1: My Home! - научить называть и описывать предметы мебели и части дома.
Модуль 2: My Birthday! - научить говорить о возрасте, дне рождения и еде.
Модуль 3: My Animals! - научить называть животных, говорить о том, что они умеют/не умеют делать.
Модуль 4: My Toys! - научить называть игрушки, говорить, где они находятся, описывать внешность.
Модуль 5: My Holidays! - научить говорить о погоде, одежде, каникулах и временах года.
Также в каждом модуле есть разделы:
- Portfolio;
- Spotlight on the UK;
- Fun at school;
- Now I know
- Сказка The Town Mouse and Country Mouse.
Главные грамматические правила, с которыми знакомятся ученики 2 класса (глагол-связка to be, модальный глагол can, конструкция have got, артикль a/an/the, множественное число существительных, местоимения) достаточно сложны в понимании, поэтому интерактивная тетрадь - настоящая находка для учителя.
Применение интерактивной тетради проходит в четыре этапа:
- Подготовка. Этот этап предусматривает организационные моменты.
- Введение. На данном этапе важны объяснения правил работы.
- Проведение. Обязательным является обсуждение заданных учителем ситуаций, самостоятельный или групповой поиск решений, формирование ответов.
- Рефлексия и результаты. Элементами данного этапа является обсуждение результатов, оценка, обратная связь.
Как вести интерактивные тетради на уроке в школе?
Для ведения интерактивной тетради понадобятся шаблоны. Сделать шаблоны совсем не сложно, главное помнить они должны быть максимально простыми и понятными. Очень важно подбирать такие шаблоны, которые можно использовать на протяжении нескольких уроков: дополнять, дописывать, комбинировать с другими.
Рассмотрим шаблоны, которые легко и просто может применить каждый учитель в школе для любых грамматических и лексических тем и получить хороший результат.
- Flap book - мини-книжка с окошками. «Флэпбуки» можно применять к любым грамматическим темам. Количество «флэпов» зависит от того, что вы изучаете. Она также идеально подойдет для ведения словаря. На внешней стороне «флэпа» можно написать слово, а внутри - транскрипцию и перевод.
- Layer book - многоуровневая книга, сделанная из бумаги различной длины, сложенная и сшитая вместе. Слои могут идти вверх и вниз или из стороны в сторону. Многоуровневая книга подойдет для списка связанных вещей.
- Petal book - книжка с лепестками.
- Accordion book - книжка-гармошка.
- Wheel book - вращающаяся книга.
- Interlock - книжка с замочком.
Все это приводит к тому, что «скучная» грамматика становится занимательной, ранее пройденный материал хорошо запоминается, ученики с интересом выполняют домашние задания и общий рост успеваемости в классе быстро идет вверх. Дети учатся с удовольствием, а учитель получает удовлетворение и положительные эмоции от своей работы.
Методика интерактивных тетрадей несомненно очень увлекательна и привлекательна для детей, а также и для учителя.
Тетради становятся любимыми и родными, дети перестают «забывать» и «терять» их, гордо демонстрируют родным и знакомым, с радостью выполняют в них домашние задания.
В итоге дети самостоятельно создают самое эффективное пособие, которым с удовольствием пользуются на протяжении всего обучения.
Тематическое планирование при этом не изменяется, программа остаётся та же, вносить изменения нет необходимости.
В процессе работы прихожу к выводу, что использование интерактивных тетрадей на уроках английского языка помогает:
- совершенствовать и оптимизировать учебный процесс;
- делать урок более интересными;
- повышает мотивации к обучению;
- развивает креативные способности детей.
Интерактивная тетрадь - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Список литературы
1. Использование интерактивных тетрадей при обучении английскому языку младших школьников. https://www.prodlenka.ru
2. Любимова Т.В. Использование интерактивных тетрадей в обучении английскому языку в младших школьников. https://urok.1sept.ru
3. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе.- 2010 - N 4 - С. 14-16.
4. Рыкова А. Интерактивные тетради. 35 креативных идей на уроках английского. https://interaktivnye-tetradi.com/
5. Рыкова А. Интерактивные тетради. 7 критических ошибок, которые заберут 90% эффективности вашего труда. https://interaktivnye-tetradi.com/
6. Филонова М.Э. Использование интерактивных тетрадей на уроках английского языка с целью повышения мотивации учащихся https ://урок.рф/library