Приёмы организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Деятельностный подход в решении проблемы запоминания химической терминологии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Деятельностный подход в решении проблемы запоминания тривиальных названий веществ

Существует проблема связывания понятий «формула вещества»-«физические свойства вещества»-«химические свойства вещества»-«тривиальное название вещества»-«номенклатурное название вещества». Как помочь ребятам в её решении?

Расскажем ребятам историю о студентах из Сорбонны

Однажды студентам Сорбонны нужно было выучить китайский язык за три дня. Изобретательные студенты придумали способ, который им помог успешно сдать экзамен. Они изготовили двухсторонние карточки, на которых с одной стороны были написаны фразы на китайском языке, а на другой на французском. Такая карточка получила название «сорбонка»…

Можно добавить от себя, что метод эффективен, и предложить ребятам проверить его на себе, но, применив его в нашей ситуации. Для начала упростим ребятам задачу, оставим в связке три элемента - «формула вещества»-«физические свойства вещества»-«тривиальное название вещества»-«номенклатурное название вещества».

Что будет с одной стороны карточки? А что с обратной? Как сделать «сорбонку» эффективной? Дайте ребятам время подумать, поверьте, результат вас порадует!

Вариант «складывание пополам»

Вариант «складывание втрое», в центре - важные сведения о свойствах вещества

Деятельностный подход в решении проблемы запоминания названий химических элементов

Игры с периодической системой химических элементов

Игра «Элементы»

Каждый из нас хорошо помнит правила этой игры. Для неё не нужно никаких подручных материалов, а только слова. Чем богаче ваш лексикон, тем больше шансов на победу! Число игроков ограничивается только минимумом - их должно быть хотя бы двое. Если больше, будет только интереснее! Участники выстраивают цепочку слов: каждое новое начинается на ту же букву, какой оканчивается предыдущее. Темы могут быть разными - все зависит от того, на что способна фантазия игроков. От самой популярной - «Города» до узконаправленных - названий фильмов или книг зарубежных авторов. Например, цепочка может выглядеть так: «Москва» - «Амстердам» - «Милан» - «Норильск» и так далее.

А теперь давайте изменим правила знаменитой игры «Слова» в «Элементы». Отличный повод познакомиться с периодической системой!

Участник игры может быть один, ему нужна таблица элементов, лист черновика, ручка или карандаш и много терпения!

Например, максимальная цепочка моих учеников - 18 названий элементов! Кто бросит вызов рекорду?

АзоТ - ТеллуР - РтуТь - ТантаЛ -…

Игры в сети Интернет

Игра «Таблица Менделеева» xumuk.ru

Угадай химический элемент

Periodic table of videos

Это не приложение и не игра. Periodic table of videos - это ресурс, на котором размещена серия весёлых и экстремальных видео с химическими опытами, подготовленных учёными Ноттингемского университета. В главной роли - известный в Великобритании профессор химии Мартин Полякофф, который прославился своими исследованиями в области зелёной химии, инфракрасной спектроскопии и сверхкритических флюидов.

Предмет «Химия» содержит большое количество сложных терминов. Чем точнее обучающиеся будут понимать смысл слов, тем успешнее будет путь освоения предмета. С этой целью использую в своей работе приём герменевтика, что значит - разъясняющий, истолковывающий.

Рассмотрим такой термин, как «изотоп». На какие две части можно разделить это слово?

Какие слова с корнем «изо» из разных предметных областей вам известны?

Общий корень «Изос» обозначает «равный», «одинаковый».

Поступим аналогично с корнем «топ». Какие слова вы смогли вспомнить?

Общий корень «топос» - обозначает «местоположение».

А всё слово «Изотоп» - можно трактовать как «имеющий одинаковое местоположение».

Данный приём способствует развитию аналитического мышления, формирует читательскую грамотность.