Реализация учебно-воспитательного процесса.

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


«Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». (из концепции модернизации российского образования на период до 2010 года)

На современном этапе в условиях создания новой технической базы производства, разработки и внедрения новых информационных технологий необходимо сформировать у подрастающего поколения новое мышление, творческий подход к делу. Возросла роль инициативы, творческого подхода к труду.

Одним из важнейших условий образования является развитие у каждого школьника потребности в постоянном пополнении своих знаний, которая наиболее глубоко и всесторонне формируется в школьные годы.

Основной задачей учебного процесса становится: формирование креативности, умение работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного и профессионального роста.

Современное представление о фундаментальности образования - это такое образование, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

Физика - одна из наук, которая является двигателем научно-технического прогресса. Поэтому особое место в моей деятельности занимает использование передовых информационных технологий.

Идя на урок, учитель всегда задумывается: «Как бы процесс подготовки улучшить?», «Как сделать урок более эффективным?». И приходит в голову мысль достаточно очевидная - реализовать принцип наглядности в полной мере (компьютер - всегда рядом с нами!): показать, к примеру, теоретический курс провести в сопровождении мультимедийной энциклопедии.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности её для ребёнка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребёнком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность - игру.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Компьютерная коммуникация как интегрирующее средство, обеспечивающее реализацию учебно-воспитательного процесса, создаёт условия, позволяющее использовать новые информационные технологии в процессе обучения, научиться квалифицированно, пользоваться новейшими техническими средствами и программными продуктами, приобрести навыки современных способов обработки информации.

Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно - значит, нас по праву можно назвать творческими людьми.
Джеймс Алан Гарднер

Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создаёт возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Опыт работы заключается в создании собственной системы уроков, разработки системы их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ - одна из главных задач учителя.

Применение информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.

Среда PowerPoint пакета MS Office предназначена для автоматизированного процесса создания презентаций (слайд-фильмов) за минимум времени. С ее помощью можно удобно, быстро, технологично и качественно подготовить наглядный материал к «завтрашнему конкретному уроку», без усилий создать анимированный слайд, весело и забавно разобрать блок-схемы задач, осуществить контроль знаний, а в конце напомнить / обобщить основные этапы урока. Да мало ли еще можно представить возможностей применения современных ИТ в нашей работе, в образовательном процессе?

Их использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени его результативности, благодаря хорошо известной и популярной в мире среде PowerPoint.

Слайды, подготовленные средствами пакета Microsoft Office, объектов OLE-приложений в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации. Звуковое сопровождение, возможность разработки в PowerPoint сюжетов игры и занимательности оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала. Вставка видеофрагментов осуществляет межпредметные связи. Структурная компоновка презентации, с применением гипертекстовых ссылок как внутри документа, так и с выходом в Internet развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно быстро проводить разнообразные виды ФОПД: фронтальный, групповой, индивидуальный.

К методам мотивации и стимулирования помимо познавательно-эмоциональных презентация позволяет успешно добавлять волевые (рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации сотрудничества).

Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект:

  • воспитание научного мировоззрения;
  • воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Методические приёмы использования мультимедиа на уроках физики. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приёмов в работе учителя.

Многие физические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление.

Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать сознание учащегося целостную картину физического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.