Цель: формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
- составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
Развивающие:
- развивать память, образное мышление, познавательный интерес.
- развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными, развернутыми предложениями.
- активизировать словарь математическими терминами и понятиями;
- развивать внимание;
- развивать навыки само- и взаимоконтроля;
- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитие речи, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать интерес к НОД по математическому развитию;
- воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность.
Методы и приемы:
- Наглядные: использование дидактических пособий, наглядного материала.
- Словесные: поисковые и проблемные вопросы к детям, объяснение, оценка деятельности детей, поощрение, пояснение, подведение к выводу.
- Практические: создание игровой мотивации, активная деятельность, сравнение, сопоставление.
Оборудование и материалы: мяч, раздаточный материал-цифры, арифметические знаки, демонстрационный счетный материал, числовой ряд, ножницы, круги из цветной бумаги.
Форма проведения: групповая.
Этапы подготовки:
- Организационный момент: игра «Назови день недели», в кругу с мячом.
- Рассаживание детей по местам.
- Решение математических задач.
- Физминутка.
- Отношение рядом стоящих чисел в пределах 10.
- Деление круга на 8 равных частей.
Ход занятия
Игровое упражнение «Назови день недели»
Дети встают в круг, называют по порядку дни недели, передавая мяч друг другу.
В. - кто назовёт последний день недели, мяч бросает мне, я буду бросать мяч следующему, задавая вопрос, а вы возвращать с ответом:
- сколько дней в неделе?
Д: - семь дней в неделе.
В: - какой день недели сегодня?
Д: - сегодня вторник.
В: - какой день был вчера?
Д: - вчера был понедельник.
В: - какой день будет завтра?
Д: - завтра будет среда.
В: - какой день будет через два дня?
Д: - через два дня будет пятница.
В: - назовите первый день недели.
Д: - первый день недели понедельник.
В: - назовите пятый день недели.
Д: - пятый день недели пятница.
В: - теперь выполните задание посложнее. Саша уехал к бабушке в пятницу, а вернулся через два дня на третий. В какой день недели вернулся Саша?
Д: - Саша вернулся в понедельник.
В: - дети в детском саду начали готовиться к празднику «Встреча птиц» в понедельник, а через три дня на четвёртый начался праздник. Когда начался праздник?
Д: - праздник начался в пятницу.
В: - в воскресенье Маша спросила у мамы, когда у нее будет день рождения? Мама сказала, что послезавтра. Когда у Маши будет день рождения?
Д: - у Маши день рождения будет во вторник.
Игровое упражнение: «Назови число»
Дети стоят полукругом. Воспитатель дает им задания:
- назови предыдущее число числа 5
- назови предыдущее число числа 6
- назови число, равное числу 8
- какое число пропущено между числами 7 и 9?
- назови число, большее на один числа 10
- назови число, меньшее на 1 числа 13
- назови число, равное числу 15.
На доске на некотором расстоянии друг от друга расположены карточки с цифрами: 3 и 4,5 и 4,7 и 7,5 и 5,7 и 8,9 и 8.
Воспитатель показывает карточки со знаками, «=» и уточняет, что они означают:
«Птичка клювик повернула
Там, где больше вкусного,
А где меньше - отвернулась,
Ничего не скушала».
Открытый клювик показывает на большее число, а уголочек - на меньшее число.
Дети по очереди расставляют знаки между числами, читают запись и обосновывают свой выбор: «Три меньше четырёх на один».
Игровое упражнение «Составим задачу»
Воспитатель уточняет: - из каких частей состоит задача?
Д: - задача состоит из трех частей: условие, вопрос, решение.
В: - сколько чисел будет в задаче?
Д: - три числа
В: - с помощью каких арифметических действий мы научил сись решать задачи?
Воспитатель предлагает составить задачу на вычитание. Выслушивает задачи и вместе с детьми выбирает одну из них для решения.
Предварительно спрашивает: «Какое условие к задаче? Какой вопрос к задаче? Повторите задачу ещё раз. Нарисуйте на листе бумаги решение задачи с помощью круга и точек внутри него»
Ребенок на доске рисует модель решения задачи. Остальные дети проверяют её правильность.
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает «записать» решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков. Ребенок выполняет, запись на доске, остальные дети проверяют, читают запись и отвечают на вопрос задачи.
Воспитатель предлагает проверить ответ по модели на доске путем пересчитывания точек: сколько было ...? Сколько убрали…? Сколько осталось?
Игровое упражнение «Чаепитие у Совушки».
Совушка-сова пригласила в гости белочек, воспитатель показывает карточку с цифрой 7 и уточняет сколько белок пришло в гости?
Д: - пришли семь белочек.
В: - на сколько частей мы будем делить торт, чтобы всем досталось поровну?
Д: - торт будем делить на 8 частей, потому что белочек вместе с совушкой восемь.
В: - как правильно это сделать?
Д: - разделить торт пополам, затем каждую часть ещё раз пополам и, наконец, каждую часть ещё на две части.
В: - какая часть достанется каждому?
Д: - каждому достанется одна восьмая часть.
В: - что больше целое или одна восьмая часть?
Д: - больше целое.
В: - а что меньше ода восьмая или целое?
Д: - одна восьмая часть.
В: - а теперь покажите две восьмых?
- четыре восьмых? Как можно назвать четыре восьмых?
Д: - четыре восьмых можно назвать одна вторая.
Итог: - Вот и подошло к концу наше занятие.
Ребята, какое задание вам больше всего понравилось?
Какое было самое трудное?
Вы были сегодня молодцы внимательными, сообразительными.
Мы показали нашим гостям что математика очень интересный предмет. Спасибо вам всем.