Урок по формированию функциональной грамотности на уроках математики. Конспект урока математики в 6-м классе на тему «Окружность и круг вокруг нас» с применением задач на развитие функциональной грамотности учащихся

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: Окружность и круг


Класс: 6.

Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания об окружности и круге, научиться применять эти знания в жизненных ситуациях, познакомить учащихся с понятием «функциональная (математическая) грамотность»:

  • Личностные: развитие навыка групповой работы, развитие умения слушать, грамотно излагать свои мысли;
  • Метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умение работать с информацией;
  • Предметные: умение различать окружность и круг, находить длину окружности, площадь круга, правильно употреблять математические понятия, знать соотношение между радиусом и диаметром.

Оборудование: компьютер, проектор.

Обеспечение урока: презентация, карточки с заданиями.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент
(2 мин)

Проверка учителем готовности класса к уроку: организация внимания:

Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний, определение темы урока, постановка цели урока
(4 мин)

- Ребята, давайте вспомним, что такое окружность?

- Какие предметы напоминают вам окружность?

- А что такое круг?

- Какие предметы вам напоминают форму круга?

- Давайте вспомним формулы, связанные с окружностью и кругом (длина окружности и площадь круга).

- Где в жизни вам могут пригодиться эти знания?

  • Сегодня мы с вами закрепим полученные знания и рассмотрим несколько жизненных задач, связанных с окружностью и кругом.
  • Слышали ли вы такое понятие, как функциональная грамотность?

На уроках математики развивается математическая грамотность - это способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения жизненных задач.

Слайд 1-3. Презентация

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения

3.Обобщение и систематизация знаний
(7 мин)

  • Давайте рассмотрим одну из таких задач:

В пиццерии продаются два вида круглой пиццы, имеющих одинаковую толщину и разные размеры. Диаметр меньшей пиццы равен 30 см, диаметр большей пиццы равен 45 см. что выгоднее купить: одну большую пиццу или две маленьких?

- Какой вариант вы бы выбрали, взяли ли бы две маленьких пиццы или одну большую? Почему?

- Как вы думаете, какие знания об окружности или круге помогут нам выбрать наиболее выгодный вариант? Что представляет собой пицца, окружность или круг? (круг, площадь круга).

- Давайте вспомним формулу для нахождения площади круга

- Итак, зная диаметр пиццы, как нам найти её радиус? (разделить d на 2)

- Теперь давайте подставим значения в формулу.

- Площадь большой пиццы равна примерно 1590 см2

- Вычислите самостоятельно площадь маленькой пиццы, и умножим её на два, результат округлим до целых (1413 см2).

- Итак, какую пиццу купить выгоднее: одну большую или две маленьких? (одну большую).

Слайд 4-5

Участвуют в обсуждениях, отвечают на вопросы, выполняют задания учителя

Физминутка
(2 мин)

Раз - подняться, потянуться
Два - нагнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять - руками помахать
Шесть - на место тихо сесть

4.Применение знаний и умений в новой ситуации
(12 мин)

Разделить класс на мини-группы по 4-5 человек.
Каждой команде выданы листы с комплексными заданиями (приложение 1)
- Сейчас вам предстоит решить задачи, пользуясь вашими знаниями и умением внимательно читать текст задачи, а также использовать справочный материал. На решение задач каждой команде отводится 10 минут, после чего один из участников должен будет показать остальным ребятам решение и ответ.
Слайд 6

Работа в мини-группах, обсуждение, решение задач

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
(10 мин)

- Все справились с заданиями? Давайте проверим.

Слайды 7-18

Каждая команда по очереди представляет свою задачу и рассказывает её решение, в это время остальные ребята следят за решением, используя информацию на слайдах и оценивают одноклассников.

6.Рефлексия
(3 мин)

Подводим итоги:

- Довольны ли вы своими результатами?

- Что нового вы сегодня узнали?

- О чем еще хотели бы узнать?

- Какой информацией хотели бы поделиться с друзьями/родителями и т.д.?

- Будете ли вы использовать полученные знания в жизни?

Слайд 19

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, делают выводы

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока

- Ребята, давайте вспомним, что такое окружность?

- Какие предметы напоминают вам окружность?

- А что такое круг?

- Какие предметы вам напоминают форму круга?

- Давайте вспомним формулы, связанные с окружностью и кругом (длина окружности и площадь круга).

- Где в жизни вам могут пригодиться эти знания?

- Сегодня мы с вами закрепим полученные знания и рассмотрим несколько жизненных задач, связанных с окружностью и кругом.

- Слышали ли вы такое понятие, как функциональная грамотность?

На уроках математики развивается математическая грамотность - это способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения жизненных задач.

3. Обобщение и систематизация знаний

Давайте рассмотрим одну из таких задач:

В пиццерии продаются два вида круглой пиццы, имеющих одинаковую толщину и разные размеры. Диаметр меньшей пиццы равен 30 см, диаметр большей пиццы равен 45 см. что выгоднее купить: одну большую пиццу или две маленьких?

- Какой вариант вы бы выбрали, взяли ли бы две маленьких пиццы или одну большую? Почему?

- Как вы думаете, какие знания об окружности или круге помогут нам выбрать наиболее выгодный вариант? Что представляет собой пицца, окружность или круг? (круг, площадь круга).

- Давайте вспомним формулу для нахождения площади круга

- Итак, зная диаметр пиццы, как нам найти её радиус? (разделить d на 2)

- Теперь давайте подставим значения в формулу.

- Площадь большой пиццы равна примерно 1590 см2

- Вычислите самостоятельно площадь маленькой пиццы, и умножим её на два, результат округлим до целых (1413 см2).

- Итак, какую пиццу купить выгоднее: одну большую или две маленьких? (одну большую).

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Разделить класс на мини-группы по 4-5 человек.

Каждой команде выданы листы с комплексными заданиями (приложение 1)

- Сейчас вам предстоит решить задачи, пользуясь вашими знаниями и умением внимательно читать текст задачи, а также использовать справочный материал. На решение задач каждой команде отводится 10 минут, после чего один из участников должен будет показать остальным ребятам возможные пути решения и ответ.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

- Все справились с заданиями? Давайте проверим.

Каждая команда по очереди представляет свою задачу и рассказывает её решение, в это время остальные ребята следят за решением, используя информацию на слайдах и оценивают одноклассников.

6. Рефлексия

Подводим итоги:

  • Довольны ли вы своими результатами?
  • Что нового вы сегодня узнали?
  • О чем еще хотели бы узнать?
  • Какой информацией хотели бы поделиться с друзьями/родителями и т.д.?
  • Будете ли вы использовать полученные знания в жизни?