Класс: 6.
Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания об окружности и круге, научиться применять эти знания в жизненных ситуациях, познакомить учащихся с понятием «функциональная (математическая) грамотность»:
- Личностные: развитие навыка групповой работы, развитие умения слушать, грамотно излагать свои мысли;
- Метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умение работать с информацией;
- Предметные: умение различать окружность и круг, находить длину окружности, площадь круга, правильно употреблять математические понятия, знать соотношение между радиусом и диаметром.
Оборудование: компьютер, проектор.
Обеспечение урока: презентация, карточки с заданиями.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Структура и ход урока
Этап урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент
|
Проверка учителем готовности класса к уроку: организация внимания:
Посмотрите, всё ль в порядке:
|
Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. |
2.Актуализация знаний, определение темы урока, постановка цели урока
|
- Ребята, давайте вспомним, что такое окружность? - Какие предметы напоминают вам окружность? - А что такое круг? - Какие предметы вам напоминают форму круга? - Давайте вспомним формулы, связанные с окружностью и кругом (длина окружности и площадь круга). - Где в жизни вам могут пригодиться эти знания?
На уроках математики развивается математическая грамотность - это способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения жизненных задач. Слайд 1-3. Презентация |
Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения |
3.Обобщение и систематизация знаний
|
В пиццерии продаются два вида круглой пиццы, имеющих одинаковую толщину и разные размеры. Диаметр меньшей пиццы равен 30 см, диаметр большей пиццы равен 45 см. что выгоднее купить: одну большую пиццу или две маленьких? - Какой вариант вы бы выбрали, взяли ли бы две маленьких пиццы или одну большую? Почему? - Как вы думаете, какие знания об окружности или круге помогут нам выбрать наиболее выгодный вариант? Что представляет собой пицца, окружность или круг? (круг, площадь круга). - Давайте вспомним формулу для нахождения площади круга
- Итак, зная диаметр пиццы, как нам найти её радиус? (разделить d на 2) - Теперь давайте подставим значения в формулу. - Площадь большой пиццы равна примерно 1590 см2 - Вычислите самостоятельно площадь маленькой пиццы, и умножим её на два, результат округлим до целых (1413 см2). - Итак, какую пиццу купить выгоднее: одну большую или две маленьких? (одну большую). Слайд 4-5 |
Участвуют в обсуждениях, отвечают на вопросы, выполняют задания учителя |
Физминутка
|
Раз - подняться, потянуться
|
|
4.Применение знаний и умений в новой ситуации
|
Разделить класс на мини-группы по 4-5 человек.
|
Работа в мини-группах, обсуждение, решение задач |
5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
|
- Все справились с заданиями? Давайте проверим. Слайды 7-18 |
Каждая команда по очереди представляет свою задачу и рассказывает её решение, в это время остальные ребята следят за решением, используя информацию на слайдах и оценивают одноклассников. |
6.Рефлексия
|
Подводим итоги: - Довольны ли вы своими результатами? - Что нового вы сегодня узнали? - О чем еще хотели бы узнать? - Какой информацией хотели бы поделиться с друзьями/родителями и т.д.? - Будете ли вы использовать полученные знания в жизни? Слайд 19 |
Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, делают выводы |
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока
- Ребята, давайте вспомним, что такое окружность?
- Какие предметы напоминают вам окружность?
- А что такое круг?
- Какие предметы вам напоминают форму круга?
- Давайте вспомним формулы, связанные с окружностью и кругом (длина окружности и площадь круга).
- Где в жизни вам могут пригодиться эти знания?
- Сегодня мы с вами закрепим полученные знания и рассмотрим несколько жизненных задач, связанных с окружностью и кругом.
- Слышали ли вы такое понятие, как функциональная грамотность?
На уроках математики развивается математическая грамотность - это способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения жизненных задач.
3. Обобщение и систематизация знаний
Давайте рассмотрим одну из таких задач:
В пиццерии продаются два вида круглой пиццы, имеющих одинаковую толщину и разные размеры. Диаметр меньшей пиццы равен 30 см, диаметр большей пиццы равен 45 см. что выгоднее купить: одну большую пиццу или две маленьких?
- Какой вариант вы бы выбрали, взяли ли бы две маленьких пиццы или одну большую? Почему?
- Как вы думаете, какие знания об окружности или круге помогут нам выбрать наиболее выгодный вариант? Что представляет собой пицца, окружность или круг? (круг, площадь круга).
- Давайте вспомним формулу для нахождения площади круга
- Итак, зная диаметр пиццы, как нам найти её радиус? (разделить d на 2)
- Теперь давайте подставим значения в формулу.
- Площадь большой пиццы равна примерно 1590 см2
- Вычислите самостоятельно площадь маленькой пиццы, и умножим её на два, результат округлим до целых (1413 см2).
- Итак, какую пиццу купить выгоднее: одну большую или две маленьких? (одну большую).
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Разделить класс на мини-группы по 4-5 человек.
Каждой команде выданы листы с комплексными заданиями (приложение 1)
- Сейчас вам предстоит решить задачи, пользуясь вашими знаниями и умением внимательно читать текст задачи, а также использовать справочный материал. На решение задач каждой команде отводится 10 минут, после чего один из участников должен будет показать остальным ребятам возможные пути решения и ответ.
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
- Все справились с заданиями? Давайте проверим.
Каждая команда по очереди представляет свою задачу и рассказывает её решение, в это время остальные ребята следят за решением, используя информацию на слайдах и оценивают одноклассников.
6. Рефлексия
Подводим итоги:
- Довольны ли вы своими результатами?
- Что нового вы сегодня узнали?
- О чем еще хотели бы узнать?
- Какой информацией хотели бы поделиться с друзьями/родителями и т.д.?
- Будете ли вы использовать полученные знания в жизни?