Конспект занятия для учащихся 2-го класса коррекционной школы №1 г. Усолье-Сибирское. Игра-викторина «Мы играем в сказку» (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: викторина, русские народные сказки


Цель: Развитие познавательной и личностной сфер детей с ограниченными возможностями с помощью методов работы со сказкой.

Задачи:

Развивающие:

  • Познакомить ребят с произведением художественной литературы - русской народной сказкой «Маша и медведь»;
  • Развивать интерес к чтению;

Коррекционные:

  • Стимулировать речевое развитие;
  • Стимулировать развитие познавательной активности и целенаправленности мыслительного процесса;

Воспитательные:

  • Развивать такие качества личности ребенка как доброта, эмпатия, отзывчивость и взаимопонимание.

Материалы:
ПК, книжная выставка «Маша и медведь», иллюстрации, фигурки героев сказки, счетный материал, карта сказок, мозаика с алфавитом «Маша и медведь».

Ход занятия

I. Музыкальное вступление

Мелодия «В гостях у сказки»

Ребята, я рада видеть вас на нашей встрече! И сегодня нас ждет сказочное занятие! Слышали такое выражение: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок»?! Сказки бывают разные. Они бывают добрые, мудрые, волшебные, интересные, фантазийные. В них всегда добро побеждает зло!

А сегодня я приглашаю вас в гости в добрую сказку «Маша и медведь»!

II. Чтение сказки «Маша и медведь» вслух

Мультимедийная презентация со звуковым сопровождением.

III. Работа со сказкой

1. Упражнения на развитие речи.

Ответим на вопросы:

  1. Почему сказка называется «Маша и медведь»?
  2. Можно ли назвать Машу умницей?
  3. Как понимать выражение «потужила, погоревала»?
  4. Что такое «короб»?

Отгадайте загадки:

Он хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Его весной и летом мы видим одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Лес)

Вперевалку зверь идет
По малинку и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)

А как называется яма, где зимует медведь? (Берлога)

Вспомните, в каких еще сказках участвует медведь? (Три медведя, Колобок, Теремок, Медведь и лиса, Заюшкина избушка, Рукавичка)

2. Динамическая пауза.

3. Упражнения на развитие мышления.

Сейчас мы сказку превратим в задачу!

  1. Сколько всего героев участвует в сказке? (Сначала посчитать с помощью деревянных фигурок, а потом с помощью счетных палочек)
  2. Сколько всего человек жило в семье Маши?
  3. Сколько осталось в доме членов семьи, когда Маша оказалась у медведя?

Ответим на вопросы:

  1. Найдите лишнее слово: медведь, волк, собака, лиса, заяц, еж.
  2. Назовите домашних животных.
  3. Назовите диких животных.
  4. Работа с картой сказок: найдите на карте картинку со сказкой «Маша и медведь»; назовите сказки, которые узнали.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  1. С помощью геометрических фигур зашифруйте фигуру девочки и медведя.
  2. Из множества предложенных фигурок выбрать фигурки героев сказки «Маша и медведь» и разместить на магнитной доске.
  3. Выполните шнуровку «Медведь».
  4. Соберите мозаику с алфавитом «Маша и медведь».

5. Анализ сказки по вопросам с целью воспитания доброты, эмпатии.

  1. За кого вы радуетесь в сказке? Почему?
  2. Мне жалко медведя? А вам?
  3. Как помочь медведю?

6. Мультимедийная викторина по сказке.

7. Творческая работа.

Объясните поговорку, отражающую смысл сказки:

  • Дома и стены помогают.

Работа с выставкой:

  1. Что изображено на иллюстрациях?
  2. Почему на выставке размещены эти фигурки?
  3. Каких героев сказки изображают эти фигурки и игрушки?

IV. Подведение итогов

Вместе с Машей печем пирожки: каждый ребенок получает бумажный пирожок, на котором ему необходимо написать ответы на вопросы:

  • Что нового узнали на сегодняшнем занятии?
  • Чему научились?
  • Что понравилось?

Затем дети озвучивают свои ответы и кладут свои пирожки в корзиночку, изображенную на плакате.

Звучит мелодия «В гостях у сказки»

Чтобы сказки не обидеть -
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще "проверяйте",
Ежедневно их читайте.

Ребята! Наше занятие подошло к концу! До следующих встреч в гостях у сказки!