Цель: знать и уметь различать наиболее распространенные грибы по их характерным признакам.
Задачи:
- формировать представление о наиболее распространенных съедобных и ядовитых грибах;
- создавать условия для усвоения учащимися правила сбора грибов;
- развивать мыслительную активность через дидактическую игру «Верно-неверно», «Рассели грибы под деревья» «Собери грибы в корзинку»;
- расширять кругозор обучающихся;
- воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие гостям. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация
Сегодня мы попутешествуем по зелёному дому, который может угостить и земляничкой, и орешком, и сыроежкой. Что же это за зелёный дом? (лес)
3. Проверка домашнего задания
Дидактическая игра «Верно-неверно»
Перед детьми лежат два кружка - зелёный и красный. Я буду читать предложения. Если то, что я называю верно, то вы поднимаете ЗЕЛЕНЫЙ кружок. Если неверно, то поднимаете запрещающий КРАСНЫЙ кружок. Будьте внимательны.
- Можно собирать незнакомые ягоды!
- Собираем осторожно, чтобы не повредить растение.
- Можно есть грязные ягоды с куста.
- Собирать ягоды только со взрослыми.
- Из лесных ягод варят суп.
- Малину применяют при простуде.
- При отравлении нужно срочно обратится к врачу.
- Ядовитые растения можно трогать руками.
4. Постановка темы урока. Проблемная ситуация
Сегодня на уроке у нас новая тема. Назвать вы ее сможете, если отгадаете загадку:
В лесу под елкой крошка -
Только шапка да ножка
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о грибах)
- Сегодня на уроке мы отправимся в грибное царство и узнаем какие бывают грибы, как правильно собирать их и какую опасность они могут таить в себе.
5. Изучение нового материала
а) Работа с учебником.
Стр. 22. Прочитать, ответить на вопросы.
б) Дидактическая игра «Рассели грибы под деревья»
- Многие грибы дружат с определенными видами деревьев и часто селятся под ними. Часто в названии гриба можно услышать названия дерева.
- Я буду читать загадки, вы внимательно их слушаете, отгадываете и называете дерево, под которым данные грибы растут. Затем тот, кто назвал правильный ответ, выходит к доске, берет картинку с грибом и ставит ее к картинке с деревом.
1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я……. (подосиновик).
- Под каким деревом можно найти подосиновик? (Под осиной)
Посмотрите, подосиновик имеет красновато-оранжевую шляпку и коренастую ножку с темными «чешуйками».
2. Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик)
- Под каким деревом, растет подберезовик? (Под березой)
У него тонкая ножка, коричневый оттенок шляпки.
3. Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки
В мох душистый две косички
Прячут хитрые……(лисички).
- Под каким деревом можно найти лисички? (Под сосною)
Окраска гриба ярко-желтая. Под шляпкой есть пластинки, похожие на складки.
4. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ...(Боровик - белый второе название гриба).
- Где же, он растет? (Растет под елью).
У него толстая белая или немного желтоватая ножка и коричневая шляпка. Если боровичка надломить - внутри он окажется белоснежным.
в) Как правильно собирать грибы?
Стр. 23 прочитать самостоятельно, рассказать по картинкам.
- Зачем человек собирает грибы? А как эти грибы можно назвать одним словом? (съедобные).
- Запиши названия съедобных грибов в тетрадь на стр.36.
г) Физкульминутка
Утром дети в лес пошли /шаги с высоким подниманием ног
И в лесу грибы нашли. /равномерные приседания
Наклонялись, собирали /наклоны вперед
По дороге растеряли. /ритмичные разведения рук в стороны
- Ребята, а все ли грибы можно класть в корзинку? (Нет, есть и ядовитые грибы).
- Почему грибы называют ядовитыми? (Потому что эти грибы содержат яд, опасный, иногда смертельный для человека).
д) Видео для детей «ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ»
- Названия каких ядовитых грибов вы запомнили из фильма?
- Прочитай их название на стр.23 и запиши в тетрадь стр.36. Приклей картинку под названием гриба.
Вывод: в лес за грибами нужно ходить только с родителями и собирать только те грибы, которые вы знаете.
- Как вы думаете, а животным нужны грибы? Для чего? (Многие животные питаются грибами: белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Мухомором лечится лось, сороки.)
6. Закрепление изученного
Дидактическая игра «Собери грибы в корзинку».
Перед вами на доске корзинка и елка.
- Вы по цепочке выходите к доске, берете гриб, если он съедобный, кладете его в корзинку, если ядовитый, оставляете под елкой.
7. Подведение итогов
- Где растут грибы?
- Названия каких грибов вы запомнили?
- На какие две группы можно разделить грибы?
8. Домашнее задание
Рабочая тетрадь: стр. 36 № 1.
- Спасибо за урок.