Использование игровой и здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: игровые технологии


«Игра - путь детей к познанию мира,
в котором они живут и
который призваны изменить»
А.М. Горький

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая форма организованной образовательной деятельности, создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулированию детей к обучению.

Презентация

Игровая технология включает в себя:

  • игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т.д.;
  • с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  • по содержанию - музыкальные, математические, логические и т.д.
  • по игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.

Главный компонент игровой технологии - непосредственносистематическое общение педагога и детей.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

  • знания методики игровой деятельности
  • профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр
  • учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
  • Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий: становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Задачи здоровьесбережения:

  • создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
  • сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
  • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников:

  • Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
  • Спортивные и подвижные игры;
  • Тренажеры, контрастная дорожка.

II. Технологии обучения ЗОЖ:

  • Физкультурные занятия;
  • Гимнастика после сна;
  • Точечный массаж;
  • Бассейн;
  • Спортивные праздники, развлечения;
  • СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);
  • Дни здоровья.

III. Технологии музыкального воздействия:

  • Музыкотерапия;
  • Сказкотерапия.

IV. Технология коррекции поведения.

В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик:

  • гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
  • мимические разминки;
  • пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
  • дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
  • точечный массаж;
  • упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Различают следующие виды педагогических игр:

Сюжетно-ролевая игра - основная форма игры, деятельность, в которой участники берут на себя определённые роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними. Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполняемых ролей и теми чувствами и отношениями, которые складываются в ходе игры.

Этапы проведения сюжетно-ролевой игры:

1. Подготовка игры. Организатор должен заранее определить задачи игры, ее цель, разработать сценарий, согласно которому и будут разворачиваться события в игре.

2. Подбор персонажей, в отдельных случаях, согласование характеристик персонажа с навыками и склонностями реальных людей - будущих игроков.

3. Раздача ролей.

4. Определение правил и наказаний за их нарушение.

5. Начало игры. Обмен информацией о ролевых позициях между участниками.

6. Собственно игра, развитие сюжета.

7. Кульминация игры. Определение «победителя».

8. Подведение результатов. Анализ успешности проведения игры.

9. Рефлексия.

Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью, что позволяет обучаемым лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего, групповых и межличностных проблем. С помощью интерактивных игр можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике новые идеи.

Понятие «интеракция» включает внутриличностную (различные части моей личности вступают в контакт друг с другом) и межличностную (я вступаю в контакт с другими людьми) коммуникацию.

Игра с правилами - вид коллективной деятельности, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, нормами, обязательными для всех участников.

Деловая игра - определенный вид человеческой деятельности, игровая имитация, основой которой является модель социально-экономической системы в целом, а не ее отдельные элементы, система рассматривается как динамическая («цепочка решений») (Панфилова А.П). Участники игры принимают решение, исходя из заданной информации, вызывая изменение исходного состояния модели объекта управления, соблюдая правила игры, регламент и осуществляя взаимодействие.

Виды дидактических игр

По отношению к содержанию обучения и воспитания они делятся на:

  • игры по ознакомлению с природой;
  • словесные игры;
  • игры по сенсорному воспитанию;
  • по формированию математических представлений и др.

По отношению к материалу:

  • словесные игры;
  • игры с дидактическими игрушками;
  • настольно-печатные игры;
  • псевдосюжетные игры.

По виду деятельности обучающихся:

  • Игры-беседы (игры-диалоги);
  • Игры-предположения;
  • Игры-поручения;
  • Игры-путешествия;
  • Игры-загадки.

Результат использования игровых технологий

Критериями эффективности реализации игровой технологии являются:

  • эвристичность в установлении различий и сходства в изучаемых предметах и явлениях,
  • нахождение общего, единичного, особенного;
  • не регламентированность в поиске и разрешении противоречий;
  • комфортность;
  • выразительность речи;
  • высокая творческая активность;
  • уровень сформированности ментального (умственного) опыта учащегося (в зависимости от цели технологии - это может быть коммуникативный, нравственный опыт и др.): высокий, выше среднего, средний, низкий.

Игра - это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

  • наличие собственной деятельности;
  • творчество;
  • общение;
  • власть;
  • самоопределение через ролевое экспериментирование;
  • самоопределение через различную деятельность.

Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц опорнодвигательного аппарата.
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и
  • повышают энергетизацию организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
  • Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.
  • Упражнение для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга.
  • Массаж воздействует на биологически активные точки.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.