Экология на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Экология

Ключевые слова: экологическое образование


На сегодняшний день экологическое воспитание является одним из главных направлений современного образования. Метапредметный подход помогает учителям английского языка принять участие в изучении этого значительного вопроса. Темы, связанные с экологическим образованием, можно найти почти в любой учебной программе по иностранным языкам. Мы не можем отрицать тот факт, что окружающая нас среда постоянно изменяется. Это связано с технологическим прогрессом, именно он оказывает не самое благоприятное влияние на мир. Каждый сентябрь, после каникул, дети встревоженно рассказывают о своих наблюдениях за изменениями, происходящими в природе: реки становятся грязнее, в озерах меньше рыбы, некоторые места стали закрыты для купания, побережье захламлено. Сейчас человечество сталкивается со множеством экологических проблем. Если вовремя не привлечь внимание к этому вопросу, люди рискуют столкнуться с гораздо более серьезными несчастьями в будущем.

Экологическое просвещение учеников на уроках может с легкостью вписываться в утвержденные темы учебного плана. Здесь появляется возможность формировать чувственное отношение детей к окружающей его природе и миру. Безусловно, темы уроков английского языка дают широкое поле для работы в данном направлении.

На своих уроках по этой теме я ставлю следующие задачи:

Развивающие:

  • Тренировать умение учеников работать с информацией.
  • Формировать навык добывания информации, сравнения и формулирования выводов.

Образовательные:

  • Применять на практике лексику по экологической тематике.
  • Тренировать навыки письменной речи, используя экологические топики.
  • Практиковать обсуждение вопросов в монологических и диалогических высказываниях.
  • Закрепить лексико-грамматические навыки в контексте «Экологические проблемы».

Воспитательные:

  • Развивать чувство уважения и заботливого отношения к окружающему нас миру.
  • Заинтересовать детей применять полученные знания на практике.

Знакомство с проблемами окружающего мира у обучающихся во время уроков иностранного языка начинается с начальной школы. С младшими учениками можно начать разбирать страницы Красной книги. Учитель использует подходящие тексты о редких видах животных, птиц, рыб, растений. Здесь подойдут и различные загадки, поговорки и даже сказки.

С целью формирования лучшего экологического понимания учащихся, на уроках английского языка, я применяю различную проектную деятельность, которая способствуют привлечению детей к проблемам, связанным с окружающей средой. Ученики могут выступать в роли корреспондентов, рассказывающих об экологических проблемах, или репортеров, которые находятся в местах, где произошла катастрофа по вине человека. К примеру, можно совершить воображаемое интерактивное подводное путешествие. Дети придут в ужас, когда увидят груды хлама и мусора, устилающие дно океана и побережье. Скорее всего данное впечатление поможет им уже с детства бережно относиться к природе и окружающей среде.

В нашей школе ежегодно проходит урок-игра "Eco-fight" («Эко-битва»), в которой ученики соревнуются в полученных знаниях на темы проблем окружающей среды. Тема экологии также связана с домашними питомцами. Детям было задано сделать сюжеты к телепередаче "In the Animals' World" («В мире животных»). Учащиеся самостоятельно готовят индивидуальные проекты о домашних питомцах.

Такие виды работ способствуют развитию творческой составляющей, помогают школьникам чувствовать себя частью природы, учат их доброте и состраданию.

Также возможны и мини-проекты на тему экологии. Они выполняются учащимися в виде домашнего задания. Формы работ разные. Это - постеры, доклады, инструкции. Здесь приведены примеры некоторых из них:

  • «Откроем свое кафе»;
  • «Транспорт - источник загрязнения атмосферы»;
  • «Атомная энергетика - плюсы и минусы»;
  • «Утилизация бытовых отходов»;
  • «Бытовая химия: за или против» и другие.

Доказано, что помимо обязательных учебных занятий, на которых дети знакомятся с экологическими проблемами весомую роль играет и внеурочная деятельность (кружки, факультативы). Чаще всего именно она стимулирует детей к действию. По моему мнению, задача учителя не только научить ребенка говорить на иностранном языке, понимать его, но и уметь применять навыки, полученные на уроках в реальной жизни.

Уроки английского языка являются благодатной почвой для экологического обучения, которое с каждым днем становится более необходимым. Если с умом использовать различные игры, проектную деятельность, то это дает значительное преимущество в понимании новых или закреплении уже изученных знаний, усиливает мотивацию к изучению мировых проблем экологии, позволяет получать удовольствие от процесса общения на изучаемом языке.