Введение
Собака - друг человека, его верный и надежный помощник. Это умное и общительное животное, хорошо поддающееся дрессировке. Служебные собаки охраняют границы, помогают задерживать преступников и спасать людей. Охотничьи собаки вместе с человеком участвуют в охоте на дикого зверя. Трудно предположить, как складывалась бы жизнь человека, если бы рядом не было собаки. Именно собаки не раз становились главными героями самых прекрасных произведений искусства. Образ собаки нашел отклик в русских народных сказках.
Сказка - самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Мы обратила внимание, что собака является главным героем во многих сказках. Нам захотелось узнать, какую роль в сказках играют собаки, какие качества проявляют.
Цель работы: выявить основные черты, присущие образу собаки в русских народных и литературных сказках.
Объект исследования: русские народные и литературные сказки.
Предмет исследования: образ собаки в народных и литературных сказках.
Методы: анализ русских народных и литературных сказок, опрос, анкетирование одноклассников.
Задачи:
- Выбрать и прочитать русские народные и литературные сказки, в которых встречается собака;
- Выяснить какую роль играет собака в данных произведениях;
- Проанализировать и определить какие качества проявляет;
- Провести анкетирование одноклассников.
Образ собаки в русских народных сказках
Вся история развития человеческого общества связана с историей жизни собаки. Не раз показывала собака свою верную преданность человеку, охраняя его дом и семью. В сказке «Лисичка со скалочкой» мужику жалко было отдавать лисе девочку. Вот он и запихнул в мешок собаку. Собака не только спасла девочку, но и наказала коварную лису.
Ни для кого не секрет, что собака на Руси с древнейших времен играла важную роль. Это не просто домашнее животное, а незаменимый помощник в любых областях человеческой жизни - в поле и в доме, на промыслах и на охоте, на службе и в дороге. Такую собаку - помощницу в хозяйственных делах мы видим в сказке «Репка».
Прочитав сказки «Петух и собака», «Волк, лиса и собака», мы поняли, что собака никогда не прощает обмана и справедливо наказывает за обман. Наверное, не случайно в сказке встречаются лиса и собака, как символ лжи, лицемерия и верности, честности.
Недавно на уроках литературного чтения мы познакомились со сказкой В.Одоевского «Мороз Иванович» .
Оказывается, собака здесь выступает в роли предсказательницы.
Мотив собаки-предсказательницы встречается в русских сказках довольно часто. В таких историях, как «Морозко», «Дочь и падчерица», «Девушка в колодце», рассказывается о незаслуженном отношении мачехи к падчерице и ее попытке самым жестоким образом избавиться от последней. А собака всегда принимает сторону обиженной девушки и предсказывает неизбежное торжество справедливости (она точно знает, какая из девушек вернется из лесу с подарками, а какая без них). И никакими взятками в виде пирогов и блинов, никакими уговорами, угрозами и побоями не заставить ее изменить свое собачье мнение («Старикову дочь в злате-серебре везут, а старухину замуж не берут»). А ведь это не случайно. Наши предки свято верили в то, что все собаки обладают даром предсказания. Собака с ее чутким настроем на все предчувствует будущие события, позитивные и негативные, задолго до того, как они произойдут.
Таким образом, изучив произведения русского фольклора, мы пришёли к выводу, что все сказочные собаки - исключительно положительные существа, наделены нравственными качествами: верность, доброта, ум, надежность, помощник, верность.
Их основные функции - спасать героев, помогать и поддерживать их, а также предсказывать события будущего.
Практическая часть
В ходе работы над данной темой было проведено анкетирование обучающихся 3 «А» класса. Всего в анкетировании приняло участие 22 человека.
Цель опроса:
Узнать:
- читают ли наши сверстники сказки и как часто;
- знают ли сказки о собаках;
- какие качества характера видят в образе собаки в сказках?
Результаты опроса следующие:
1. Что ты любишь читать?
а) стихотворения - 4 чел.
б) сказки - 19 чел.
в) рассказы - 6 чел.
г) басни - 4 чел
д) повести - 3 чел.
2. Как часто ты читаешь сказки?
а) часто - 16 чел.
б) редко - 5 чел.
в) никогда -1 чел.
3. Какие русские народные сказки о собаках ты знаешь?
1. 20 человек назвали русские народные сказки о собаках;
2. 2 человека не назвали русские народные сказки о собаках.
4. Какие качества проявляет собака в русских народных сказках?
- трусливая - 2 ответа
- доверчивая - 5 ответов
- глупая - 0 ответов
- добрая - 19 ответов
- смелая - 20 ответов
- хитрая - 4 ответа
- жадная - 0 ответов
- верная - 16 ответов
- умная - 14 ответов
- надежная - 12 ответов
5. Согласен, ли ты с утверждением, что собака- друг человека?
Да - 21 чел.
Нет - 1 чел.
6. Хотел бы ты больше узнать об образе собаки в сказках?
Да - 18 чел.
Нет - 4 чел.
Проанализировав данные анкетирования, мы выяснили, что учащиеся 3 «А» любят читать сказки, что большинство ребят знают русские народные сказки, где одним из героев является собака - 20 человек. Многие вспомнили названия сказок, таких как «Репка», «Лисичка со скалочкой». Все учащиеся смогли указать, какие качества характера проявляет собака в сказках. Данные представлены на диаграмме.
Таким образом, ребята часто читают русские народные сказки. Могут вспомнить названия сказок, где одним из героев является собака. Основными качествами, которые проявляет собака в сказках, считают: смелость, доброта, верность и ум. Абсолютное большинство согласны с этим утверждением, что собака- друг человека. И хотели бы больше узнать об образе собаки в русских народных сказках. А значит, актуальность темы нашего исследования подтвердилась.
Заключение
В ходе исследовательской работы нами были проанализированы русские народные сказки, в которых встречается образ собаки и определены те черты характера, которые свойственны собакам. В завершение работы учащиеся провели анкетирование среди одноклассников для подтверждения актуальности темы.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что в русском фольклоре собака всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь. Образ собаки часто встречается в русских сказках.
Закончить свое литературное исследование мы хотели бы обращением к ребятам. Читайте, узнавайте больше, становитесь добрее и лучше вместе со своими любимыми героями книг!
Список использованной литературы
- Афанасьев А.Н. Народные сказки. В 3 тт. М., 1992.
- Левшин В.А.. Русские сказки, М., 1998.
- Русские народные сказки. 2014 г.
- «Русский фольклор», под ред. В.П.Аникина; - М.: Худ. лит., 2000.
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
- Федосов И.В. Фразеологический словарь русского языка. - Липецк: Юнвес, 2004.