Открытый урок по математике. Тема урока: "Единицы массы. Килограмм". 1-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 1

Ключевые слова: математика, килограмм, масса


Цель:

  • познакомить с новой величиной - массой и единицей ее измерения - килограммом;
  • развивать умение решать задачи и примеры изученных видов, прививать интерес к математике.

Личностные результаты

  • формировать способность оценивать собственные математические знания и умения;
  • формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения;
  • использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций;
  • развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя;
  • осознавать и принимать учебную задачу;
  • оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самоконтроля;
  • совместно с учителем составлять план решения задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос;
  • учить работать с дополнительным материалом (Интернет, энциклопедии);
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • строить осознанно высказывание в устной форме.

Предметные результаты

  • научить сравнивать одинаковые внешне предметы по массе;
  • научить взвешивать предметы на чашечных весах и записывать их массу;
  • развивать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи;
  • грамотно использовать в речи математические термины и понятия.

Оценивание себя: для оценивания в коробочке на каждой парте лежат смайлики, вырезанные из бумаги.

Оборудование: веер чисел, разные весы (для выставки), нарисованные гири, слова МАССА, ВЕСЫ, КИЛОГРАММ, КГ (приложение).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Слайд

УУД

Мотивация к уроку

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Чтобы работа была успешной - улыбнитесь друг другу. Повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь с ними.
Скажите, ребята:
- Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления.)

- Кто такой исследователь? (Человек, который занимается исследованием.)

- Сегодня, мы с вами - исследователи. Но для этого необходимо быть очень вдумчивыми, внимательными и наблюдательными.

- Перед началом исследования проведём разминку.
Какой месяц? (март)
Сколько букв в слове март?
Какое время года? (весна)
Какой день недели? ( вторник)
Какое сегодня число? (23).
- Все записи мы будем вести в наших тетрадях. Проверьте готовность к уроку.
- Запишите число, классная работа.

Слайд 1.

Л: воспринимать речь учителя обращенную к учащимся.

Устный счет

- А начнём наше исследование с зарядки для ума.
- Ребята, вы уже знаете как ведутся записи в тетрадях
А учит нас этому…(минутка чистописания)
Вот с этого мы и начнём.

Чистописание
- Первое слагаемое 5, второе 4. Чему равно значение суммы? (9)
- Запишите число, которое на 1 меньше 7. (6)
- Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала? (4)
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равно значение разности? (3)
- На сколько 7 меньше 9? (на 2)
- Первое слагаемое 2, второе 3. Чему равно значение суммы? (5)
- Обведите зелёным карандашом цифру которая вам больше нравится.
- Проверяем. (Слайд)

Оцениваем себя.

Аккуратно, красиво, разборчиво.
Минутка чистописания

П: владеть общими приемами вычислений

Открытие нового материала

- Настрой на работу отличный! Но нам сегодня еще понадобится ваше внимание, умение думать и работать дружно!
- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их.
Что можно сказать? (Цвет, форма и размер одинаковые).
- Но я все-таки хочу сказать, что эти коробки разные. В чем же их отличия?
Каким способом можно убедиться, что коробки разные? (взять в руки)
- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая - тяжелее)
- А как же называется такое свойство предметов?
На доске выставляется слово МАССА. (СЛАЙД №2)
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? (удвоенный согласный звук с).
Сколько здесь слогов? ( 2)

Знакомство с весами.

- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)
- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую - ручку. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради… (меньше массы учебника)
- Если масса ручки меньше массы учебника, то… (масса учебника больше массы ручки)
- Ребята, как измеряют массу предметов?
- А каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами.
(На доску вывешивается слово «ВЕСЫ»)
Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей работе весы?
- У кого родители используют весы? Для чего?
Интересно вам или нет?
Рассматривание слайдов.
Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические. (рассматривание слайдов).
Подойдите к столу и рассмотрите весы. (1-2 МИН.)
- Представьте, что вы пришли в магазин и просите взвесить конфет.
- Кто сколько желает конфет?
В чём измеряется масса?
- В килограммах. (табличка на доске)
(На доске вывешивается слово «килограмм»). (СЛАЙД)
Килограмм - это единица измерения массы. (ПОВТОРИТЬ 3 РАЗА)
- Давайте прочитаем это слово по слогам. Какие особенности в написании этого слова вы заметили? Сколько здесь слогов? (3)
- Сокращенно это слово записывают «кг». (На доске вывешивается КГ).
- О какой величине будем говорить на уроке? (О массе, килограммах.)
- Раньше люди пользовались различными мерками, например: камнями, яблоками. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании,так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) учёные придумали такую мерку и назвали её - килограмм.

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
Л: строить логическую цепь рассуждений.
К: слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя

Закрепление изученного материала (работа в парах)

№ 1 стр.36
Что видите на рисунке? (Весы, гири.)
- Для чего нужны гири?(Чтобы взвешивать массу на весах, где нет шкалы.)
- Узнайте, что легче: арбуз или гиря? Почему?
- Узнай массу пакета с мукой.
Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг? (РАБОТА С НАРИСОВАННЫМИ ГИРЯМИ)

Оцениваем себя. ПРОВЕРКА ПО ЭТЛОНУ у доски.

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
Л: строить логическую цепь рассуждений.
К: слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя
Р: самостоятельно выполнять действия
П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
Л: строить логическую цепь рассуждений.
К: слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя
Р: самостоятельно выполнять действия

Физминутка

Предлагаю игру «Весы».
И.п. - ноги на ширине плеч. Руки вытянули в стороны. Это весы.
На правую чашу весов поставили груз массой - 5 кг, а на левую - 7 кг.
Покажите, какая чаша весов будет тяжелее?
На левую чашу положили груз массой - 4 кг, а на правую - 9 кг. На какой чаше груза больше?
На правую чашу положили 1 кг железа, а на левую - 1 кг пуха.
Покажите, какая чаша весов будет тяжелее?
Поаплодируйте себе 2 раза за такую плодотворную работу.

Самостоятельная работа.

Работа в тетради на печатной основе.

Продолжим наше исследование + в тетрадях на печатной основе.

- Пододвинули стул на свою сторону.
- Сели ровно.
- Открыли тетради на стр.21.
- Положили тетрадь под наклоном, взяли в руки ручки.

№ 2 стр.21
- Определите массу тыквы. Запишите.
- Как узнать массу дыни? Запишите.
- Запишите ответ.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте правильность выполненного задания. Укажите на ошибки.ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ

Задача. В одном ящике 6 кг моркови, а в другом на 2 кг больше. Сколько кг моркови во втором ящике?
Решение задачи
В магазине много покупателей. Я пошла в магазин и купила 3 кг яблок и 1 кг апельсинов. Решите задачу.
Можем ли решить задачу? (Нет. Почему? Потому что нет вопроса.)
А что вы хотите узнать? (Сколько всего кг фруктов)
А какой вопрос еще можно поставить? (На сколько яблок больше, чем апельсинов?)
На сколько меньше апельсинов, чем яблок?
Индивидуальная работа у интер.доски. (arningapps.org/index.php?category=2&subcategory=32812&s=)

Рефлексия

- Кем мы были на уроке? (исследователи)
- Что мы исследовали? (массу предметов)
- Назовите единицу массы? (килограмм) (Слайд)
(- Где вам пригодилась эта величина?
- Что вы можете дома взвесить?)
- Оцените свою работу на уроке. Покажите смайлик вашего настроения в начале урока?
Смайлик вашего настроения в конце урока?
Оцените пожалуйста работу на уроке вашего учителя?

Р: анализировать собственную и мою работу

Итог урока

Мы узнали на уроке,
Что такое «килограмм».
Килограммы помогают
Что угодно взвесить нам.
Можем мы узнать, на сколько
Тяжелее кит слона,
Сколько весит кот мой Васька,
Я и ты, он и она…

Спасибо вам за урок! Урок окончен!