Кейс-технология (от англ. «case» - случай) - интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса. Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение.[2]
К кейс-технологиям относятся:
- метод ситуационного анализа;
- ситуационные задачи и упражнения;
- анализ конкретных ситуаций (кейс-стади);
- метод кейсов; метод инцидента;
- метод ситуационно-ролевых игр;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- игровое проектирование;
- метод дискуссии.
Метод анализа конкретных ситуаций - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся, развивает способность к анализу жизненных и производственных задач.
На уроках информатики метод кейсов позволяет решать множество задач: развитие интереса к информационным объектам, формирование информационно - технологических и коммуникативных навыков организации и обработки информации, передачи информации, способствует социальной адаптации и профориентации.
Для студентов СПО при изучении электронных таблиц можно провести уроки с применением кейс-технологии - анализ конкретных ситуаций.
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Тема урока: Решение профессиональных задач средствами математической статистики и электронной таблицы MS Excel.
Цели урока:
- формирование представлений о статистических исследованиях в педагогике, обработки данных и интерпретации результатов;
- формирование представлений о возможностях использования электронных таблиц (ЭТ) в профессиональной деятельности;
- закрепление умений и навыков работы с встроенными функциями ЭТ;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить математические модели задач;
- умение устанавливать межпредметные связи.
Задачи урока:
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
Ситуация 1. Проводить мониторинг успеваемости и качества знаний студентов 1 курсов ЧППК средствами электронной таблицы, анализировать результаты, определить «Кто он - среднестатистический студент 1-го курса ЧППК?» На основании результатов сделать выводы и дать рекомендации для дальнейшей организации учебного процесса.
Для выполнения заданий нужно использовать кейс (пакет) документов (приложение 1), который включает в себя:
- план выполнения задания;
- ведомости успеваемости студентов 1 курса ЧППК;
- образец оформления аналитической справки по результатам мониторинга.
Работа в парах
- знакомство с кейсом;
- обработка данных средствами электронной таблицы MS Excel;
- оформление аналитической справки;
- составление выступления.
Отчет работы
Каждая пара представляет алгоритм решения задачи, кратко передает содержание аналитической справки и рекомендации.
Ситуация 2. Будущие учителя начальных классов, должны понимать, что педагогический процесс реализуется только через взаимодействие его участников, в ходе которого происходит накопление, обработка и интерпретация информации.
Одной из важных составных частей этого процесса является психолого-педагогическая диагностика как процедура постановки психолого-педагогического диагноза.
Для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе учителя проводят мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся. Исходя из результатов, планируют свою дальнейшую психолого-педагогическую деятельность.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный; 4) коммуникативный.
В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе.
Для мониторинга личностных УУД можно использовать диагностическую методику Н.Лускановой. Это анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации.
Анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использована в работе со школьниками 1-4-х классов.
С целью выявления уровня сформированности личностных УУД школьников в 1 А классе Чернской начальной школы «Радуга» проводили анкетирование по методике Н.Лускановой. В классе обучаются 6 человек.
Необходимо обработать данные анкетирования, выявить уровень сформированности личностных УУД школьников, оформить отчет с результатами мониторинга и дать рекомендации для дальнейшей работы с детьми. Для выполнения задания нужно использовать документы кейса (приложение 2):
- план выполнения задания;
- анкеты учащихся 1А класса Чернской начальной школы «Радуга»;
- диагностическая методика Н. Лускановой для мониторинга личностных УУД;
- технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе (для рекомендации);
- образец оформления аналитической справки по результатам мониторинга.
Работа в парах
- знакомство с кейсом;
- обработка данных средствами электронной таблицы MS Excel;
- оформление аналитической справки;
- составление выступления.
Отчет работы
Каждая пара представляет алгоритм решения задачи, кратко передает содержание аналитической справки и рекомендации.
Специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Ситуация. 15 октября 2017 г. в поселке Чернь, на ул. Свободная открылось кафе-пиццерия «Черника».
Основным видом деятельности кафе-пиццерии «Черника» являются услуги общественного питания, а именно производство и реализация пиццы, роллы, розничная торговля алкогольными и безалкогольными напитками. (Приложение 3)
Подготовить экспертное заключение о деятельности данного предприятия. Заключение должно содержать следующие данные:
- выручка за 5 месяцев;
- общая сумма расходов за 5 месяцев;
- суммарная прибыль за 5 месяцев;
- количество месяцев с признаком рентабельности 1;
- экономически эффективность деятельности данного кафе;
- диаграмма, отражающая рентабельность за 5 месяцев;
- какие меры нужно применять для дальнейшей эффективной работы?
Для подготовки экспертного заключения необходимо выполнить некоторые расчеты и заполнить экспертное заключение. Экспертизу проводят 2 эксперта.
Для выполнения расчетов удобно использовать инструментарий Excel. В отдельном текстовом документе перечислить используемые функции Excel.
Тема урока: «Создание таблицы в текстовом документе»
Цели урока:
- формирование представлений о возможностях использования текстовых процессоров в профессиональной деятельности;
- закрепление умений и навыков работы с текстовым процессором;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить модели задач;
- умение устанавливать межпредметные связи.
Задачи урока:
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
Ситуация. Сотрудники маркетингового отдела магазина «Дикси» поселка Чернь с целью повышения товарооборота и увеличения выручки продумали следующие маркетинговые ходы: скидки на те продукты, у которых скоро закончится срок годности (чтобы их скорее купили) и акции на те товары, которые не являются первой необходимости (чтобы долго не лежали на полках) (Приложение 4)
Результаты ревизии, произведенной 20 октября 2020г., показаны в акте №1 от 20.10.2020г.
На основании данного акта требуется:
- Определить товары, на которые нужно применить скидки 20%;
- Определить товары, на которые можно проводить акцию «2 по цене одной до 29.10.2021г.»;
- Подготовить рекламный лист для товаров со скидкой.
- Подготовить рекламный лист для товаров, которые попали под акцию.
- Подготовить объяснительную записку для обоснования списков с товаром для скидки и акции.
- Предложите дополнительные меры для дальнейшей эффективности работы.
Все документы оформить с помощью текстового процессора MS WORD.
Литература
- Заводчикова, Е.В. Применение кейс-технологий на уроках информатики и ИКТ / Е.В.Заводчикова. - Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/04/05/primenenie-keys-tekhnologiy-na-urokakh-informatiki-i-ikt (дата обращения: 31.03.2022).
- Описание образовательной технологии «Кейс-технология». - Текст: электронный // Университет ИТМО: [сайт]. - URL: https://edu.itmo.ru/files/95 (дата обращения: 31.03.2022).
- Чеберяк, И.Н. Применение кейс-технологии на уроках информатики / И.Н.Чеберяк. - Текст: электронный // Открытый урок. Первое сентября: [сайт]. - URL: http://urok.1sept.ru/articles/505465/ (дата обращения: 31.03.2022).
- Ягодкина, И.П. Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС / И.П.Ягодкина. - Текст: электронный // Открытый урок. Первое сентября: [сайт]. - URL: http://urok.1sept.ru/articles/622177/ (дата обращения: 31.03.2022).