КВН для учащихся 9–11-х классов «В мире математики, физики, химии»

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: КВН


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (708 кБ)


(слайд 1)

«Математику уже затем учить нужно,
что она ум в порядок приводит»
/ М.В.Ломоносов

«Математика - это гимнастика ума»
/ М.И.Калинин

«Химия - правая рука физики,
математика - её глаз»
/ А.П.Крылов

Цеди: развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся; учить применять полученные знания в жизненных ситуациях; формировать у учащихся стремления к активной коллективной интеллектуальной деятельности; способствовать развитию мышления; воспитывать чувство юмора и смекалки, интерес к предметам математики, физики, химии.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать потребность в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями;
  • получить на мероприятии дополнительную информацию из других предметных областей (интеграция, метапредметные связи).

Развивающие:

  • развивать потребность в познавательной деятельности;
  • коммуникативные способности;
  • логическое мышление, память, внимание;
  • лидерские качества.

Воспитательные:

  • побудить учащихся к активности, смелости, научить брать ответственность на себя, способствовать снятию напряжение и эмоциональной разрядке;
  • воспитать настойчивость и упорство в достижении цели вызвать интерес и пробудить любознательность;
  • развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе, умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, экран, оборудование к занимательным опытам.

Слова учителя (слайд 2)

Уважаемые гости и участники игры! Все вы хорошо знаете это вступление к телевизионной программе КВН: "Мы начинаем КВН - для кого, для чего?".

Для кого же мы сегодня начинаем КВН - конечно, для вас, наши дорогие ученики! Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.

А для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям вопрос: "А зачем мне математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!" А ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где "мантейн" означает учиться и приобретать знания; "фюзис" - в переводе "природа". И если есть упражнения для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром их называют «гимнастикой ума».

Мы надеемся, что вы сегодня убедитесь, что математика и физика - это не «сухие» науки и что заниматься ими также увлекательно, как и играть в КВН.

Итак, приглашаем на сцену ведущего КВНа.

Ведущий: Итак, что такое КВН?

КВН - это среда, под воздействием которой вся людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков.

Игроки, выигравшей команды, заряжаются положительно.

Проигравшей - отрицательно

Жюри - электоронейтрально.

Наш главный закон - закон сохранения успеха!

Полный запас успеха обеих команд постоянен. Он только может переходить от одной команды к другой и наоборот.

В замкнутой системе зала, когда игрок тянет время, зрителей тянет к выходу.

Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине.

Равнодействующая этих сил всегда направлена в сторону побеждающей команды.

Приглашаем на игру «Яблоко Ньютона» и «Царица всех наук».

Наш КВН сегодня судят: …

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД

Капитан 1 команды: Наша команда называется... «Яблоко Ньютона»!

Капитан 1 команды: Наш девиз...

«Физика соль - остальное все ноль!».

Приветствие:

Мы шлем горячий привет команде математиков.

Ну-ка юмор, ярче брызни,
Своими лучами нас обжигай!
Эй, математик, больше жизни!
Побеждай, не обидимся, давай!

Приветствие жюри: С радостью приветствуем компетентное и объективное жюри!

Я люблю, вас, жюри, что само по себе и не ново,
И надеюсь, жюри, победить математиков снова!
Чтобы вновь победить, будем вместе сегодня стараться,
Ну, а вас, мы, жюри, просим меньше к нам здесь придираться!

Капитан 2 команды: Наша команда называется «Царица всех наук».

Капитан 2 команды: Наш девиз…

РИТМ - решать, искать, творить, мечтать.

Приветствие:

Померяемся силами сегодня мы, друзья!
Пусть победит сильнейший - сдаваться нам нельзя!
Приветствуем соперников, привет горячий шлём,
Желая вам победы - позиций не сдаём!

Приветствие жюри:

"О! Члены жюри! Мы приветствуем Вас!
И просим: не строго судите Вы нас!
Впервые команда нашего класса
Взошла на такую ступеньку Парнаса,
Но может, мы верим, себя проявить
И в этой сложнейшей борьбе победить!
А если вдруг в знаниях будет прокол,
Не стоит язвительный делать укол.
Пусть добрая шутка порадует Вас,
А Вы, улыбнувшись, воскликнете: "Класс!"

Ведущий:

Если тебе одиноко взгрустнулось
Если в твой дом постучалась беда
Если судьба от тебя отвернулась
Не унывай же ты даже тогда.
В жизни тебя много встреч ожидает
Рядом с тобой уживается зло
Кто же в турнире хоть раз выступает
Может считать, что ему повезло
Каждый в команде твой друг и помощник
Вместе с друзьями ответ выбирай
Если от знаний тебя распирает
Ты свои знания другим передай.

1 КОНКУРС «Разминка» (слайд 3-6)

Побеждает та команда, которая быстрее даст ответ на вопрос. Каждый правильный ответ - один бал.

1: Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объёма? (Нет, не воздух. Воздух - вещество. Физических тел без формы и объёма не бывает. Если что-то не имеет ни формы, ни объёма - оно не физическое тело, а чёрт знает что).

2: Чем: красивыми словами, страстным шёпотом, громким криком, слезами, угрозами, кулаками, холодным оружием, горячими просьбами или чем-то другим можно убедить учёного с мировым именем в достоверности выдвинутой гипотезы? (Достоверность гипотез проверяется и доказывается опытами. Ничем другим настоящего учёного не прошибёшь)

3: Что мешает старшекласснику, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (Взаимное притяжение между молекулами)

4: Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин? (В газообразном)

5: В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (В простуженных, так как температура тела выше)

6: Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, то какие три графы были бы в паспортах? (Модуль, направление и точка приложения)

7: Злобный Джин, находясь в газообразном состоянии внутри закрытой бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем давит Джин? (Беспорядочно движущимися молекулами)

8: Однажды физики хотели поручить Джоулю кое-какую работу. "Да за кого вы меня принимаете?!" - закричал он. Что ответили физики? (В данном случае, - сказали физики хором, - мы принимаем тебя за единицу работы)

2 КОНКУРС «Расшифруй слово» (слайд 7)

Команды должны расшифровать слово - математический и физический термины по входящим в них буквам. Первая команда, расшифровавшая оба слова получает два бала.

1) Б, А, А, Р, Л, П, О, А (парабола)

2) К, А, М, Е, О, Л,У, Л (молекула)

3 КОНКУРС «Исторический калейдоскоп» (слайд 8-11)

Нужно как можно быстрее и правильнее ответить на вопросы. Каждый правильный ответ приносит команде один бал.

1. Говорят, когда ученый доказал эту теорему, то в благодарность он принес в жертву богам 100 быков. О какой теореме идет речь? (теорема Пифагора).

2. Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии. (ответ: "Что и требовалось доказать" )

3.Уважаемые игроки! Двенадцатый месяц у нас называется декабрь. Это слово происходит от греческого "дека" - десять. Отсюда также слово декалитр - 10 литров, декада - 10 дней. Выходит, что декабрь носит название "десятый". Внимание вопрос! Чем объяснить это несоответствие? (Раньше Новый год начинался с марта)

4. Известно, что в древности большое значение имел счёт на пальцах. Сейчас его в основном применяют дети, которые учатся считать. Внимание, вопрос! А где ещё в наши дни используется только пальцевый счёт? (на биржах)

5. Назовите 5 великих страстей Альфреда Нобеля. (Медицина, литература, физика, химия, борьба за мир. Именно в этих областях человеческой деятельности и присуждается знаменитая Нобелевская премия)

6. Первым в России ученым-медиком, всерьёз изучавшим проблему детской близорукости, был Фёдор Фёдорович Эрисман. Он определил, что расстояние от книги до глаз, при котором глаза не уставали бы, должно быть 30-35 см. В связи с этим он, не будучи инженером, разработал конструкцию, которая получила повсеместное использование. Что это за конструкция? (школьная парта)

7. При раскопках в Перу был обнаружен аппарат, представляющий собой две высушенные тыквы, между которыми были натянуты растительные волокна. Предшественником какого современного аппарата было это приспособление? (телефона)

8. Какой способ измерения высоты предметов и зданий подсказала Фалесу из Милета обыкновенная палка? (когда тень от палки, поставленной вертикально, равна её длине, тень любого находящегося предмета равна его высоте, т.е. достаточно измерить тень)

4 КОНКУРС «Поэтический» (слайд 12)

Командам было дано на дом задание: сочинить стихи физико-математического содержания, используя рифмы:

Шарики - сухарики.

Физический - критический.

Рулетка - конфетка.

Объектив - факультатив.

5 КОНКУРС капитанов (слайд 13-14)

Конкурс капитанов начинается также с разминки, вопросы задаются всем сразу, кто быстрее найдёт ответ, поднимает руку. Каждый правильный ответ приносит команде один бал.

1. Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (запасное)

2. Где на Земле самые длинные сутки? (везде одинаковые)

3. Самая яркая звезда в созвездие Большой Медведицы - Полярная звезда. Верно ли это? (Нет, т.к. Полярная звезда входит в созвездие Малой Медведицы)

4. При смеси извести, песка и соды при высокой температуре получается субстанция, без которой наша сегодняшняя жизнь практически невозможна. Что это? (Стекло)

5. Одно тело способно совершить работу, но не хочет. Другое тело хочет, но не способно. Какое из этих тел обладает энергией? (Первое)

6. Если у стола отпилить один угол, то, сколько углов останется? (5 углов)

7. В комнате горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (Две)

8. Сколько раз в сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" старик ходил к морю просить рыбку исполнить его желания? (Три)

6 КОНКУРС «Дальше, дальше, дальше…» (слайд 15)

Отвечает участник любой команды, каждый правильный ответ приносит команде один бал.

  1. Тень, отбрасываемая фигурой (проекция)
  2. Сумма смежных углов (180 градусов)
  3. Чему равен один пуд (16 кг)
  4. 1% от 1000 рублей (10 рублей)
  5. Предложение, принимаемое без доказательства (аксиома)
  6. Свойство вертикальных углов (равны)
  7. Разделите 100 на половину (200)
  8. Еденица массы драгоценных камней (карат)
  9. Параллелограмм с прямыми углами (прямоугольник)
  10. Как называются числа, произведение которых равно единице (взаимно обратные)

7 КОНКУРС «Отгадайка» (слайд 16-11)

Начальная цена вопроса - 5 баллов. За каждую следующую подсказку снимается 1 балл.

Очки зарабатываемые болельщиками, присуждаются команде.

Прибор (слайд 16)

  • состоит из двух самостоятельно действующих приборов
  • первая часть слова является омонимом людей с неадекватным поведением
  • без воды не работает,
  • работа основана на изменении температуры при испарении
  • измеряет влажность воздуха

(психрометр)

Явление (слайд 17)

  • происходит при контакте двух тел
  • существует несколько его разновидностей
  • приносит больше пользы, чем вреда
  • является одной из причин низкого КПД механизмов
  • одна из причин - шероховатость поверхности

(трение)

Объект (слайд 18)

  • оказывает большое влияние на Мировой океан
  • первыми посетителями явились американцы
  • дал название камню
  • собаки и волки к нему не равнодушны
  • видимая его часть называется месяц

(Луна)

Величина (слайд 19)

  • прибор для её измерения в переводе означает "измеряю тяжесть"
  • является причиной кессонной болезни
  • с увеличением высоты уменьшается
  • влияет на температуру кипения жидкости
  • измеряется единицами длины, но определённого столба

(давление)

Вещество (слайд 20)

  • является аллотропным состоянием кислорода
  • имеет запах свежести
  • содержится в воздухе
  • бывают дыры чёрные и по имени этого вещества
  • состоит из трёх атомов кислорода

(озон)

Учёный (слайд 21)

  • итальянский учёный и поэт, борец за науку
  • утверждал, что в космосе есть и другие звёздные системы и обитаемые миры
  • в молодости был монахом доминиканского ордена, но своими убеждениями вызвал недовольство церкви
  • в своём сочинении "О бесконечности Вселенной и мирах" открыто противоречил установкам католической церкви
  • в 1600 году по приговору святой инквизиции сожжён на костре

(Джордано Бруно)

Сооружение (слайд 22)

  • необычное старейшее сооружение высотой 60 метров
  • ось симметрии отклонена от вертикали на угол примерно 5011'45'', который постепенно увеличивается
  • учёные полагают, что это сооружение всё-таки упадёт
  • один из учёных проводил свои опыты по свободному падению, находясь на её верху
  • находится в городе Пиза

(Пизанская башня)

8 КОНКУРС «Реши задачу» (слайд 23)

ЗАДАЧА для команды 1:

На две партии разбившись,
Забавлялись обезьяны.
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвилась.
Криком радостным 12
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько, ты мне скажешь, обезьян там было в роще?

(1х/8)2 + 12 = х
х2/ 64 - х + 12 = 0
х2 - 64 х + 768 = 0
Д = 256, х1= 16, х2 = 48.

Ответ: обезьян могло быть 16 или 48.

ЗАДАЧА для команды 2:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь. Он говорит: "Здравствуйте, сто гусей!" А вожак отвечает: "Нас не сто гусей. Вот если бы нас было столько, сколько сейчас, да ещё пол- столько, да ещё треть столько, да ещё ты, гусак, был бы с нами, вот тогда бы нас было 100. Сколько гусей было в стае?

х + х/2 + х/3 + 1 = 100
(6х + 3х + 2х )/ 6 = 99
11х = 594
х = 54.

Ответ: в стае было 54 гуся.

Игра со зрителями (слайд 24-25)

Ведущий: Просим жюри подвести итоги, а мы проводим игру со зрителями.

Число - как много в этом звуке
Для математики, друзья.
Но и в простой, обычной жизни
Без чисел нам никак нельзя!

Числа вторгаются в каждый наш день: встать в семь часов, сделать сто отжиманий, успеть к девяти часам в школу, получить оценку пять или не получить два. Мы все привыкли к этому и не придаём числам особого значения. Но так было не всегда: древние люди считали числа особым кодом, часто придавали им сказочный и мифический смысл. Например, 7 считалось магическим, счастливым числом (7 цветов радуги, 7 дней в неделе, 7 тонов в музыке). 13 - наоборот, число несчастливое (чёртова дюжина), 2 лежит в основе противопоставлений (холодно - горячо, день - ночь), число 3 получило значение священного. Древние пифагорейцы считали его совершенным, т.к. оно имеет начало, середину и конец, и обозначают его в виде треугольника.

Сейчас для зрителей конкурс у нас
Они пусть покажут смекалку и класс
Ведь им от команд отставать не пристало!

Итак, времени 5 минут, пока команды решают свои задачи.

1. В названии каких литературных произведений встречаются названия чисел?

2. Назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

3. Попробуйте и вы сочинить стихи физико-математического содержания, используя рифмы:

Шарики - сухарики,
Физический - критический.
Рулетка - конфетка,
Объектив - факультатив

Итоги игры (слайд 26)

Если вы захотите научиться плавать,
то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи -
решайте их.
Д.Пойа "Математическое открытие"

Ведущий: Мы поздравляем команду … с победой, остальные команды благодарим за участие и хотим напомнить слова Павла Антакольского:

Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым вершинам
Взбираясь к опасным вершинам
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.

(При составлении данного сценария использованы интернет-ресурсы)