Конспект урока по предмету «Мир природы и человека». Тема: «Грибы»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: знать и уметь различать наиболее распространенные грибы по их характерным признакам.

Задачи:

  • формировать представление о наиболее распространенных съедобных и ядовитых грибах;
  • создавать условия для усвоения учащимися правила сбора грибов;
  • развивать мыслительную активность через дидактическую игру «Верно-неверно», «Рассели грибы под деревья» «Собери грибы в корзинку»;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие гостям. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация

Сегодня мы попутешествуем по зелёному дому, который может угостить и земляничкой, и орешком, и сыроежкой. Что же это за зелёный дом? (лес)

3. Проверка домашнего задания

Дидактическая игра «Верно-неверно»

Перед детьми лежат два кружка - зелёный и красный. Я буду читать предложения. Если то, что я называю верно, то вы поднимаете ЗЕЛЕНЫЙ кружок. Если неверно, то поднимаете запрещающий КРАСНЫЙ кружок. Будьте внимательны.

  1. Можно собирать незнакомые ягоды!
  2. Собираем осторожно, чтобы не повредить растение.
  3. Можно есть грязные ягоды с куста.
  4. Собирать ягоды только со взрослыми.
  5. Из лесных ягод варят суп.
  6. Малину применяют при простуде.
  7. При отравлении нужно срочно обратится к врачу.
  8. Ядовитые растения можно трогать руками.

4. Постановка темы урока. Проблемная ситуация

Сегодня на уроке у нас новая тема. Назвать вы ее сможете, если отгадаете загадку:

В лесу под елкой крошка -
Только шапка да ножка

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о грибах)

- Сегодня на уроке мы отправимся в грибное царство и узнаем какие бывают грибы, как правильно собирать их и какую опасность они могут таить в себе.

5. Изучение нового материала

а) Работа с учебником.

Стр. 22. Прочитать, ответить на вопросы.

б) Дидактическая игра «Рассели грибы под деревья»

- Многие грибы дружат с определенными видами деревьев и часто селятся под ними. Часто в названии гриба можно услышать названия дерева.

- Я буду читать загадки, вы внимательно их слушаете, отгадываете и называете дерево, под которым данные грибы растут. Затем тот, кто назвал правильный ответ, выходит к доске, берет картинку с грибом и ставит ее к картинке с деревом.

1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я……. (подосиновик).

- Под каким деревом можно найти подосиновик? (Под осиной)

Посмотрите, подосиновик имеет красновато-оранжевую шляпку и коренастую ножку с темными «чешуйками».

2. Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик)

- Под каким деревом, растет подберезовик? (Под березой)

У него тонкая ножка, коричневый оттенок шляпки.

3. Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки
В мох душистый две косички
Прячут хитрые……(лисички).

- Под каким деревом можно найти лисички? (Под сосною)

Окраска гриба ярко-желтая. Под шляпкой есть пластинки, похожие на складки.

4. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ...(Боровик - белый второе название гриба).

- Где же, он растет? (Растет под елью).

У него толстая белая или немного желтоватая ножка и коричневая шляпка. Если боровичка надломить - внутри он окажется белоснежным.

в) Как правильно собирать грибы?

Стр. 23 прочитать самостоятельно, рассказать по картинкам.

- Зачем человек собирает грибы? А как эти грибы можно назвать одним словом? (съедобные).

- Запиши названия съедобных грибов в тетрадь на стр.36.

г) Физкульминутка

Утром дети в лес пошли /шаги с высоким подниманием ног
И в лесу грибы нашли. /равномерные приседания
Наклонялись, собирали /наклоны вперед
По дороге растеряли. /ритмичные разведения рук в стороны

- Ребята, а все ли грибы можно класть в корзинку? (Нет, есть и ядовитые грибы).

- Почему грибы называют ядовитыми? (Потому что эти грибы содержат яд, опасный, иногда смертельный для человека).

д) Видео для детей «ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ»

- Названия каких ядовитых грибов вы запомнили из фильма?

- Прочитай их название на стр.23 и запиши в тетрадь стр.36. Приклей картинку под названием гриба.

Вывод: в лес за грибами нужно ходить только с родителями и собирать только те грибы, которые вы знаете.

- Как вы думаете, а животным нужны грибы? Для чего? (Многие животные питаются грибами: белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Мухомором лечится лось, сороки.)

6. Закрепление изученного

Дидактическая игра «Собери грибы в корзинку».

Перед вами на доске корзинка и елка.

- Вы по цепочке выходите к доске, берете гриб, если он съедобный, кладете его в корзинку, если ядовитый, оставляете под елкой.

7. Подведение итогов

- Где растут грибы?

- Названия каких грибов вы запомнили?

- На какие две группы можно разделить грибы?

8. Домашнее задание

Рабочая тетрадь: стр. 36 № 1.

- Спасибо за урок.

Самоанализ урока