Главным в этом проекте является общение современных детей с природой через знакомство с конкретным объектом. Этот проект даёт возможность эмоционального восприятия деревьев как живых объектов.
Параллельно с экологическим воспитанием формируются: начало музыкальной культуры, знание народных традиций "фольклора", умение устанавливать причинно-следственные связи и использование худ. творчества на всём протяжении проектной деятельности.
- Название проекта: "Моё любимое дерево".
- Вид/тип проекта: экологический.
- Участники проекта: дети старшей-подготовительной группы д/с компенсирующего вида (5-7 лет) и их родители.
- Срок: долгосрочный (2 года).
Цель проекта: Формирование основ экологического мировоззрения у детей и взрослых, воспитание гуманной, толерантной, социально-активной, творческой личности, способной понимать, любить и беречь окружающий мир, патриота, с одной стороны, и гражданина мира - с другой.
Организационные задачи:
- создать коллектив единомышленников для формирования экологической и нравственной культуры детей;
- создать условия для решения образовательных и развивающих задач;
- включать родителей в совместную проектную деятельность.
Образовательные задачи:
- способствовать развитию у детей интереса к познанию окружающего мира;
- формировать предпосылки поисково-исследовательской деятельности;
- формировать способность к прогнозированию будущих изменений, опираясь на ранее полученные знания и опыт, и последовательное планирование своей деятельности.
Предполагаемый результат:
- Накопление опыта по экологическому воспитанию детей.
- Создание индивидуальных альбомов "Моё дерево".
- Собрать индивидуальные альбомы "Моё дерево" в единую книгу "Деревья нашего участка".
- Сочинение сказок и рассказов, оформление "Книги сказок" с иллюстрациями из рисунков детей.
- Выставка рисунков и фотографий.
- Проведение праздника "День дерева" (совместно с родителями).
- Отмечать ежегодно "День Земли".
План
1 этап (подготовительный): Подбор материала и оборудования, дидактических пособий, видеоматериала, предварительная работа с детьми и родителями, ТСО. Выбор объекта исследований (каждый ребёнок выбирает своё дерево). Подготовка альбома "Моё дерево" (для записи результатов исследований). Выбираем дереву "имя".
2 этап (исследовательский + практическая деятельность):
- знакомимся с деревом;
- изучаем листья и кору;
- изучаем кору и ствол;
- изучаем цветки (соцветия);
- изучаем корни;
- изучаем плоды и семена;
- изучаем животных, связанных с деревом;
- изучаем почву.
Практическая деятельность:
- уход за деревом в течении всего периода работ;
- изготовление кормушек или скворечников, подкормка птиц зимой;
- оказание помощи дереву в случае необходимости;
- изготовление оградки, если дерево небольшое;
- посадка рядом с деревом кустарников и травянистых растений;
- проведение детьми экскурсий для малышей, родителей.
3 этап (обобщающий): Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей. Разработка рекомендаций.
Используемая литература
- Рыжова Н.А. Программа "Наш дом - природа". Блок занятий "Волшебница вода".- М.: Линка - Пресс,1997.
- Рыжова Н.А. Программа "Наш дом - природа", "Почва - живая земля". - М.: ООО "Карапуз - дидактика", 2005.
- Рыжова Н.А. Экологический проект "Моё дерево". Методическое пособие. - Тамбов, 1995.
- Рыжова Н.А. Невидимые ниточки природы. Учебно-методический комплект по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: Международный университет, 1995.
- Савенков А.И. методика исследовательского обучения дошкольников. - Самара: Издательство "Фёдоров", 2010.