Цель: Развитие познавательной и личностной сфер детей с ограниченными возможностями с помощью методов работы со сказкой.
Задачи:
Развивающие:
- Познакомить ребят с произведением художественной литературы - русской народной сказкой «Маша и медведь»;
- Развивать интерес к чтению;
Коррекционные:
- Стимулировать речевое развитие;
- Стимулировать развитие познавательной активности и целенаправленности мыслительного процесса;
Воспитательные:
- Развивать такие качества личности ребенка как доброта, эмпатия, отзывчивость и взаимопонимание.
Материалы:
ПК, книжная выставка «Маша и медведь», иллюстрации, фигурки героев сказки, счетный материал, карта сказок, мозаика с алфавитом «Маша и медведь».
Ход занятия
I. Музыкальное вступление
Мелодия «В гостях у сказки»
Ребята, я рада видеть вас на нашей встрече! И сегодня нас ждет сказочное занятие! Слышали такое выражение: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок»?! Сказки бывают разные. Они бывают добрые, мудрые, волшебные, интересные, фантазийные. В них всегда добро побеждает зло!
А сегодня я приглашаю вас в гости в добрую сказку «Маша и медведь»!
II. Чтение сказки «Маша и медведь» вслух
Мультимедийная презентация со звуковым сопровождением.
III. Работа со сказкой
1. Упражнения на развитие речи.
Ответим на вопросы:
- Почему сказка называется «Маша и медведь»?
- Можно ли назвать Машу умницей?
- Как понимать выражение «потужила, погоревала»?
- Что такое «короб»?
Отгадайте загадки:
Он хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)Его весной и летом мы видим одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Лес)Вперевалку зверь идет
По малинку и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)А как называется яма, где зимует медведь? (Берлога)
Вспомните, в каких еще сказках участвует медведь? (Три медведя, Колобок, Теремок, Медведь и лиса, Заюшкина избушка, Рукавичка)
2. Динамическая пауза.
3. Упражнения на развитие мышления.
Сейчас мы сказку превратим в задачу!
- Сколько всего героев участвует в сказке? (Сначала посчитать с помощью деревянных фигурок, а потом с помощью счетных палочек)
- Сколько всего человек жило в семье Маши?
- Сколько осталось в доме членов семьи, когда Маша оказалась у медведя?
Ответим на вопросы:
- Найдите лишнее слово: медведь, волк, собака, лиса, заяц, еж.
- Назовите домашних животных.
- Назовите диких животных.
- Работа с картой сказок: найдите на карте картинку со сказкой «Маша и медведь»; назовите сказки, которые узнали.
4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
- С помощью геометрических фигур зашифруйте фигуру девочки и медведя.
- Из множества предложенных фигурок выбрать фигурки героев сказки «Маша и медведь» и разместить на магнитной доске.
- Выполните шнуровку «Медведь».
- Соберите мозаику с алфавитом «Маша и медведь».
5. Анализ сказки по вопросам с целью воспитания доброты, эмпатии.
- За кого вы радуетесь в сказке? Почему?
- Мне жалко медведя? А вам?
- Как помочь медведю?
6. Мультимедийная викторина по сказке.
7. Творческая работа.
Объясните поговорку, отражающую смысл сказки:
- Дома и стены помогают.
Работа с выставкой:
- Что изображено на иллюстрациях?
- Почему на выставке размещены эти фигурки?
- Каких героев сказки изображают эти фигурки и игрушки?
IV. Подведение итогов
Вместе с Машей печем пирожки: каждый ребенок получает бумажный пирожок, на котором ему необходимо написать ответы на вопросы:
- Что нового узнали на сегодняшнем занятии?
- Чему научились?
- Что понравилось?
Затем дети озвучивают свои ответы и кладут свои пирожки в корзиночку, изображенную на плакате.
Звучит мелодия «В гостях у сказки»
Чтобы сказки не обидеть -
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще "проверяйте",
Ежедневно их читайте.
Ребята! Наше занятие подошло к концу! До следующих встреч в гостях у сказки!