Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. Для ребёнка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Резкое предложение нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Одно из условий успешной адаптации - это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад. Этому способствует правильно выстроенная работа.
Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Одной из основных характеристик современной семьи является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Так же, практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей и т.п. Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями. Для этого прежде всего необходимо заинтересовать родителей работой ДОУ, показать, что может ДОУ сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Кроме того, именно в семье оказывают решающее влияние на развитие дошкольников. Если ребенок наблюдает спокойное, эмоционально положительное взаимодействие родителей и педагогов, он начинает больше доверять персоналу ДОУ. Этот фактор очень влияет на успешность адаптации. Для грамотной работы с родителями воспитанников группы раннего возраста, мной был разработан перспективный план.
Перспективный план работы с родителями в период адаптации
№ |
Формы работы |
Наглядная информация |
Цель |
Ответственные |
1 |
Посещение семей на дому |
Буклеты «Адаптация ребенка в детском саду» |
Знакомство с семьями воспитанников |
Воспитатель |
2 |
Родительское собрание
|
Презентация детского сада |
Узнать о семьях, их интересах, занятиях, познакомиться друг с другом поближе. |
Заведующий
|
3 |
Создание группы в мессенджерах
|
Консультации «Организация питания в ДОУ», «Становление опыта самообслуживания», «Режим дня в детском саду» |
Нацелить родителей к активной, совместной и педагогически правильной работе по организации адаптации детей к условиям детского сада. |
Воспитатель |
4 |
«Почта» для мам и пап |
Родители задают интересующие их вопросы, и получают индивидуальные консультации |
||
5 |
Сайт ДОУ |
Раздел: «Прием в ДОУ» |
Заведующий
|
|
6 |
Заполнение дневника индивидуального развития ребенка |
Дневник индивидуального развития ребенка |
Выявить оптимальные формы индивидуальной работы по созданию психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
|
Воспитатель |
7 |
День открытых дверей «Как мы в садике живем» |
Анкета для родителей «Готов ли ребёнок к детскому саду?» |
Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей и общественности; демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы коллектива ДОУ с детьми; установление партнёрских отношений с ними |
Ст. воспитатель
|
8 |
Развлечение «Краски лета» |
Мультимедийная презентация |
Способствовать созданию атмосферы радости, формирующей положительную эмоционально-чувственную основу для расширения восприятий о детском саде. |
Ст. воспитатель
|
9 |
Создание ППРС |
Памятка «Игры и развивающее оборудование для детей раннего возраста» |
Помощь родителей в организации ППРС группы и прогулочного участка |
Воспитатель |
10 |
Консультации для родителей |
«Ваш малыш пришел в детский сад», «Что должно быть в шкафчике» |
Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду. |
Воспитатель |
11 |
Наглядная информация |
Папка-передвижка
|
Повышение компетентности родителей по вопросу адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада |
Воспитатель |
12 |
Чат группы
|
Консультация «Первые признаки успешной адаптации» |
Консультирование родителей о первых признаках успешной адаптации |
Воспитатель |
13 |
Круглый стол
|
Памятки с опытом воспитания детей дома |
Обсуждение наиболее актуальных вопросов воспитания и развития, детей раннего возраста |
Воспитатель |
14 |
Фотовыстака «Наш любимый детский сад» |
Фото |
Знакомство родителей с деятельностью детей в течении дня в группе ДОУ |
Воспитатель |