«Игра - путь детей к познанию мира,
в котором они живут и
который призваны изменить»
А.М. Горький
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая форма организованной образовательной деятельности, создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулированию детей к обучению.
Игровая технология включает в себя:
- игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т.д.;
- с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
- по содержанию - музыкальные, математические, логические и т.д.
- по игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.
Главный компонент игровой технологии - непосредственносистематическое общение педагога и детей.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
- Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий: становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Задачи здоровьесбережения:
- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
- сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников:
- Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
- Спортивные и подвижные игры;
- Тренажеры, контрастная дорожка.
II. Технологии обучения ЗОЖ:
- Физкультурные занятия;
- Гимнастика после сна;
- Точечный массаж;
- Бассейн;
- Спортивные праздники, развлечения;
- СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);
- Дни здоровья.
III. Технологии музыкального воздействия:
- Музыкотерапия;
- Сказкотерапия.
IV. Технология коррекции поведения.
В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик:
- гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
- мимические разминки;
- пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
- дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
- точечный массаж;
- упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Различают следующие виды педагогических игр:
Сюжетно-ролевая игра - основная форма игры, деятельность, в которой участники берут на себя определённые роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними. Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполняемых ролей и теми чувствами и отношениями, которые складываются в ходе игры.
Этапы проведения сюжетно-ролевой игры:
1. Подготовка игры. Организатор должен заранее определить задачи игры, ее цель, разработать сценарий, согласно которому и будут разворачиваться события в игре.
2. Подбор персонажей, в отдельных случаях, согласование характеристик персонажа с навыками и склонностями реальных людей - будущих игроков.
3. Раздача ролей.
4. Определение правил и наказаний за их нарушение.
5. Начало игры. Обмен информацией о ролевых позициях между участниками.
6. Собственно игра, развитие сюжета.
7. Кульминация игры. Определение «победителя».
8. Подведение результатов. Анализ успешности проведения игры.
9. Рефлексия.
Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью, что позволяет обучаемым лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего, групповых и межличностных проблем. С помощью интерактивных игр можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике новые идеи.
Понятие «интеракция» включает внутриличностную (различные части моей личности вступают в контакт друг с другом) и межличностную (я вступаю в контакт с другими людьми) коммуникацию.
Игра с правилами - вид коллективной деятельности, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, нормами, обязательными для всех участников.
Деловая игра - определенный вид человеческой деятельности, игровая имитация, основой которой является модель социально-экономической системы в целом, а не ее отдельные элементы, система рассматривается как динамическая («цепочка решений») (Панфилова А.П). Участники игры принимают решение, исходя из заданной информации, вызывая изменение исходного состояния модели объекта управления, соблюдая правила игры, регламент и осуществляя взаимодействие.
Виды дидактических игр
По отношению к содержанию обучения и воспитания они делятся на:
- игры по ознакомлению с природой;
- словесные игры;
- игры по сенсорному воспитанию;
- по формированию математических представлений и др.
По отношению к материалу:
- словесные игры;
- игры с дидактическими игрушками;
- настольно-печатные игры;
- псевдосюжетные игры.
По виду деятельности обучающихся:
- Игры-беседы (игры-диалоги);
- Игры-предположения;
- Игры-поручения;
- Игры-путешествия;
- Игры-загадки.
Результат использования игровых технологий
Критериями эффективности реализации игровой технологии являются:
- эвристичность в установлении различий и сходства в изучаемых предметах и явлениях,
- нахождение общего, единичного, особенного;
- не регламентированность в поиске и разрешении противоречий;
- комфортность;
- выразительность речи;
- высокая творческая активность;
- уровень сформированности ментального (умственного) опыта учащегося (в зависимости от цели технологии - это может быть коммуникативный, нравственный опыт и др.): высокий, выше среднего, средний, низкий.
Игра - это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
- наличие собственной деятельности;
- творчество;
- общение;
- власть;
- самоопределение через ролевое экспериментирование;
- самоопределение через различную деятельность.
Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Что включают в себя комплексы упражнений?
Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
- Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц опорнодвигательного аппарата.
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и
- повышают энергетизацию организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
- Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.
- Упражнение для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга.
- Массаж воздействует на биологически активные точки.
- Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.