Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: математика


Предмет: математика.

Класс: 4.

Вид урока: урок применения знаний и умений.

Тип урока: интегрированный.

Цель: содействовать развитию практических навыков работы с величинами.

Задачи занятия:

  • Закрепить знания и умения детей в выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач с величинами: время, скорость, расстояние.
  • Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Группы формируемых компетенций:

  • Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
  • Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
  • Познавательные УУД: переработка полученной информации для формулировки выводов.

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы: проблемно-сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.

Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно - коммуникационные технологии (использование презентации), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Дидактические средства: проектор, экран, презентация.

Ход урока

1. Организационный этап

- Посмотрите друг на друга - улыбнитесь.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа.

2. Самоопределение к деятельности

- Перед вами карточки с записанными величинами:

  • 3 мин
  • 15м
  • 5км/ч
  • 300м
  • 50км/ч
  • 3 мин

- Какие задания можно с ними выполнить?

Варианты.

Разбить на группы:

  • по величинам,
  • по тому, какие используются числа: однозначные или двузначные,
  • по тому, какие цифры присутствуют в записи числа: «3» или «5».

Другие варианты, предложенные учениками.

- Вспомним взаимосвязь данных величин (Формулы)

S=v*t

v=S:t

t=S:v

- Как вы думаете, на что будет нацелен наш урок?

Что будем закреплять? (ТЕМА)

3. Актуализация опорных знаний

А) работа над содержанием задачи

- Из некоторых величин можно составить задачу.

(переносим данные в таблицу)

v

t

S

I

?

3мин

15м

II

?

3мин

300м

- Составьте задачу.

- Чего еще не хватает? (о чем она)

- Дополните условие задачи.

- Что еще нужно добавить? (вопросы на? и во?)

Б) работа над решением задачи

- Объясните, что означают выражения к этой задаче?

  • 15: 3
  • 300:3
  • 300:15
  • 300: 3-15: 3
  • (300:3) : (15:3)

4. Применение ранее изученных знаний

- Усложним эту задачу.

- Поменяем числовые данные.

v

t

S

I (П)

?

16ч

8848км

II (А)

?

12ч

14640км

- Вычислим значение скоростей «уголком».

- Как вы думаете у чего может быть такая скорость? (самый быстрый автомобиль и экспресс-поезд).

- Большие скорости? (большие)

- О чуть меньших скоростях поговорим в следующей задаче.

5. Физминутка

6. Работа по учебнику

№ 397.

- Прочитайте задачу и выберите схему.

Решите её самостоятельно по действиям или выражением. (два ученика около доски)

  1. 16-14=2(ч) ехал со скоростью 60км/ч
  2. Выражением: (60+10)*2 + 60*2=
  3. 60*2=120(км) проехал с14 до 16 часов
  4. 60+10= 70(км/ч) увеличенная скорость
  5. 18-16=2 (ч) ехал со скоростью 70км/ч
  6. 70*2=140(км) проехал с 16 до 18часов
  7. 120+140=260(км) проехал с14 до 18ч.

7. Групповая работа

- С какими скоростями ехал грузовик в этой задаче?

- А кто знает, какая максимальная скорость разрешена в городе (если она не оговорена знаками) - 60км/ч

- Предлагаю вашему вниманию задание на определение того, не нарушил ли водитель правила дорожного движения.

(Разделитесь на группы. Раздаю задания)

- Вам необходимо ответить на вопрос задачи, а также составить несколько правил для водителей автомобилей.

«На участке дороги длиной 280 км стоит знак ограничения скорости до 60км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?»

280:4= 70 (км/ч) - скорость автомобиля

Ответ: нарушил.

Правила: не превышать установленную скорость; двигаться с оптимальной v для экономии бензина…

- А вы соблюдаете ПДД? Какие? ...

8. Рефлексия

- Я рада за вас, надеюсь в жизни вы будите соблюдать не только ПДД, но и правила морали, а также математические правила, которые мы закрепляли на сегодняшнем уроке.

  • Что вам было интересным на сегодняшнем уроке?
  • Что было трудно выполнить?
  • Что было трудным?
  • Понадобятся ли вам знания, закрепленные сегодня в жизни? Где?
  • Кто доволен своей работой за урок?
  • Я бы хотела отметить следующих ребят:………

9. Домашнее задание

  1. С.122 №397, № 400 (б).
  2. По желанию: высчитайте скорость, с которой передвигаются по городу ваши родители на автомобиле и узнайте, не нарушают ли они ПДД.