Возрастная группа: старшая логопедическая группа (ОНР).
Задачи:
-
образовательные:
- активизировать словарь по теме «Весна»;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование множественного числа существительных в И.п., согласование прилагательных с существительными в роде, образование существительных мн. числа в Р.п. с предлогом БЕЗ);
-
развивающие:
- развивать диалогическую и монологическую речь как средство общения;
- развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику;
-
воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе и навык бережного обращения;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства.
Оборудование: большая картина «Весна», картинки с изображением весенних примет, мяч, нитки желтого цвета, клей ПВА, салфетки, белый лист с желтым кругом посередине формата А3, раскраски.
Словарная работа: проталины, подснежник, капель, почка.
Планируемый результат: все дети активно участвуют в предлагаемых играх, совершенствуются в составлении предложений по предметным картинкам, игровую деятельность сопровождает речью, интересуются продуктивной деятельностью (аппликация с помощью ниток).
1. Введение в тему
- Отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла … (Весна)
(На доску вывешивается картина «Весна».)
- Сегодня мы отправимся в гости к Весне. Но путь нам предстоит непростой, нам нужно будет выполнить много заданий вспомнить весенние приметы. Вы согласны?
2. Игра в мяч «Назови ласково»
- Весной хочется говорить только ласковые слова, поиграем в игру «Назови ласково»:
солнце-солнышко
ветка-веточка
лист-листочек
ручей-ручеек
лужа-лужица
цветок-цветочек
туча-тучка
дерево-деревце
облако-облачко
вода-водичка
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием.
3. Согласование существительных с прилагательным «весенний» в роде
- О чем можно сказать «весенний»? … «весенняя»? … «весеннее»?
4. Игра «Не один, а много»
- Ребята, а теперь назовем, чего бывает много весной? (На доску вывешиваются предметные картинки.)
проталина-проталины
ручей-ручьи
лужа-лужи
почка-почки
дерево-деревья
сосулька-сосульки
цветок-цветы
животное-животные
5. Игра «Хлопни в ладоши»
- Я буду произносить слова, если это слово о весне, хлопните в ладоши:
Пригревает, опадают, журчит, набухают, замерзает, прилетают, застыл, тает, распускаются, бегут, трескается, созревает, просыпаются.
6. Физминутка
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его)
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
7. Составление рассказа о весне по предметным картинкам
- Посмотрите, вот и приметы весны. Расскажите, какие приметы весны здесь изображены?
(Солнце светит ярче. Кругом тает снег. Появляются проталины. На крышах выросли сосульки. По дорогам и полям журчат ручьи. На деревьях набухают почки. Распускаются подснежники. С юга прилетают птицы. В лесу просыпаются животные.)
- Ребята, у нас получился целый рассказ о весне. Кто сможет его повторить? (2 ребенка пересказывают получившийся рассказ.)
8. Встреча с весной. Физминутка
- Ребята, а вот и Весна, давайте поздороваемся с ней.
Весна:
Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (солнце)
Весна: Давайте поиграем
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки на улице
Все журчат, всё журчат.
Журавли курлыкают
И летят, и летят...
9. Коллективная аппликация «Солнышко»
- А сейчас мы нарисуем портрет солнышка, подойдите к столу. Посмотрите у нас есть желтый круг, а чего не хватает? (Не хватает лучиков.) А лучики мы будем делать из ниточек. Приклеивать будем с помощью белого клея. Приступайте к работе. У меня есть еще глазки и ротик.
- Посмотрите, портрет солнышка готов. Так и притягивает к себе взгляды. Расскажите, какое солнышко? (Яркое, золотое, жаркое, теплое, весеннее, ласковое, лучистое, доброе.)
10. Итог. Оценка деятельности детей
- Молодцы, ребята, вы очень много знаете обо мне, а теперь скажите, без чего не бывает весны? (Весны не бывает без сосулек. Весны не бывает без проталин. И т.д.)
- Молодцы, вы выполнили все задания, составили рассказ обо мне, поэтому я хочу вас наградить, вы получите вот такие весенние раскраски. Вы их раскрасите, и мы еще раз поговорим о весне.
Литература
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». - М., 2007.
- Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе. / О.С.Гомзяк. - М.: ГНОМ и Д, 2009.
- Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». - С-Пб., 2001.