Цель занятия: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе.
Задачи занятия:
- продолжать развивать умение двигаться в заданном направлении.
- закрепить пространственные представления: слева, справа, впереди, позади;
- Закрепить последовательность названия дней недели и умение и умение составлять ее от названного дня.
- закрепить умение определять предыдущее, последующее число к обозначенному цифрой в пределах 10.
- продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
- Закреплять умение, называть и различать знакомые геометрические фигуры.
Предварительная работа: чтение сказки «Цветик-семицветик», беседа о странах.
Демонстрационный материал: письмо, карта, «цветик-семицветик», сундучок, конверты с заданиями, корабль из стульчиков.
Раздаточный материал: листы, геометрические фигуры, карточки с числами - соседями, простые карандаши, силуэты тюльпанов с цифрами.
Ход занятия
Ребята, сегодня к нам пришло необычное письмо. Давайте его прочитаем (зачитываем письмо).
«Мы - жители одного маленького острова Фиджи. На нашем острове живут добрые, дружные люди. Мы очень любим играть, шутить, танцевать, а еще мы очень любим делать подарки и сюрпризы. И для вас мы тоже приготовили сюрпризики, но, мы очень затейлевые ребята, и просто так сюрпризы мы не отдаем. Мы приготовили для вас карту с обозначением места, где мы спрятали сундучок с сюрпризом. Чтобы до него добраться вам предстоит пройти определенный путь, через некоторые страны и выполнить задания. Еще мы посылаем вам волшебный цветок - «Цветик-семицветик», который поможет вам пройти этот нелегкий путь к сундуку с сюрпризом. Желаем вам удачи!».
Воспитатель: Ну, что, ребята, отправимся с вами в путешествие за сундуком? Вы готовы?
Дети: Да! Готовы!
Воспитатель: Ну, что ж, тогда вперед! Итак, у нас с вами есть карта, которая поможет нам прийти к сюрпризам. На этой карте есть несколько остановок, где мы с вами будем останавливаться и с помощью цветика-семицветика перемещаться в другие страны, где для нас приготовлены задания.
Давайте посмотрим на карту и определим, куда же мы должны двигаться.
(Дети смотрят путь на карте и начинают двигаться по направлению, обозначенному на карте до первой остановки).
Воспитатель: Молодцы! Мы пришли к первой остановке. Посмотрите, какая цифра находится на этой остановке?
Дети: Цифра один.
Воспитатель: Правильно, значит, какой лепесток мы должны сорвать с цветика-семицветика? С какой цифрой?
Дети: С цифрой один.
Воспитатель: Правильно. Отрываем лепесток с цифрой один и смотрим, в какую страну мы с вами сейчас перенесемся. А перенесемся мы в страну, которая называется Финляндия. Давайте, посмотрим, какое же задание нам приготовили жители этой страны. (Воспитатель читает задание на слайде) .
Задание №1 «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Сколько всего дней в неделе?
- Какой день идет после четверга?
- Какой день идет перед средой?
- Как называется пятый день недели?
- Какое сейчас время года?
- Сколько всего времен года?
- Какой сейчас месяц?
- Назовите осенние месяцы
- Какое время года будет после осени?
- Сколько частей в сутках?
- Перечислите части суток?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились вы с заданием! Теперь мы можем двигаться дальше. Давайте посмотрим на карту.
(Дети двигаются дальше по карте и приходят к следующей остановке).
Воспитатель: Вот мы и пришли к следующей остановке. Какой лепесток мы должны оторвать следующим?
Дети: Второй!
Воспитатель: Правильно! Давайте узнаем какая же страна нас ждет? (отрываем лепесток и смотрим). И ждет нас Королевство Нидерланды! Какое же задание приготовили нам жители этой страны?
(Воспитатель читает следующее задание на слайде).
Ребята, мы любим выращиватьцветы, украшать цветами свои сады и дома, дарить их друг другу. Мы - Нидерландцы особенно любим тюльпаны. И считаем, что тюльпаны являются символом нашей страны. Для вас мы тоже прислали тюльпаны, посчитайте, сколько тюльпанов мы прислали (10)? Какой еще счет вы знаете?
Задание №2. «Прямой и обратный счёт»
Дети считают в прямом и обратном порядке, передавая мяч друг другу, последний возвращает мяч воспитателю. Счет до 10
От 3,5,7,
Воспитатель: Молодцы, ребята! Пора нам двигаться дальше. Давайте посмотрим на карту.
(Дети двигаются дальше по карте и приходят к следующей остановке).
Воспитатель: Вот мы и пришли к следующей остановке. Какой лепесток мы должны сорвать следующим?
Дети: Третий!
Воспитатель: Правильно! Итак, отрываем лепесток и смотрим, какая же следующая нас с вами ждет страна. И эта страна - Франция. Интересно, какое же задание нам приготовили жители этой станы?
(Воспитатель читает задание на слайде) .
Ребята, посмотрите, перед вами нарисована французская деревушка Эз. В каждом домике живет по три числа. Вам необходимо заселить домики числами - соседями, так чтобы слева от центрального числа было предыдущее, а справа - последующее число.
Задание №3. «Расселение жильцов»
Воспитатель: Хорошо, давайте теперь проверим, правильно ли вы выполняли задание.
Воспитатель: Ну, что пора нам двигаться дальше. Давайте посмотрим, куда же нам дальше идти.
Вот мы и пришли к следующей остановке, какая здесь спряталась цифра? Какой следующий по счету лепесток мы должны оторвать?
Дети: Четвертый!
Хорошо, и мы с вами перемещаемся в страну, которая называется Италия. Давайте посмотрим, какое задание нам приготовили жители этой страны.
(Воспитатель показывает следующее задание и читает) .
Жители этой страны просят вас отгадать, на чем больше всего они любят путешествовать? Но сначала мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик самый большой,
Самый толстый и самый смешной!
Этот пальчик - указательный,
Н серьёзный и внимательный,
Этот пальчик - средний,
Ни первый, ни последний.
Этот пальчик безымянный,
Он не любит каши манной.
А вот этот вот - мизинчик,
Любит бегать в магазинчик!
Задание №4. «Соедини точки по порядку»
Изображение корабля.
Воспитатель: На чем же любят путешествовать жители Италии?
Дети: На корабле.
Воспитатель: Давайте проверим. (Слайд)
Молодцы, ребята! А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал
В среду долго умывался
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Воспитатель: Ну, что продолжим наше путешествие? Пора в путь! Пятый лепесток.
Дети двигаются по карте и приходят к следующей остановке, останавливаются около корабля.
Воспитатель: Дальше наш путь лежит через водные просторы. Вот нас уже и корабль ждет.
(Из стульчиков построен корабль).
Воспитатель: Занимайте места на нашем корабле и представим, что мы отправляемся в путешествие по морю. И пока мы будем путешествовать на корабле, давайте будем отгадывать загадки. Игра море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три….
Задание №5. Отгадай загадку.
1. Пять щенят,
Плюс мама - лайка.
Сколько будет, сосчитай-ка? (6)2. Сколько ушей у двух зайцев?(4)
3. Сколько цветов на Итальянском флаге?
4. На дереве сидят 4 птицы:
2-воробья, остальные вороны.
Сколько ворон? (2).5. 6 грибов нашёл Вадим,
А потом ещё один.(7)
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень быстро вы отгадали мои загадки. Итак, давайте, посмотрим наш путь на карте. Куда же мы с вами приплыли? Какая здесь спряталась цифра? Какой следующий по счету лепесток мы должны оторвать?
Дети: Шестой!
Воспитатель: Правильно! Итак, отрываем лепесток и смотрим, какая же следующая нас с вами ждет страна. И эта страна - Индия. Интересно, какое же задание нам приготовили жители этой станы?
(Воспитатель читает заданием на слайде).
Задание №6. «Геометрические фигуры»
Дорогие, ребята! Мы хотели показать вам какие, красивые драгоценные камни есть у нас в стране. И сшили для вас ковер. Посмотрите, какой он необычный. На нем узор из геометрических фигур. Рассмотрите его и скажите, какие геометрические фигуры вы видите? Назовите их.
- Каких фигур больше? Прямоугольники
- Каких фигур меньше? Кругов
- Что можно сказать о количестве треугольников и овалов? Одинаково
- На сколько прямоугольников больше, чем треугольников?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим на карту. Мы с вами прошли все остановки и уже находимся в конце пути. Осталось немного, и мы увидим, где спрятаны сюрпризы. У нас остался один лепесток, какой по счёту?
Дети: седьмой лепесток.
Задание №7. «Ориентировка в пространстве»
Чтобы добраться до сундучка, нам нужно не потеряться в пространстве, поэтому мы будем следовать инструкции.
У вас на столе белый лист бумаги, пожалуйста, положите его перед собой, а теперь я буду рассказывать, где какую геометрическую фигуру нужно расположить, итак будьте внимательны:
- положите, 2 красных треугольника в правый верхний угол
- 1 синий квадрат в нижний левый угол
- 1желтый круг в левый верхний угол
- 1 овал в середину
- что мы не заполнили? (1прямоугольник правый нижний угол)
(Дети доходят до назначенного места и находят сундук с сюрпризами).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы справились со всеми заданиями и нашли сундучок. А почему мы смогли дойти до сундука, что вам помогло? Что помогло вам справиться со всеми заданиями? Конечно же, помогла дружба! Все вмест, мы смогли преодолеть препятствия и справиться с заданиями, а еще нам помогли дружелюбные жители разных стран. Давай же посмотрим, какой сюрприз приготовили нам жители острова Фиджи?
Дети открывают сундук с сюрпризами.