Цель:
- подготовка к ОГЭ по информатике;
- научиться решать задания A6.
Задачи:
- Научиться выполнять заданный алгоритм в виде программы на языке программирования;
- Повторить логические связки в сложных условиях на языке программирования;
- Рассмотреть варианты заданий А6 представленных на экзамене в форме ОГЭ.
Повторить:
- Логические связки;
- Условный оператор;
- Операторы целочисленного деления.
План проведения занятия (этапы):
- Организационный момент (1 мин.)
- Тема занятия и постановка цели (2-3 мин.)
- Повторение ранее изученного материала (5-6 мин.)
- Актуализация (3-5 мин.)
- Объяснение нового материала (15 мин.)
- Выполнение заданий в парах (5 минут)
- Закрепление, компьютерный тренажёр (5-7 мин.)
- Подведение итогов (3 мин.)
Ход занятия
Здравствуйте.
Сегодня мы продолжим знакомиться с 6 заданием представленным на ОГЭ по информатике.
Повторим ранее изученные темы. Мы уже познакомились со сложными условиями. Давайте вспомним как они образуются, с помощью каких связок (слайд)
Встречаются задания, которые содержат не только сложные условия, но иногда и операции деления нацело. Вспомним каких операции целочисленного деления мы знаем.
Целая часть от деления |
Остаток от деления |
div |
mod |
Phyton - // |
Phyton - % |
Сегодня мы рассмотрим задания, которые содержат неизвестный параметр. Одно из условий будет содержать число, а второе условие параметр, который нам необходимо найти.
Например дана программа:
var A, s, t: integer;
begin
readln(s);
readln(t);
readln(A);
if (s > A) or (t > 12)
then
writeln("YES")
else
writeln("NO")
end.
Обычно в этих задания присутствует связка ИЛИ, что помогает нам решить эту задачу.
Рассмотрим Задачу 1.
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:
(-9, 11); (2, 7); (5, 12); (2, -2); (7, -9); (12, 6); (9, -1); (7, 11); (11, -5).
Укажите наименьшее целое значение параметра А, при котором для указанных входных данных программа напечатает «NO» шесть раз.
Особенность таких заданий, в том, что количества полученных ответов «Да» или «Нет» нам известно.
var s, t, A: integer;
begin
readln(s);
readln(t);
readln(A);
if (s > А) or (t > 11)
then writeln("YES")
else writeln("NO")
end.
Запишем варианты запусков в виде таблицы:
S>A or
|
t>11 |
-9 |
11 |
2 |
7 |
5 |
12 |
2 |
-2 |
7 |
-9 |
12 |
6 |
9 |
-1 |
7 |
11 |
11 |
-5 |
Конечно, нам проще работать с ответами «Да». Если нам необходимо найти ответы с «Нет», мы можем легко отнять от общего числа запусков число запусков с отрицательным ответом и получить количество ответов с «Да».
Отметим все пары чисел по известному нам условию (t>11). Их всего 1(5, 12), остается еще 2 ответа «Да».
Значит, они должны содержаться в другом условии (S>A). Так как у нас операция сравнения «>», тогда начинаем с большего отмечать две пары. Это пары (12,6) и (11,-5). Последнее значение 11, значит надо взять на одно меньше - 10. Это будет наш первый ответ. Следующее значение в столбце S - 9.
Проверим ответ 9 (9>9 - нет), число 9 тоже будет ответом,
Из у вопроса к зданию, мы видим, что нам необходимо наименьшее значение. Ответом будет число 9.
Как вы думаете, какие вопросы еще возможны в таких заданиях? (наибольшее, наименьшее, количество значений)
Решим следующие задания представленные на слайдах.
Мы разобрали все виды заданий при неизвестном нам параметре.
1. Разбейтесь на пары и попробуем самостоятельно выполнить задание на карточках (карточки 1-6).
Проверим ваше решение.
2. Закрепим пройденный материал решение самостоятельно теста с различными видами шестого задания. Садимся за компьютеры, выполняет тест в системе NetTest.
3. Подведем итог нашего занятия.
- Сегодня мы повторили тему…
- Разобрали новое задание…
- Какие сложности возникли у вас при выполнении этого задания.
Спасибо за занятие. До следующей встречи.