Факультативное занятие по информатике для подготовке к ОГЭ "Задание 6. Условия с неизвестным параметром"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Цель:

  • подготовка к ОГЭ по информатике;
  • научиться решать задания A6.

Задачи:

  • Научиться выполнять заданный алгоритм в виде программы на языке программирования;
  • Повторить логические связки в сложных условиях на языке программирования;
  • Рассмотреть варианты заданий А6 представленных на экзамене в форме ОГЭ.

Повторить:

  • Логические связки;
  • Условный оператор;
  • Операторы целочисленного деления.

План проведения занятия (этапы):

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Тема занятия и постановка цели (2-3 мин.)
  3. Повторение ранее изученного материала (5-6 мин.)
  4. Актуализация (3-5 мин.)
  5. Объяснение нового материала (15 мин.)
  6. Выполнение заданий в парах (5 минут)
  7. Закрепление, компьютерный тренажёр (5-7 мин.)
  8. Подведение итогов (3 мин.)

Ход занятия

Здравствуйте.

Сегодня мы продолжим знакомиться с 6 заданием представленным на ОГЭ по информатике.

Повторим ранее изученные темы. Мы уже познакомились со сложными условиями. Давайте вспомним как они образуются, с помощью каких связок (слайд)

Презентация

Карточки с заданиями

Встречаются задания, которые содержат не только сложные условия, но иногда и операции деления нацело. Вспомним каких операции целочисленного деления мы знаем.

Целая часть от деления

Остаток от деления

div

mod

Phyton - //

Phyton - %

Сегодня мы рассмотрим задания, которые содержат неизвестный параметр. Одно из условий будет содержать число, а второе условие параметр, который нам необходимо найти.

Например дана программа:

var A, s, t: integer;
begin
readln(s);
readln(t);
readln(A);
if (s > A) or (t > 12)
then
writeln("YES")
else
writeln("NO")
end.

Обычно в этих задания присутствует связка ИЛИ, что помогает нам решить эту задачу.

Рассмотрим Задачу 1.

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:

(-9, 11); (2, 7); (5, 12); (2, -2); (7, -9); (12, 6); (9, -1); (7, 11); (11, -5).

Укажите наименьшее целое значение параметра А, при котором для указанных входных данных программа напечатает «NO» шесть раз.

Особенность таких заданий, в том, что количества полученных ответов «Да» или «Нет» нам известно.

var s, t, A: integer;
begin
readln(s);
readln(t);
readln(A);
if (s > А) or (t > 11)
then writeln("YES")
else writeln("NO")
end.

Запишем варианты запусков в виде таблицы:

S>A or

t>11

-9

11

2

7

5

12

2

-2

7

-9

12

6

9

-1

7

11

11

-5

Конечно, нам проще работать с ответами «Да». Если нам необходимо найти ответы с «Нет», мы можем легко отнять от общего числа запусков число запусков с отрицательным ответом и получить количество ответов с «Да».

Отметим все пары чисел по известному нам условию (t>11). Их всего 1(5, 12), остается еще 2 ответа «Да».

Значит, они должны содержаться в другом условии (S>A). Так как у нас операция сравнения «>», тогда начинаем с большего отмечать две пары. Это пары (12,6) и (11,-5). Последнее значение 11, значит надо взять на одно меньше - 10. Это будет наш первый ответ. Следующее значение в столбце S - 9.

Проверим ответ 9 (9>9 - нет), число 9 тоже будет ответом,

Из у вопроса к зданию, мы видим, что нам необходимо наименьшее значение. Ответом будет число 9.

Как вы думаете, какие вопросы еще возможны в таких заданиях? (наибольшее, наименьшее, количество значений)

Решим следующие задания представленные на слайдах.

Мы разобрали все виды заданий при неизвестном нам параметре.

1. Разбейтесь на пары и попробуем самостоятельно выполнить задание на карточках (карточки 1-6).

Проверим ваше решение.

2. Закрепим пройденный материал решение самостоятельно теста с различными видами шестого задания. Садимся за компьютеры, выполняет тест в системе NetTest.

3. Подведем итог нашего занятия.

  • Сегодня мы повторили тему…
  • Разобрали новое задание…
  • Какие сложности возникли у вас при выполнении этого задания.

Спасибо за занятие. До следующей встречи.