Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно…
М.В.Ломоносов
Первостепенная функция педагогической науки - приобщение молодого поколения к принятой в данном обществе системе ценностей, вызывающих национальную гордость и патриотизм.
Обновленные стандарты определяют одним из результатов изучения учебного предмета «Иностранный язык» «развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксацию информации, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения».
В концепции «Наша новая школа» значительная роль отводится учебному предмету «Иностранный язык». Иностранный язык видится как определяющая дисциплина в развитии «таких качеств личности, как гражданственность, национальная идентичность, патриотизм, толерантное отношение к проявлениям иной культуры», что обусловлено потребностью современного общества. Чтобы справиться со всеми политическими и социально-экономическими проблемами, России нужны патриоты, которые стремились бы к успеху не ради личной выгоды, а с целью помочь стране своими делами.
В данном контексте перед российским образованием ставится задача развития и формирования чувств патриотического и этнического самосознания, выработке устойчивого иммунитета к всевозможным проявлениям шовинизма и национализма.
Необходимость культуроведческого образования средствами иностранного языка прочно вошла в содержание обучения. В наши дни нередко возникает практическая необходимость рассказать на иностранном языке о родной стране, ее культуре и обычаях, о родном крае, его достопримечательностях, памятных событиях, традициях. Как правило, у школьников это вызывает затруднения из-за отсутствия краеведческого материала по отдельным регионам в существующих учебниках по иностранному языку. Восполнить данный пробел как нельзя лучше помогает грамотно организованная исследовательская деятельность обучающихся. Исследовательская деятельность поможет выявить и развить интеллектуальные и творческие способности, аналитическое и критическое мышление, развить умение выступать перед аудиторией сверстников, обсуждать актуальные темы с использованием различных средств аргументации. Таким образом, исследовательская деятельность выступает как универсальный способ освоения действительности и формирования у обучающихся ключевых компетенций с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Включение обучающихся в такие этапы исследовательской деятельности, как: поиск и обнаружение проблемы; формулирование цели исследования; работу с источниками информации (дополнительной литературой, периодической печатью, документами, ресурсами Интернета); составление плана поиска; наблюдение, систематизацию собранного материала; обдумывание, рассуждение, подбор доказательств; формулировку выводов, - требует самостоятельной умственной деятельности школьников. Очень важно при этом, что происходит переход от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, как того требуют Государственные стандарты нового поколения.
В результате совместной и индивидуальной исследовательской деятельности обучающиеся принимают активное участие в обсуждении и рецензировании работ своих товарищей, подводят итоги своей деятельности, отмечают типичные ошибки, выявляют трудности, с которыми столкнулись в ходе исследования, каждый из них выступает с публичным сообщением, которое сопровождается презентацией.
Хотелось бы более подробно остановиться на учебно-исследовательском проекте «Литературная карта Тамбовщины».
Организация и ход работы над учебно-исследовательским проектом на английском языке «Литературная карта Тамбовщины»
Этапы работы над проектом |
Задачи для учителя |
Подготовительный |
- Провести анкетирование с целью выявления уровня познавательного интереса обучающихся.
|
Основной |
- Ознакомить обучающихся с методикой работы и аутентичным материалом на английском языке о британских писателях.
|
Завершающий |
- Провести систематизацию собранного материала.
|
Практическое использование проектов |
Использовать презентации проектов на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях. |
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Учебно-исследовательская деятельность как педагогическая технология формирует у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. |
Список литературы
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/.
- Пассов Е.И. Программа-концепция: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур (5-11 классы) / Е.И.Пассов. - СПб.: Питер, 2014.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2014. - №6.
- Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования: Монография. - М.: Еврошкола, 2003.