Классы: 10, 11.
Ключевые слова: биология, жизненные циклы растений.
Цель: актуализировать знания по теме, освоить способы решения разных типов заданий в формате ЕГЭ, оценить уровень подготовленности к ЕЭ по данной теме.
Уровень обучения: 10-11 класс, профильный, подготовка к ЕГЭ.
Данная работа позволяет оперативно повторить теоретический материал по одной из проблемных для выпускников тем, отработать приемы решения различных типов заданий, включает практические вопросы базового, повышенного и высокого уровня сложности.
В качестве опорного материала для повторения эффективно использование презентации по данной теме. В своей практике я использовала материалы вебинара https://uchitel.club/events/ege-po-biologii-2021-praktikum-resenie-sloznyx-biologiceskix-zadac-po-teme-cikly-razvitiya-rastenii/
Проверочная работа может быть использована:
- на уроке биологии для текущего контроля знаний по теме «Жизненные циклы растений», в профильных классах
- при подготовке к ЕГЭ по биологии
Внимание! Текст, выделенный красным цветом, для обучающихся должен быть скрыт. См. приложение.
Источники
- https://uchitel.club/events/ege-po-biologii-2021-praktikum-resenie-sloznyx-biologiceskix-zadac-po-teme-cikly-razvitiya-rastenii/
- http://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy
Практикум по теме «Жизненные циклы растений»
Фамилия, имя ______________________ Дата__________
«Не плыви по течению,
не плыви против течения -
плыви туда, куда тебе надо»
Грейс Хоппер
1. Закончи предложение, вставь пропущенные термины:
1. Спорофит(_n) - это __________________ поколение, развивается из ___________(_n) путем __________, производит ____________(_n), содержит ____________набор хромосом.
2. Спора - это ________________________. Образуется на ____________ путем _______________, содержит ________________набор хромосом.
3. Гаметофит(_n) - это __________________ поколение, развивается из ___________(_n) путем ____________, производит ___________, содержит ____________набор хромосом.
4. Гаметы - это____________________. Содержат __________________набор хромосом. Образуются на _______________ путем _____________. Женские - _____________ в архегониях, мужские - _________ в ________________.
5. Зигота(_n) - это ____________________. Образуется в результате ________________, содержит ____________набор хромосом. Из нее развивается ____________________.
2. Решение задач в формате ЕГЭ.
Отдел Водоросли
У большинства водорослей преобладающим поколением является - _____________(_n).
Зооспоры - это ____________________(_n).
1. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ПОКОЛЕНИЯ ХЛАМИДОМОНАДЫ |
|
A) доминирует в цикле развития
|
1) 1
|
Ответ: _________________
2. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор зооспоры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.
Ответ:_________________
Отдел Мхи
У мхов преобладающим поколением является _________________________(_n).
Спорофит(_n) - _____________________ паразитирует на гаметофите.
1. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ПОКОЛЕНИЯ МХА |
|
А) происходит образование спор
|
1) 1
|
Ответ:_________________
2. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.
1) образование предростка
2) оплодотворение при наличии воды
3) прорастание споры
4) развитие на предростке женских и мужских растений мха
5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских - яйцеклеток
6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами
Ответ:_________________
Отделы Папоротники, хвощи, плауны
Взрослое растение - _____________________(_n), а гаметофит - ____________________(_n).
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ПОКОЛЕНИЯ ПАПОРОТНИКА |
|
A) имеет гаплоидный набор хромосом
|
1) 1
|
Ответ:_________________
2. Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла папоротника, начиная с зиготы.
1) образование зиготы
2) прорастание споры, образование заростка
3) формирование половых клеток в заростке
4) образование корневища из зиготы
5) образование спор на листьях
6) рост листьев из корневища
Ответ:_________________
3. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, - диплоидные стадии развития папоротника. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.
1) Спермий
2) Спорангий
3) Листья
4) Спора
5) Зигота
Ответ:_________________
Отдел Голосеменные
Семя - ____________________________
Семя содержит _____________________
Взрослое растение - ________________(_n). Развивается из семени растения.
На чешуйках ________ шишек образуется по два семязачатка - мегаспорангии с материнскими клетками мегаспор (2n). Путем ________ из каждой образуется 4 ________________(_n), три из которых __________, а одна развивается и образует женский гаметофит - ____________ (_n). В архегониях созревает по одной ______________(_n).
В мужских шишках формируются спорангии - материнские клетки микроспор (_n). Из них путем мейоза образуются _____________(1n).
Мужской гаметофит - _______________ зерно, развивается из ________________(1n) путем _________, и состоит из двух клеток: ___________(_n) и ____________(_n). После опыления вегетативная клетка прорастает в ____________ трубку, попадающую в семязачаток. Прорастание пыльцы происходит в течение _____________. В семязачатке из _________клетки путем ___________образуются два спермия (_n). Один из них оплодотворяет яйцеклетку, образуется ____________(_n), а другой погибает.
Из зиготы (_n) развивается _________________(_n). Из семязачатка - _____________. Из покровов семязачатка - ______________________________.
1. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
Ответ:___________________________________________________________
2. Найдите три ошибки в тексте «Голосеменные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Голосеменные - многолетние, в основном вечнозелёные деревья и кустарники; травянистых форм нет. (2) Имеют прямостоячие стебли и мочковатые корневые системы. (3)Ярко выражены годичные кольца прироста древесины;в древесине много смоляных ходов, заполненных смолой. (4)Листья игольчатой формы, однолетние, с одной главной жилкой и мощной кутикулой из воска, которая защищает эпидермис от излишнего испарения. (5)В жизненном цикле преобладает спорофит (2n). (6)Гаметофит развивается из споры в мужских и женских шишках. (7) Мужской гаметофит содержит пыльцевое зерно с двумя спермиями, а женский - два архегония с двумя яйцеклетками. (8)Оплодотворяются двумя спермиями обе яйцеклетки; в результате оплодотворения развивается семя с семенной кожурой, зародышем и эндоспермом.
Ответ:_________________
3. Рассмотрите рисунок и укажите название изображённой стадии развития сосны, обозначенной вопросительным знаком. Из каких исходных клеток и в результате какого деления она образовалась? Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2, к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
Название стадии развития |
Исходные клетки |
Каким делением образована |
(А)_____________ |
(Б)_________________ |
(В)________________ |
Список терминов:
1) микрогаметофит (пыльцевое зерно)
2) семязачаток
3) митоз
4) мейоз
5) диплоидная зигота
6) гаплоидная микроспора
7) клетки спорангиев на чешуйках шишек
8) семя сосны
Ответ:_________________
А |
Б |
В |
4. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.
Ответ:_________________
Отдел Покрытосеменные
Спорофит - ___________________________(_n).
В цветке формируется гинецей - совокупность пестиков. В _________ пестика формируются материнские клетки мегаспор (_n). Каждая делится путем ___________ и образуется четыре мегаспоры (_n). ___ из них отмирает, одна из них трижды делится путем _____________ и развивается женский гаметофит - восьмиядерный ________________ ________ (_n).
В зародышевом мешке все ядра становятся клетками. Главные: яйцеклетка (_n) и центральное ядро (_n). Кроме них - вспомогательные клетки: антиподы и синергиды.
В цветке также формируется андроцей - совокупность тычинок. В пыльцевых мешках тычинок формируются спорангии в которых путем ________________ образуется много мелких _____________________(_n). Все они развиваются, и из каждой споры образуется мужской гаметофит - __________________(_n). Он состоит из двух клеток: _____________(_n) и _______________(_n). После опыления из вегетативной клетки путем _____________образуется __________________ трубка, а из генеративной путем _____________ - два спермия(_n). Через пыльцевход (микропиле) два спермия попадают в зародышевый мешок.
Один спермий(_n) оплодотворяет яйцеклетку(_n), образуется ________(_n).
Второй спермий сливается с ____________(_n), образуется оплодотворенная центральная клетка (_n).
Процесс двойного оплодотворения цветковых растений открыл __________.
Зигота делится путем _________, образуется _______________
Оплодотворенная центральная клетка делится ___________, образуется ____________(_n) запасная питательная ткань.
Из стенок завязи образуется ___________________________.
Из стенок семязачатка образуется _______________________.
1. Определите число хромосом в конце телофазы митоза в клетках эндосперма семени лука (в клетках эндосперма триплоидный набор хромосом), если клетки корешков лука содержат 16 хромосом. В ответ запишите только соответствующее число хромосом.
Ответ:_________________
2. Установите соответствие между характеристиками и половыми поколениями цветковых растении, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ПОКОЛЕНИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ |
|
А) имеет гаплоидный набор хромосом в 8 ядрах
|
1) 1
|
Ответ:_________________
3. Определите правильную последовательность образования зиготы у покрытосеменных растений.
1) образование гаплоидной макроспоры
2) мейоз
3) образование восьмиядерного зародышевого мешка
4) формирование яйцеклетки
5) оплодотворение
6) митоз
7) зигота
Ответ:_________________
4. Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.
- проникновение спермиев в зародышевый мешок
- перенос пыльцы на рыльце пестика
- слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия - со вторичным ядром зародышевого мешка
- образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки
- прорастание пыльцевой трубки в семязачаток
Ответ:_________________
5. Определите число хромосом в начале и конце телофазы митоза в клетках эндосперма семени ржи посевной, если центральное ядро зародышевого мешка ржи содержит 14 хромосом. Ответ поясните.
Ответ:_________________
Задание нового формата. Линия 8, 9
Рассмотрите рисунки и выполните задания
1. Все представленные на рисунках 1-4 объекты относятся к одной стадии жизненных циклов растений различных отделов. Как называют эту стадию?
Ответ:_________________
2. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ОБЪЕКТЫ |
А) содержит вегетативную клетку (ядро)
|
1) 1
|
Ответ:_________________