Технологическая карта урока истории на тему «Страницы истории XIX века». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Класс: 4.

Тип урока: «урок открытия новых знаний».

Цель: создание условий для формирования представления о жизни в 19 веке.

Задачи:

Познавательные:

  • Познакомить с понятием «декабристы», «крепостное право», «просвещенный», «крепостничество», «манифест», «фабрика», «заводы», «мануфактура»,
  • Познакомить с реформами Александра II,
  • Сформировать представления учащихся о технических изобретениях XIX века,
  • Развивать интерес к истории.

Воспитательные:

  • Воспитать любознательность и пытливость в процессе учения,
  • Расширять кругозор детей.

Планируемы результаты:

  • обсуждать, основные этапы и события войны;
  • выражать свое отношение к войне, ее героям;
  • воспитывать любовь к истории.
  • развивать устную речь;
  • развивать умение формулировать свои мысли
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир. 4 кл., ч. 2. Авторы:Плешаков, Крючкова.

Ход урока

Этапы урока

Вид деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2 мин

Актуализация знаний

Ребята, сейчас мы проверим домашнее задание. Закройте ваши учебники, все ваши записи.
Ребята, помним правило поднятой руки, не выкрикиваем и даем полный ответ.

1. Блиц-опрос
- В каком году началась Отечественная война? (2 сентября 1812г.)
- Какая страна напала на Россию? (Франция)
- Почему Наполеон нападал на разные страны? (Мечтал покорить весь мир)
Где проходил военный совет, на котором было решено отставить Москву? (В Филях 1 сентября)
- Почему решили оставить Москву? (Москву оставляли для того, чтобы сохранить армию)
- Что происходило в Москве, когда туда вошли французы? (В момент входа французов в Москву 2 (14) сентября 1812 года в разных местах города осуществлялись поджоги, пожары, партизанские сопротивления)
- Кто был командиром одного из партизанских отрядов? (Денис Давыдов)
- Почему Наполеон оставил Москву? ( Наполеон понял, что теряет армию и решил уходить из Москвы).
Ребята, молодцы. Мы все повторили и сейчас выполним тест. У вас на партах лежат тесты. Подпишите тест и приступаем к выполнению заданий. Помним, время ограничено.

2. Тест

Вариант 1
1. Во Франции в XVIII в. к власти пришел полководец:
а) Багратион
б) Наполеон
в) де Толли
2. Французская армия вторглась в Россию в:
а) 1821 г.
б) 1818 г.
в) 1812 г.
3. В честь победы над Наполеоном был построен:
а) Петропавловский собор
б) храм Христа Спасителя
в) Спасо -Преображенский собор

Вариант 2
1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:
а) М.И.Кутузов
б) А.В.Суворов
в) Ф.Ф.Ушаков
2. Бородинская битва произошла:
а) 26 января 1812 г.
б) 26 августа 1821 г.
в) 26 августа 1812 г.
3. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сра­жения?
а) оставить Москву
б) дать под стенами Москвы еще одно сражение
в) признать Наполеона победителем
СЛАЙД 2
- Ребята, поменяйтесь вариантами с соседом и проверьте по слайду вариант. Теперь сдайте тесты.

Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют тест.

7-8 мин

Постановка учебной задачи и ее решения

Определение темы и задач урока

СЛАЙД 3
На доске слова: «декабристы», «крепостничество», «манифест», «просвещенный», «фабрика», «заводы», «мануфактура», «конка».
- Какие слова вам уже знакомы?
- Ребята, я вижу, что вы не все знаете значение данных слов.
- На уроке мы узнаем об этих словах и как они определяют жизнь нашей страны в XIX веке.
Тема нашего урока: «Страницы истории XIX века».
- А сейчас какой век? (XXI век)
- Сколько веков прошло? (2)
- Сколько это лет прошло? (200 лет)
- Какие задачи урока могут поставлена в связи с этой темой?
(Познакомить с понятием «Декабристы», «крепостное право», мы узнаем как наша страна избавилась от крепостного права, «просвещенный», «крепостничество», «манифест», «фабрика», «заводы», «мануфактура», узнаем когда появились первые фабрики, заводы,
- Познакомить с реформами Александра II)
- Молодцы.

Высказывание детей

Беседа учителя

СЛАЙД 5 - портрет Александра I
Вы помните, что в это время правил Россией
император Александр I. (Он представлен на слайде). Осенью 1825 года он предпринял поездку в Крым, где тяжело заболел и умер в Таганроге. Народ был встревожен, ходило много слухов и домыслов по поводу его смерти.

Слушают учителя

Региональный компонент

Так же в г.Таганроге есть музей. Если вы будете в Таганроге и у вас будем время посетить этот музей - обязательно посетите. СЛАЙД 6 (фото музея)

Смотрят на слайд

Лента времени

- Ребята, давайте на ленте времени отметим дату правления Александра I.
(12 (24) марта 1801 - 19 ноября (1 декабря) 1825)

Работа с лентой времени

Беседа учителя

После смерти Александра I, императором стал Николай I, это брат Александра I. (СЛАЙД 8 Портрет)

Слушают учителя

Лента времени

- Ребята, давайте отметим на ленте времени дату правления Николая I
(1825-1855)

Работа с лентой времени

Работа с картой

(СЛАЙД 10 Карта 19 века)

Россия в XIX веке была огромной империей.
Название, легенда.
- Показываю границы.
Показываю столицу.
- Ребята, а мы входили в состав этой империи? (Да)
- А с какого века? (С правления Петра I. С конца XVII, начала XVIII века.)
Правильно.

Работают с карт ой.

Физ. минутка

Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри. (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо (Поворот вправо)
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже (Поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо)
Через левое плечо. (Поворот влево)
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!

Выполняют все за учителем

2-3 мин

Рассказ учителя

А) Декабристы.
Кроме Отечественной войны 1812 года, имевшие большое значение для истории страны, XIX век ознаменовался еще рядом важных событий.
Одним из них стало восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
После окончания Отечественной войны многие в России жаждали перемен. Крепостные крестьяне надеялись на освобождение, дворяне и офицеры хотели видеть страну защищенной от произвола властей, просвещённой и свободной от крепостничества.
Дворяне стали объединяться в тайные общества.
После смерти Александра I, в период перехода власти к его брату Николаю I, дворяне - члены тайных обществ организовали восстание.

Слушают учителя

Лента времени

14 декабря 1825 года члены одного из таких обществ вывели войска на Сенатскую площадь. Они собрались требовать отмены самодержавия и крепостного права. Но это выступление никто в обществе не поддержал, и оно было жестко подавлено верными царю войсками. Многие декабристы были казнены, а другие отправлены в Сибирь.

Ребята, давайте отметим на ленте времени 2 важных даты:
Правление Александра II (1855- 1881г)
Восстания декабристов (1825)
Молодцы.

Работа по ленте времени

Терминологическая работа

Ребята, откройте свои тетради, запишите число. Запишем термин «Декабристы»
Ребята, а кто такие декабристы?
Декабристы - участники российского антиправительственного движения, члены различных тайных обществ.
Как вы понимаете, что такое «крепостное право»?
Крепостное право - это форма зависимости крестьян, при которой они прикреплены к земле и подчинены административной и судейской власти помещика.
Запишем термин «Крепостное право»
Слушаем внимательно дальше.

Отвечают на вопросы

Рассказ учителя

Б) Освобождение крестьян.
Император Николай I ничего не изменил в обществе, только его преемник-сын Александр II решился на этот шаг.
Он долго готовил реформу об отмене крепостного права и в1861 году Александр II выпустил манифест, в котором говорилось об его отмене. Итак, отмена крепостного права, произошла в каком году?

Лента времени

Отметим на ленте времени дату отмены крепостного права(1861)

Работа по ленте времени

Терминологическая работа

Рассказ учителя

Запишем термин «Манифест»
- Как вы понимаете этот термин?
Манифест - особый акт главы государства, обращенный к населению.
По этому документу крестьяне перестали быть крепостными, их дома и движимое имущество стали их личной собственностью, им давался небольшой надел земли
Но помещикам оставалась большая часть земли, И если крестьяне арендовывали землю помещиков, то обязаны были платить оброк.

Манифест был большим шагом вперед, в истории нашей России он облегчил жизнь крестьянам и позволил им выкупить земельные участки у помещиков, самое главное - люди стали лично свободными, их никто не мог продать, бить, проиграть, женить.

- Ребята, скажите, как вы понимаете такие слова как: Оброк, барщина?
Оброк - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.
Барщина - форма земельной ренты, даровой принудительный труд зависимых крестьян, работавших собственным инвентарём в хозяйстве феодала.
Молодцы.

Записывают

Рассказ учителя

В) «Петербург и Москва».
Последствия отмены крепостного права сказались очень быстро.
Везде возникли новые фабрики и заводы, мануфактуры
Многие крестьяне потянулись в город и становились рабочими.
В Петербурге были построены Путиловский и Балтийский заводы.
В Москве возникли Трехгорная и Даниловская текстильная мануфактуры.
В стране наблюдался рост промышленного производства.
Население Москвы и Петербурге сильно выросло.
В обоих городах появились новые дома, театры, банки, магазины и музеи.
Блистали роскошью дворцы знати и аристократии.
А между тем, на окраинах этих городов росли нищие рабочие слободки.
В них ютились тысячи бывших крестьян, а ныне рабочих.
Они создавали материальные блага, позволявшие жить в роскоши новоявленным капиталистам, но сами влачили жалкое существование.

Слушают

Работа с картой.

Экономическая карта XIX века.

Словарная работа

Ребята, давайте запишем термины «Мануфактура», «Фабрики», «Заводы»
Скажите как вы понимаете, все эти слова?
Мануфактура - предприятие, основанное на ручном труде.
Фабрики и заводы - предприятия, основанное на применении машин.

Беседа

Г) Какие механические новшества вошли в жизнь людей.
Москва и Петербург стали одним из самых крупных городов мира. Изменился городской быт.
В конце XIX века появилось электрическое освещение. Впервые в России лампочку создал Федор Иванович Ладыгин СЛАЙД в 1873 году.
Иным стал и городской транспорт.
Появилась конная железная дорога. СЛАЙД (конка)
К концу века по улицам Москвы и Петербурга ездили первые трамваи. Также появились телефоны, лифты. СЛАЙД
В 1851 году между Москвой и Петербургом открылась железная дорога.
Так же в конце 19 века в Москве был открыт Политехнический музей. СЛАЙД
Здесь можно было увидеть все технические достижения тех лет.

Слушают

Терминологическая работа

Запишем термин «конка»
Как вы понимаете этот термин?
Конка - вид общественного транспорта, в котором вагончик везет не машина, а лошадь.

Отвечают на вопросы

Итог. Рефлексия

Ребята, сейчас подведем итоги.
СЛАЙД 13
Вернемся к словам на доске:
Объясните теперь значения данных слов.
Какая была тема урока?
Справились мы с задачами урока?
Ребята, домашнее задание будет следующее.
С.122-126 (подготовить пересказ параграфа и ответить на вопросы)
На стр.126 по желанию подготовить сообщение на тему «Какие технические новшества появились к концу 19 века в вашем городе»
Всем домашнее задание понятно?
А теперь у вас на столах лежат смайлики красного и зеленого цвета.
Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
Молодцы.
Встали все, подравнялись. Урок окончен. До свидания.

Отвечают на вопросы