Рабочая программа по литературному чтению на родном языке

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном русском языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру».

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачинравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.

В основу курса «Литературное чтение народном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.

В программе курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Эти концептуальные положения определяют особенности курса «Литературное чтение на родном (русском) языке», отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря:

а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры;

б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира;

в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.

Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке», основанный на тех же принципах, что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство младших школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко отражены духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа.

Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на решение следующих задач:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей многонационального российского общества; воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;
  • формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
  • обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
  • формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования; совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативной компетенции. Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и изучения младшими школьникам произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.)

Нормативно-правовая основа программы

Нормативно-правовую основу настоящей примерной программы (далее - программа) по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составляют следующие документы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании);
  2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;
  4. Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  6. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р;
  7. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке, входящему в образовательную область « Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2»

Планируемые результаты учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

  • осознанию основ российской гражданской идентичности;
  • развитию чувств и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • осознанию своей этнической и национальной принадлежности;
  • пониманию ценностей многонационального российского общества;
  • осознанию важности уважительного отношения к истории и культуре других народов;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
  • совершенствованию навыков сотрудничества со сверстниками, умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • развивать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • овладевать начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • совершенствовать умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • совершенствовать умение готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • развивать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • совершенствовать умение определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • оформлять свои мысли в устно и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;
  • применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
  • читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.

Содержание учебного предмета «литературное чтение на родном ( русском) языке»»

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

МИР ДЕТСТВА

Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.
Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова. Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела, рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить сходство и различия. Отгадывать загадки на основе ключевых(опорных) слов, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах, и самостоятельно оценивать свои достижения. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

18

Я и книги

6

Я взрослею

6

Я фантазирую и мечтаю

6

Россия-
Родина моя

Прогнозировать содержание раздела. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, самостоятельно оценивать свои достижения.

13

Что мы
Родиной
зовём

3

О родной
природе

10

Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

(УМК «Школа России», литературное чтение на родном (русском) языке, 1 класс / О.В.Александрова, М.И.Кузнецова, В.Ю.Романова М.: Просвещение, 2021)

Тема

Кол-во час

Календарные сроки

План

Факт

1 четверть - 7 часов

Раздел 1. Мир детства. 18 часов

Я и книги 6 часов

Не красна книга письмом, красна умом

1

С.А.Баруздин. «Самое простое дело»

1

2

С.А.Баруздин. «Самое простое дело»

3

Л.В.Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент)

1

4

Н.Н.Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»)

1

5

Н.Н.Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»)

6

М.Ю.Лермонтов « Парус», Т.В.Толстая «Детство Лермонтова»

1

Я взрослею. 6 часов

Без друга в жизни туго

1

С.Л.Прокофьева. «Самый большой друг».

1

2 четверть - 7 часов

2

М.Л.Михайлов «Лесные хоромы»

1

3

И.А.Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент)

1

4

Н.К.Абрамцева. «Цветы и зеркало».

1

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

5

Л.Н.Толстой «Лгун»

1

6

Русская народная сказка «Враль»

1

Я фантазирую и мечтаю6 часов

7

Необычное в обычном. В В.Лунин. «Я видела чудо»

1

4

С.А.Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент)

1

3 четверть - 9 часов

8

М.М.Пришвин «Закат солнца», «Осинкам холодно»

1

9

М.С.Харитонов «Учитель вранья»

1

10

В.Ф.Тендряков «Весенние перевёртыши»

1

11

В.Ф.Тендряков «Весенние перевёртыши»

Раздел 2. Россия - Родина моя. 13 часов

Что мы Родиной зовём 3 часа

С чего начинается Родина?

12

В.А.Осеева « Колыбельная песенка», П.А.Синявский. «Рисунок». С.А.Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом»

1

13

Ф.П.Савинов. «Родное» (фрагмент). В.Ф.Боков «Откуда начинается Россия?»

1

14

К.Д.Ушинский. «Наше Отечество»

О родной природе 10 часов

Одним костром весь свет согреет.

15

Загадки. А.Н.толстой «Петушки»

1

16

С.В.Сахарнов «Мезень», В.Григорьева «Осенью рыжей»

1

Выше облака ходячего.

4 четверть - 8 часов

17

И.А.Бунин «Серп луны над тучкой длинной», В.П.Крапивин «Сказки Севки Глущенко»

1

18

Ю.И.Коваль «Поздним вечером ранней весной»

1

19

С.В.Востоков «Месяц». Е.В.Липатова «Луна похожа на ежа»

1

20

Г.М.Кружков «Звёзды».

1

В синем море белые гуси.

21

Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи»

1

22

Г.В.Сапгир «Тучи»

1

23

С.В.Востоков «Два яблока»

1

24

Г.М.Кружков «Зеркала». Дина Шуб «Облачные великаны»

1

Приложение