Предмет: математика.
Класс: 4.
Вид урока: урок применения знаний и умений.
Тип урока: интегрированный.
Цель: содействовать развитию практических навыков работы с величинами.
Задачи занятия:
- Закрепить знания и умения детей в выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач с величинами: время, скорость, расстояние.
- Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Группы формируемых компетенций:
- Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
- Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
- Познавательные УУД: переработка полученной информации для формулировки выводов.
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)
Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).
Методы работы: проблемно-сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.
Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно - коммуникационные технологии (использование презентации), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)
Дидактические средства: проектор, экран, презентация.
Ход урока
1. Организационный этап
- Посмотрите друг на друга - улыбнитесь.
- Запишите сегодняшнее число, классная работа.
2. Самоопределение к деятельности
- Перед вами карточки с записанными величинами:
- 3 мин
- 15м
- 5км/ч
- 300м
- 50км/ч
- 3 мин
- Какие задания можно с ними выполнить?
Варианты.
Разбить на группы:
- по величинам,
- по тому, какие используются числа: однозначные или двузначные,
- по тому, какие цифры присутствуют в записи числа: «3» или «5».
Другие варианты, предложенные учениками.
- Вспомним взаимосвязь данных величин (Формулы)
S=v*t
v=S:t
t=S:v
- Как вы думаете, на что будет нацелен наш урок?
Что будем закреплять? (ТЕМА)
3. Актуализация опорных знаний
А) работа над содержанием задачи
- Из некоторых величин можно составить задачу.
(переносим данные в таблицу)
v |
t |
S |
|
I |
? |
3мин |
15м |
II |
? |
3мин |
300м |
- Составьте задачу.
- Чего еще не хватает? (о чем она)
- Дополните условие задачи.
- Что еще нужно добавить? (вопросы на? и во?)
Б) работа над решением задачи
- Объясните, что означают выражения к этой задаче?
- 15: 3
- 300:3
- 300:15
- 300: 3-15: 3
- (300:3) : (15:3)
4. Применение ранее изученных знаний
- Усложним эту задачу.
- Поменяем числовые данные.
v |
t |
S |
|
I (П) |
? |
16ч |
8848км |
II (А) |
? |
12ч |
14640км |
- Вычислим значение скоростей «уголком».
- Как вы думаете у чего может быть такая скорость? (самый быстрый автомобиль и экспресс-поезд).
- Большие скорости? (большие)
- О чуть меньших скоростях поговорим в следующей задаче.
5. Физминутка
6. Работа по учебнику
№ 397.
- Прочитайте задачу и выберите схему.
Решите её самостоятельно по действиям или выражением. (два ученика около доски)
- 16-14=2(ч) ехал со скоростью 60км/ч
- Выражением: (60+10)*2 + 60*2=
- 60*2=120(км) проехал с14 до 16 часов
- 60+10= 70(км/ч) увеличенная скорость
- 18-16=2 (ч) ехал со скоростью 70км/ч
- 70*2=140(км) проехал с 16 до 18часов
- 120+140=260(км) проехал с14 до 18ч.
7. Групповая работа
- С какими скоростями ехал грузовик в этой задаче?
- А кто знает, какая максимальная скорость разрешена в городе (если она не оговорена знаками) - 60км/ч
- Предлагаю вашему вниманию задание на определение того, не нарушил ли водитель правила дорожного движения.
(Разделитесь на группы. Раздаю задания)
- Вам необходимо ответить на вопрос задачи, а также составить несколько правил для водителей автомобилей.
«На участке дороги длиной 280 км стоит знак ограничения скорости до 60км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?»
280:4= 70 (км/ч) - скорость автомобиля
Ответ: нарушил.
Правила: не превышать установленную скорость; двигаться с оптимальной v для экономии бензина…
- А вы соблюдаете ПДД? Какие? ...
8. Рефлексия
- Я рада за вас, надеюсь в жизни вы будите соблюдать не только ПДД, но и правила морали, а также математические правила, которые мы закрепляли на сегодняшнем уроке.
- Что вам было интересным на сегодняшнем уроке?
- Что было трудно выполнить?
- Что было трудным?
- Понадобятся ли вам знания, закрепленные сегодня в жизни? Где?
- Кто доволен своей работой за урок?
- Я бы хотела отметить следующих ребят:………
9. Домашнее задание
- С.122 №397, № 400 (б).
- По желанию: высчитайте скорость, с которой передвигаются по городу ваши родители на автомобиле и узнайте, не нарушают ли они ПДД.