Технологическая карта внеурочного занятия "Экология Якутии"

Разделы: Экология, Дополнительное образование

Ключевые слова: экология, Якутия, экология Якутии


Цель: формирование у детей знание об экологии.

Задачи:

  • Образовательная: расширить кругозор учащихся, побудить их на пополнение своих знаний об экологии Якутии;
  • Развивающая: Развивать познавательный интерес, речь детей, техническое мышление;
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей природе.

Тип занятия: комбинированный.

Презентация

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

- умение вести диалог по теме;
- умение воспринимать новую информацию;
- умение работать с конструктором Лего;
- умение применять теоретический материал при выполнении практического упражнения.

Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:
- организовывать учебную деятельность;
- осуществлять самоконтроль и саморегуляцию;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения.

Познавательные:
- выделение и формирование учебной цели;
- осознание учебной задачи;
- умение структурировать полученные знания.

Коммуникативные:
- умение слушать и понимать речь;
- умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Организация пространства

Межпредметные связи

- Окружающий мир
- Технология
- Математика
- Робототехника

Формы работы

- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая

Ресурсы

Для учителя:
- Технологическая карта занятия
- Компьютер
- Проектор
- Интерактивная доска
- Презентационный материал:
Для учащихся:
- конструктор Лего

литература

Ход занятия

Этапы занятия

Дозировка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

2 мин

Приветствует обучающихся.
- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет вам радость общения друг с другом.

Дети слушают, включаются в работу

Постановка цели занятия

1 мин

Ребята! Угадайте тему нашего занятия: (слайд 1) Коллаж
Правильно, вы угадали, тема нашего занятия «Экология Якутии» (слайд 2)

Отвечают на вопрос.
Самостоятельно формулируют цель занятия и задачи

Изложение нового учебного материала

15 мин

1. Ребята, ответьте, как мы должны относиться к нашей природе?

Правильно, охранять, беречь, любить, знать сегодня мы рассматриваем вопрос о загрязнении окружающей среды и об экологических проблемах в Якутии.

2. Какие сферы окружающей среды больше всего страдают от деятельности человека?)

Чтобы прокормиться, одеться, человек пользуется земными ресурсами. При неправильной обработке земли почвы разрушаются, что ведет к разрушению нашей почвы. Человек ежегодно извлекает из нашей земли очень много полезных ископаемых. (Слайд 3)

Дети включаются в учебную деятельность: слушают, смотрят слайды.
(Ответы учеников: любить, охранять, беречь и так далее.)
Отвечают на вопросы
алмаз, серебро, золото, газ и т.д.

3. Какие полезные ископаемые добываются в Якутии? (Слайд 4)

Добыча полезных ископаемых приводит к изменению не только рельефа Земли, но и атмосферы и гидросферы. К примеру большое загрязнение атмосферы происходит при добыче угля например в Нерюнгри, Кобяйском улусе и Алдане, при добыче алмазов нюрба и мирный. при добыче урана, цветных и черных металлов северные улусы. Также атмосферу сильно загрязняет автотранспорт, промышленные предприятия за счет выхлопных газов. (Слайд 5-6)
Вырубка лесов: Ежегодно площадь лесов Якутии уменьшается за счет пожаров и вырубки лесов. (Слайд 6-7)

70-80 лет

Из за людей, засухи, природных явлений

4. Как вы думаете, ребята сколько понадобится времени чтобы на месте уничтоженного леса вырос новый лес?

5. Ежегодно в Якутии случаются, большое количество пожаров как вы думаете из за чего?

Уменьшение лесов очень сильно влияют на уменьшение численности животного мира и на фауны.
Загрязнение рек. Ни одна река в Якутии не является действительно чистой. Кроме этого, треть гидротехнических сооружений на промышленных объектах в республике сильно изношена и не отвечает требования безопасности. (Слайд 8)

6. Какая самая загрязненная река в нашей республике? из за чего?

Одной из самых актуальных проблем экологии в Якутии является сбор и утилизация бытового мусора. Ежегодно десятки тысяч тонн мусора скапливается на полигонах, еще больше мусора засоряет природу, водоемы и улицы наших городов, последствия которых крайне опасны для всей окружающей среды. Для решения этой проблемы используются специальные технологии раздельного сбора мусора, утилизации мусора, вторичного использования.
Для профессионалов, занимающихся их предотвращением и участвующих в ликвидации последствий необходимы роботы, которые смогли бы проникнуть в самые опасные, загрязнённые и труднодоступные места.
А теперь давайте поговорим какие работы ведутся по восстановлению экологии нашей большой Республики:
1. Совершенствование технологий эксплуатации природных богатств.
2. Строительство очистных сооружений на заводах и фабриках.
3. Создание заповедников.
4. Посадка новых лесов на месте вырубленных.
5. Охрана редких животных.
6. Специальные технологии раздельного сбора мусора, утилизации мусора, вторичного использования .
(Слайд 9)
И сегодня на занятии мы с вами попробуем собрать робот-мусоросборщик.

р.Вилюйск. Вилюйская ГЭС
Практическая часть

25 мин

В известном мультфильме «Робот Валли» решение сбора мусора и утилизации предлагается с помощью использования специального робота.
Просмотр фрагмента мульфильма «Робот Валли».
- Сейчас мы попробуем собрать робота-мусоросборщика. Для этого нам нужно поделиться на группы.

1) Из каких узлов должен состоять такой робот?
У него имеется мобильная платформа (гусеницы), корпус, датчики-камеры (глаза) и руки-манипуляторы. Любой робот для сбора мусора должен иметь руки-манипуляторы.

2) Как устроен манипулятор робота?
Рука-манипулятор это механизм выполняющий полезное действие в пространстве. Обычно манипуляторы имеют суставчатое устройство в виде захватов, подъемников, толкателей, рычагов, ковшов, губок или других инструментов.

3) Что должен уметь манипулятор?
Манипулятор должен уметь двигаться в пространстве, выполнять захват и удерживать предметы. Такой манипулятор называется «захват».

4) Какие детали понадобятся для конструирования захвата?
Для такого механизма нужен моторчик, губки, механизм передачи движения.
Приведем наиболее часто применяемые в промышленности конструктивные схемы механических захватов, это: рычажные; кулисно-рычажные; реечно-рычажные; клино-рычажные обычного исполнения; клино-рычажные с плоскопараллельным

Дети слушают включаются в работу. Работают в группе, собирают робота мусоросборщика по схеме, в данной слайдовой презентации

- Попробуем запустить наши модели и посмотрим, как каждая группа справилась с заданием.
- Молодцы!
Запускают модели

Рефлексия

2 мин

Итак, Ребята, что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия? Можете ли считать себя экологически-культурными людьми
Спасибо вам.

Отвечают на поставленные вопросы. Участвуют в беседе по обсуждению итогов урока. Оценивают результаты урока.