В своей педагогической деятельности не представляю возможным проводить уроки математики без компьютерных технологий, интерактивной доски.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя лучше и ярче. Так как возможности интерактивной доски настолько большие, насколько велики возможности компьютера в учебном процессе. Интерактивная доска - удобное, приспособленное для работы с обучающимися средство отображения.
Интерактивная доска помогает детям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который обучающиеся могут взять домой для самостоятельной работы. Возможность записи в видеофайл позволяет также при отсутствии ученика на уроке по болезни не только просмотреть действия, которые учитель делал на занятии у электронной доски, но и прослушать объяснение, если педагог при этом использовал микрофон. Тем самым достигается эффект присутствия ученика на уроке. Эти же технологии используются при обучении больных детей, имеющих домашний компьютер на дому или телефон.
Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Обучающиеся могут делать записи на доске маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения и соображения.
Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться.
Интерактивная доска даёт возможность использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые, а также ощущать движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения, которые можно как угодно передвигать. Дети также взаимодействуют с материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки своим пальцем.
Интерактивные доски не только побуждают детей к активной работе, но и помогают донести материал до каждого обучающегося в классе. Большой экран, на который проецируется информация, виден каждому обучающему.
С помощью интерактивной доски можно завладеть вниманием всего класса, не отходя от экрана.
Применение интерактивной доски - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые знания и познавательные приемы, развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности.
Уроки проходят с компьютерной поддержкой, в кабинете несколько компьютеров, за которыми работают обучающиеся по очереди, они работают с готовыми учебными материалами, включающими тренировочные задания для практических, самостоятельных и контрольных работ.
Таким образом, компьютер с интерактивной доской позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний и дать обучающимся объективную оценку, выявить слабые места в усвоении материала. В выставлении оценок компьютером обучающиеся видят объективность, также своевременно могут исправить свои ошибки.
Также при проведении уроков отрабатываю учебный материал, используя компьютерные технологии для создания кроссвордов, занимательных игр, учу выполнять конкретные работы, красиво и грамотно оформлять тексты, таблицы, фото, рисунки. Расширяю знания обучающихся по изученным темам за счет использования компьютерных технологий при каждой возможности.
В течение 10 лет эффективно применяю интерактивную доску TRIUMPH BOARD. Стараюсь использовать рационально, учитывая специфику предмета математики и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Практика показывает целесообразность использования возможностей интерактивной доски учителем математики:
- Работа с текстом, задачами, заданиями, чертежами, графиками, изображениями, схемами.
- Создание с помощью шаблонов собственных заданий.
- Проведение мультимедийных презентаций, работа с электронными учебниками.
- Заполнение пропусков в текстах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером.
- Взаимодействие с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки; возможность вернуться к сделанным записям.
- Комбинирование кадров из готовой коллекции изображений, рисунков и схем к задачам.
- Использование сохранённого урока при повторении и закреплении материала, рефлексии (создавая таким образом свое методическое обеспечение).
Остановлюсь подробнее на некоторых моментах использования интерактивной доски на уроках математики.
1. Устный счёт.
Варианты использования вычислительных цепочек на уроках различны. Например, подобные (или те же самые) примеры делают обучающиеся в тетрадях или учебниках (карандашом). Один обучающийся работает за компьютером. А затем класс проверяет его и свою работу.
2. Решение задач на движение.
Текстовые задачи на движение можно «оживить» с помощью анимации. Для некоторых задач можно установить управляющие кнопки. Это удобно, если вы работаете с интерактивной доской.
3. Изучение геометрических материалов.
Материал по геометрии в PowerPoint можно сделать очень наглядным, если использовать цвета, анимации последовательных шагов решения, визуальные подсказки.
В материалах можно анимировать последовательные шаги построения рисунков. Такой пошаговый показ поможет детям правильно сделать построения, осмыслить материал.
Математика отличается абстрактностью объектов, а деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер. С помощью заданий на интерактивной доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания.
С использованием интерактивной доски эффективнее проводятся обучающие самостоятельные работы. Рядом с каждым заданием можно написать не только ответы, но и решения. Проверяя свою работу, обучающиеся видят свои ошибки, тут же исправляют их. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание материала.
Применение интерактивной доски на уроках математики, на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и обучающимся:
- обеспечение более эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;
- развитие мотивации обучающихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;
- использование различных средств обучения дает возможность обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям, обеспечивая хороший темп урока;
- упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;
- обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;
- стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их к поиску новых подходов в обучении.
Однако наряду с положительными сторонами имеется и ряд недостатков работы с интерактивной доской:
- на старых компьютерах программа сильно тормозит, иногда зависает;
- программное обеспечение на новых компьютерах не поддерживается;
- если корректировка задания происходит в течение короткого промежутка времени, то целостного восприятия наглядного материала не происходит, это приводит к снижению уровня усвоения темы;
- сбой калибровки (сделать заново ориентацию, что отнимает время работы на уроке);
- утомляемость обучающихся (проводить во время урока физминутки для глаз и для опорно-двигательного аппарата).
Работа с интерактивной доской из вспомогательного средства на уроке математики переходит в основное средство обучения.
Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.