Методическая разработка тренингового занятия с подростками 6-го класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Я в мире чувств и эмоций»

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: Тренинговое занятие с подростками


Цель: коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы подростков с особенностями психофизического развития.

Задачи:

  • образовательные: обобщить знания о базовых эмоциях, изученных на предыдущих занятиях, учить различать и понимать эмоции и соотносить их с жизненными ситуациями в которых они проявляются;
  • коррекционно-развивающие: способствовать коррекции и развитию эмоций, чувств подростков, коррекция зрительной памяти через упражнение в припоминании и собирании эмоционального лица;
  • воспитательные: воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости, проявления сопереживания к чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, полоски бумаги с неоконченными предложениями, название темы занятия, напечатанное слово Э-МО-ЦИ-И, видеоролик с эмоциями, музыкальные этюды, мячи-смайлики, распечатанные правила поведения на занятии.

Раздаточный материал: наборы смайликов, карандаши, ламинированные заготовки лица: заготовки разных глаз, ртов, бровей.

Класс: 6.

Продолжительность: 40 минут.

Ход занятия

Организационный момент. Приветствие

Дети заходят в кабинет, встают в круг, берутся за руки.

Здравствуйте! Поздороваемся друг с другом улыбкой.

(Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.)

Упражнение - разминка

Ребята ходят по классу и приветствуют друг друга теми способами, которые называет психолог:

- Приветствие по …как военные, как кошки, обеими ладошками одновременно, кончиками пальцев. Как друзья.

Все учащиеся занимают свои места и отвечают по желанию на вопрос психолога, что они чувствуют после такой «разминки»:

- Что ваше лицо выражало в момент приветствия?

- Какие эмоции вы показывали мимикой, когда приветствовали друг друга?

- Какие чувства вы испытывали во время выполнения задания?

Ребята делятся своими эмоциями от разминочного упражнения.

Диагностический момент: «У каждого из вас на столе лежат смайлики с разными эмоциями. Оцените ваше состояние на данный момент и выберите смайлик, который выражает ваше чувство сейчас».

Затем ведущий сообщает обучающимся, что эмоция emoveo-слово, обозначающее в латинском языке «волную», «потрясаю». Эмоции отражают окружающий нас мир в форме переживания удовольствия или неудовольствия. Эмоции относятся к чувствам также как слова к тексту. Эмоции - составляющие чувств. Чувства «живут» у нас внутри, их мы можем выразить внешне с помощью эмоций.

На доску вывешивается слово Э-МО-ЦИ-И. Давайте прочитаем это слово вместе по слогам, обратите внимание на ударение.

- Как вы думаете, какая сегодня тема нашего занятия? Скажите, о чем мы сегодня будем говорить? (О чувствах и эмоциях. Тема: «Я в мире чувств и эмоций»).

Повторим правила поведения на занятии:

Правила поведения на занятии:

  1. Не перебивать: дать высказаться каждому участнику;
  2. Уважительное и доброжелательное отношение друг к другу;
  3. Не говорить о присутствующем в третьем лице (он, она);
  4. Не использовать мобильные телефоны на занятии;
  5. Активно участвовать на занятии.

- Я каждому из вас даю мяч-смайлик, на которых изображены разные эмоции (раздаю мячи-смайлики). Давайте по очереди назовем те эмоции, которые изображены на ваших мячах (ответы детей). Катя, у тебя изображена на мяче эмоция страха. Поделись, в каких ситуациях бывает страшно тебе? (ответ. Спрашиваю всех участников). Те, у кого изображены положительные (весёлые) эмоции, поделитесь ими с товарищами. Молодцы!

Основная часть

Чувства, эмоции - это часть нас. Они помогают понять самих себя и других людей. Эмоции бывают разные: приятные и неприятные. Без эмоций наша жизнь была бы неинтересной, серой и скучной. Посмотрим видео «Путешествие в страну эмоций». Усаживайтесь поудобнее.

Просмотр видео «Путешествие в страну эмоций»

Чувства живут в теле, и если быть внимательным, то можно понять чувства, которые испытывает человек. Для этого нужно внимательно посмотреть на его лицо, глаза, положение тела.

Физминутка: Чударики

Просмотр видео физминутки, обучающиеся повторяют действия «Чудариков».

Упражнение «Составь эмоцию»

Ребята, я для вас приготовила задание. Вы берете карточку. На ней написана какая-то эмоция, чувство. Ваша задача вспомнить как выглядит лицо человека, который его испытывает и из следующих элементов (глаза, рот) составить лицо, которое будет соответствовать этому чувству. (Дети выполняют задание - собирают злое, радостное, грустное, испуганное, виноватое, удивленное лицо.)

Упражнение «Эмоциональные этюды»

Участникам предлагается прослушать несколько музыкальных этюдов (грустная музыка, весёлая, тревожная и т.д.). Обсуждается, какие чувства и эмоции передает музыка. Психолог подводит участников к тому, что эмоциональный мир широк, и эмоции встречаются не только у человека, но и в музыке.

Игра «Продолжи предложение»

Следующая игра называется «Продолжи предложение». Каждый из вас по очереди будет тянуть листок на котором написано начало предложения. Ваша задача, закончить его. Задание необходимо сделать правильно, не повторяя ответы своих товарищей.

Незаконченные предложения, которые предлагаются учащимся:

  • «Я радуюсь, когда…»,
  • «Мне стыдно, когда…»,
  • «Я сержусь, когда…»,
  • «Мне грустно, когда…»,
  • «Я спокоен, когда…»,
  • «Мама радуется, когда я…»,
  • «Учительница радуется, когда…»,
  • «Я думаю, ребенок может бояться …»,
  • «Я удивляюсь, когда …»,
  • «Мама удивляется когда я…»,
  • «Мне интересно…»)

Упражнение «Сказка о жителях Волшебной страны чувств»

Материалы: бланки, карандаши, фломастеры.

Далеко-далеко, а может быть и близко, есть Волшебная страна и живут в ней чувства: радость, удовольствие, страх, вина, обида, грусть, злость, интерес. Каждое чувство живет в своем домике определенного цвета. Кто-то в красном, кто-то в синем… Каждый день, когда встает солнышко, жители Волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что разрушили домики. Жителям удалось спастись, а вот домики пришлось строить новые. Но вот беда, домики построили, а покрасить их нечем, ветер унес всю краску. У нас есть цветные карандаши, поможем раскрасить жителям их домики.

Задание:

1. Раскрасьте домики в цвета: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

2. Рассели в цветные домики жителей этой страны.

3. Раскрась карту.

Заключительная часть

Ритуал завершения занятия

Оценочный момент: «У каждого из вас на столе лежит пустой смайлик. Оцените ваше состояние на данный момент и нарисуйте ту эмоцию (превратите желтый круг в смайлик), который выражает ваше чувство сейчас».

Завершающий круг: Подошло к концу наше занятие. Чему вы сегодня научились, что поняли? Что вас на занятии порадовало? Что огорчило? С каким настроением вы уходите?

До новой встречи!