Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- Обучающая задача:
- Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов.
- Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и слов.
- Продолжать учить составлять простые предложения; составлять предложения по предложенной схеме.
- Развивающая задача:
- Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать фонематический слух, развивать внимание, память, мышление.
- Воспитательная задача:
- Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Письмо Пиши-Читая, посылка, волшебный мешочек, предметные картинки, звуковые схемы, разрезная азбука для демонстрации на доске и индивидуальной работы детей, колокольчики, слоговая гусеница, замки с звуковой схемой слов, ключи с словом, картонные полоски для составления схемы предложений.
Ход занятия
Приветствие гостей
В. - Здравствуйте, ребята!
Д. - Здравствуйте!
В. - Как ваше настроение!
Д. - Очень хорошо!
В. - Пора нам заниматься?
Д. - Да- да-да!
В. - Мы будем все стараться?
Д. - Также как всегда!
Воспитатель: Ребята, нам в садик пришла посылка. Хотите узнать от кого она? Эта посылка из страны «Пиши-Читай» и прислал ее нам, сам мудрейший Пиши-Читай. Посмотрите в посылке письмо.
Учитель: Письмо Пиши-Читая.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я посылаю вам волшебный мешочек. В нем вы найдете интересные задания и игры, которые помогут вам еще лучше подготовиться к школе. Надеюсь, мои игры, и задания вам понравятся, и вы с ними успешно справитесь. Если вы со всеми заданиями справитесь успешно, вас будет ждать сюрприз! Удачи! Ваш друг Пиши-Читай.
Воспитатель: А вот и мешочек! (воспитатель достает из посылки мешочек с заданиям, открывает его )
Воспитатель. Ну, что, вот первое задание, которое нам прислал Пиши-Читай. Нужно ответить на следующие вопросы.
В. - Из чего состоят слова?
У. - Чем отличаются буквы от звуков?
В. - Какие звуки речи вы знаете?
У. - Какие звуки называются гласными? А какие гл.зв.вы знаете?
В. - Какие звуки мы называем согласными? А какие согл.зв.вы знаете?
А какие бывают согл.зв.? (твердые и мягкие)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы. А теперь Пиши-Читай предлагает вам поиграть.
Поиграем в игру «Кто больше?». Игра проводится на ковре.
- Мы будем произносить звуки, а вы должны придумать слово, начинающееся с этого звука. {к}, {и}, {м*}, {р} (учитель и воспитатель чередуясь)
Воспитатель: Вы уже знаете, что звуки и буквы могут заблудиться и от этого меняется все слово. Сейчас ещё поиграем в одну игру, которую прислал нам Пиши-Читай.
Игра «Буква заблудилась»
Воспитатель:
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Учитель:
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (репка).
Воспитатель:
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
Учитель:
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку (точку).
Учитель: Молодцы, для выполнения след. задания нам необходимо присесть за парты (опять достаёт из мешочка задание) А вот и следующее задание от волшебного мешочка. Он предлагает нам поиграть в игру «Слово рассыпалось»
Игра «Рассыпалось слово»
Рассыпалось слово,
Как семечки в грядке.
Составить слова
Помогите, ребятки.
Воспитатель: Выполнять это задание мы будем в парах. У вас на столах лежат буквы, вам из них нужно собрать слово. Затем на доске найти картинку, соответствующую вашему слову. Работайте дружно, слушайте друг друга. (собираются слова: волк, лиса, белка, кошка, собака, мышка, коза)
Учитель: Ребята, а что объединяет все эти слова (картинки)? Что общего? На какие 2 группы можно разделить этих животных? Как надо относиться к животным?
Воспитатель: Физкультминутка.
Буквы
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
(Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
(Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
(Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
(кружатся на месте)
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнут,
То опять плясать начнут.
(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)
Учитель: Ребята, продолжим выполнять задания, которые нам прислал Пиши-Читай.
Игра «Закончи слово»
Сейчас мы будем называть первую часть слова, а вы должны будете назвать полностью слово (ма- …, ли-…., дро-….)
Воспитатель: Ребята, Пиши-Читай обращается к вам с вопросом. Из чего состоят все предложения? Мы знаем, что это мы можем изобразить схематически.
Посмотрите на доску и ответьте, из скольких слов состоит это предложение? 1___________ ___________ ___________ .
(проговорить о начале и конце предложения)
Учитель: Ребята, а сейчас Пиши-Читай предлагает вам нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю. Будьте внимательны.
1. Наступила весна.
2. Прилетели перелетные птицы.
3. На улице звенит капель.
- Скажите, что общего у всех этих предложений? Что их объединяет? Назовите характерные признаки весны? А какие еще времена года вы знаете?
Воспитатель: Ребята, Пиши-Читай приготовил нам еще одно интересное задание. Он предлагает вам пофантазировать и составить рассказ по этой замечательной иллюстрации.
Ребята, всмотритесь в иллюстрацию и скажите какие краски и тона преобладают в ней.
Дети: Голубые, желтые, светло-коричневые.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года изображено на картине?
Дети: Весна.
Воспитатель: А как вы догадались, что это весна?
Дети: По яркому голубому небу, по пробивающейся зелени, по набухшим почкам на деревьях.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем нам хотел рассказать художник?
Дети: Художник хотел нам рассказать о том, что пришла весна. Природа пробуждается, все возвращается к жизни. И дети пускают кораблики по реке.
Воспитатель: Какими словами можно описать небо.
Дети: Небо высокое, по-весеннему голубое, с белыми пушистыми облаками.
Воспитатель: Расскажите о деревьях, которые изображены.
Дети: На картине изображены березы (березовая роща). Листьев на деревьях еще нет, но по набухшим почкам видно, что береза уже проснулась.
Воспитатель: Что вы видите вдалеке?
Дети: Вдалеке виднеется лес. Издалека бежит речка (ручей)
Воспитатель: Что вы можете сказать о воде?
Дети: Вода темного цвета, а на солнце светлая, в ней отражается небо.
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите внимательно на воду. На ней видны тени от деревьев, они расплылись, значит, дует небольшой ветерок.
Воспитатель: Что вы видите на переднем плане?
Дети: Детей, которые пускают кораблики по реке.
Воспитатель: Как одеты ребята? Какое у них настроение?
Ребята, а как можно назвать эту картину?
Дети: Весна.
Воспитатель: А теперь послушайте, как я опишу ее.
Эта картина называется «Весна». В ней художник рассказал о весне. Он показал пробуждение природы, возвращение ее к жизни. Об этом говорят березы с набухшими почками, деревья, на которых начинают пробиваться первые листочки. На земле то тут, то там виднеется нежная зелень травы. На картине изображена ранняя весна, так как мы видим, что еще лежит снег. Вдалеке виднеется лес, над которым высокое голубое небо с белыми пушистыми облаками. Издалека бежит речка. Маша и Дима отправились в солнечный день на прогулку в березовую рощу. Дети одеты по-весеннему, в комбинезоны, легкие шапки. У ребят веселое настроение, они решили запустить кораблики по реке. Хороша весна!
А теперь, ребята, попробуйте вы рассказать о весне, изображенной на картине. Помните, сначала вы должны рассказать о состоянии неба и солнца в данное время года, затем об изменениях в природе, которые произошли, о деревьях, о траве, пробивающейся то тут, то там, о речке, о цвете воды, в которой отражаются высокое голубое небо и деревья. Ну, и конечно о замечательных ребятах, которые отправились на прогулку в березовую рощу, чтобы запустить свои кораблики. А закончите свой рассказ словами о том, как хорошо и радостно весной.
Учитель: Ребята, вам понравились задания, которые для вас приготовили, Пиши-Читай и волшебный мешочек? (да) Какое задание вам понравилось больше всего и почему? (ответы детей). Что вызвало затруднения?
А вот и сюрприз, который обещал нам, Пиши-Читай. У вас на столах находятся карточки с изображением букв, посмотрите у всех ли буквы одинаковые? А как вы думаете, почему именно вам досталась такая буква? Если вам все понравилось на занятии, было легко, то раскрасьте свои буквы желтым цветом, а если, что-то вызвало затруднения, то зеленым.
А сегодня вы все молодцы!