Кейс-технологии на уроках информатики

Разделы: Информатика


Кейс-технология (от англ. «case» - случай) - интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса. Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение.[2]

К кейс-технологиям относятся:

  • метод ситуационного анализа;
  • ситуационные задачи и упражнения;
  • анализ конкретных ситуаций (кейс-стади);
  • метод кейсов; метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Метод анализа конкретных ситуаций - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся, развивает способность к анализу жизненных и производственных задач.

На уроках информатики метод кейсов позволяет решать множество задач: развитие интереса к информационным объектам, формирование информационно - технологических и коммуникативных навыков организации и обработки информации, передачи информации, способствует социальной адаптации и профориентации.

Для студентов СПО при изучении электронных таблиц можно провести уроки с применением кейс-технологии - анализ конкретных ситуаций.

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Тема урока: Решение профессиональных задач средствами математической статистики и электронной таблицы MS Excel.

Цели урока:

  • формирование представлений о статистических исследованиях в педагогике, обработки данных и интерпретации результатов;
  • формирование представлений о возможностях использования электронных таблиц (ЭТ) в профессиональной деятельности;
  • закрепление умений и навыков работы с встроенными функциями ЭТ;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить математические модели задач;
  • умение устанавливать межпредметные связи.

Задачи урока:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • использовать ИКТ в профессиональной деятельности.

Ситуация 1. Проводить мониторинг успеваемости и качества знаний студентов 1 курсов ЧППК средствами электронной таблицы, анализировать результаты, определить «Кто он - среднестатистический студент 1-го курса ЧППК?» На основании результатов сделать выводы и дать рекомендации для дальнейшей организации учебного процесса.

Для выполнения заданий нужно использовать кейс (пакет) документов (приложение 1), который включает в себя:

  • план выполнения задания;
  • ведомости успеваемости студентов 1 курса ЧППК;
  • образец оформления аналитической справки по результатам мониторинга.

Работа в парах

  • знакомство с кейсом;
  • обработка данных средствами электронной таблицы MS Excel;
  • оформление аналитической справки;
  • составление выступления.

Отчет работы

Каждая пара представляет алгоритм решения задачи, кратко передает содержание аналитической справки и рекомендации.

Ситуация 2. Будущие учителя начальных классов, должны понимать, что педагогический процесс реализуется только через взаимодействие его участников, в ходе которого происходит накопление, обработка и интерпретация информации.

Одной из важных составных частей этого процесса является психолого-педагогическая диагностика как процедура постановки психолого-педагогического диагноза.

Для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе учителя проводят мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся. Исходя из результатов, планируют свою дальнейшую психолого-педагогическую деятельность.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный; 4) коммуникативный.

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе.

Для мониторинга личностных УУД можно использовать диагностическую методику Н.Лускановой. Это анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации.

Анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использована в работе со школьниками 1-4-х классов.

С целью выявления уровня сформированности личностных УУД школьников в 1 А классе Чернской начальной школы «Радуга» проводили анкетирование по методике Н.Лускановой. В классе обучаются 6 человек.

Необходимо обработать данные анкетирования, выявить уровень сформированности личностных УУД школьников, оформить отчет с результатами мониторинга и дать рекомендации для дальнейшей работы с детьми. Для выполнения задания нужно использовать документы кейса (приложение 2):

  • план выполнения задания;
  • анкеты учащихся 1А класса Чернской начальной школы «Радуга»;
  • диагностическая методика Н. Лускановой для мониторинга личностных УУД;
  • технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе (для рекомендации);
  • образец оформления аналитической справки по результатам мониторинга.

Работа в парах

  • знакомство с кейсом;
  • обработка данных средствами электронной таблицы MS Excel;
  • оформление аналитической справки;
  • составление выступления.

Отчет работы

Каждая пара представляет алгоритм решения задачи, кратко передает содержание аналитической справки и рекомендации.

Специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Ситуация. 15 октября 2017 г. в поселке Чернь, на ул. Свободная открылось кафе-пиццерия «Черника».

Основным видом деятельности кафе-пиццерии «Черника» являются услуги общественного питания, а именно производство и реализация пиццы, роллы, розничная торговля алкогольными и безалкогольными напитками. (Приложение 3)

Подготовить экспертное заключение о деятельности данного предприятия. Заключение должно содержать следующие данные:

  • выручка за 5 месяцев;
  • общая сумма расходов за 5 месяцев;
  • суммарная прибыль за 5 месяцев;
  • количество месяцев с признаком рентабельности 1;
  • экономически эффективность деятельности данного кафе;
  • диаграмма, отражающая рентабельность за 5 месяцев;
  • какие меры нужно применять для дальнейшей эффективной работы?

Для подготовки экспертного заключения необходимо выполнить некоторые расчеты и заполнить экспертное заключение. Экспертизу проводят 2 эксперта.

Для выполнения расчетов удобно использовать инструментарий Excel. В отдельном текстовом документе перечислить используемые функции Excel.

Тема урока: «Создание таблицы в текстовом документе»

Цели урока:

  • формирование представлений о возможностях использования текстовых процессоров в профессиональной деятельности;
  • закрепление умений и навыков работы с текстовым процессором;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить модели задач;
  • умение устанавливать межпредметные связи.

Задачи урока:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • использовать ИКТ в профессиональной деятельности.

Ситуация. Сотрудники маркетингового отдела магазина «Дикси» поселка Чернь с целью повышения товарооборота и увеличения выручки продумали следующие маркетинговые ходы: скидки на те продукты, у которых скоро закончится срок годности (чтобы их скорее купили) и акции на те товары, которые не являются первой необходимости (чтобы долго не лежали на полках) (Приложение 4)

Результаты ревизии, произведенной 20 октября 2020г., показаны в акте №1 от 20.10.2020г.

На основании данного акта требуется:

  • Определить товары, на которые нужно применить скидки 20%;
  • Определить товары, на которые можно проводить акцию «2 по цене одной до 29.10.2021г.»;
  • Подготовить рекламный лист для товаров со скидкой.
  • Подготовить рекламный лист для товаров, которые попали под акцию.
  • Подготовить объяснительную записку для обоснования списков с товаром для скидки и акции.
  • Предложите дополнительные меры для дальнейшей эффективности работы.

Все документы оформить с помощью текстового процессора MS WORD.

Литература

  1. Заводчикова, Е.В. Применение кейс-технологий на уроках информатики и ИКТ / Е.В.Заводчикова. - Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/04/05/primenenie-keys-tekhnologiy-na-urokakh-informatiki-i-ikt (дата обращения: 31.03.2022).
  2. Описание образовательной технологии «Кейс-технология». - Текст: электронный // Университет ИТМО: [сайт]. - URL: https://edu.itmo.ru/files/95 (дата обращения: 31.03.2022).
  3. Чеберяк, И.Н. Применение кейс-технологии на уроках информатики / И.Н.Чеберяк. - Текст: электронный // Открытый урок. Первое сентября: [сайт]. - URL: http://urok.1sept.ru/articles/505465/ (дата обращения: 31.03.2022).
  4. Ягодкина, И.П. Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС / И.П.Ягодкина. - Текст: электронный // Открытый урок. Первое сентября: [сайт]. - URL: http://urok.1sept.ru/articles/622177/ (дата обращения: 31.03.2022).