Цель урока:
- повторение и закрепление изученного в 7 классе по теме «Союзы» в гимназическом классе;
- научить применять знания в новых условиях;
- развитие интереса к родному языку.
Оборудование:
- карточки,
- ордена,
- презентация, выполненная в программе PowerPoint,
- бумага для выполнения заданий.
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит музыка из игры «Умники и умницы».
II. Постановка цели урока
Ознакомление с правилами игры.
III. Вопросы для определения агонистов
За правильные ответы выдаются ордена. Участниками игры становятся учащиеся, набравшие наибольшее количество орденов.
- Слова какой части речи в своём составе имеют суффиксы: -вш, -т ? (Причастия)
- Назовите часть речи, которая обозначает действие предмета. (Глагол)
- Какой раздел науки о языке, который изучает правильное произношение слов? (Орфоэпия)
- Назовите часть речи, признак действия или признак признака. (Наречие)
- Назовите часть речи, обозначающую признак предмета по действию. (Причастие)
- Какие местоимения самые чистые? (Вымыты)
- Эти три предлога вместе бывают апельсиновыми, яблочными (Сок)
- В каком слове нет корня? (Вынуть)
- Слова каких самостоятельных частей речи не имеют окончаний? (Наречия, деепричастия, несклоняемые существительные и прилагательные.)
- В каких случаях гласные е,ё,ю,я обозначают два звука, примеры? (Юля, Маяк, вьюга)
- Назовите однокоренное слово к слову "чело". (Чёлка)
- Как называется процесс перехода прилагательного в существительное? (Субстантивация)
- Какой знак пишется в слове "подъезд"? (Твёрдый знак)
- Назовите суффикс в слове «скрытый» (Т)
- Сколько согласных в русском алфавите? (21)
- Общая часть родственных слов (Корень)
- Назовите части речи, которые образуются от глагола? (Причастие, деепричастие)
- Каким членом предложения является краткое прилагательное? (Сказуемое)
- Как пишется слово "юго-восток"? (Через дефис)
- Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица)
IV. Игра
В начале каждого АГОНа среди агонистов проводится мини-соревнование на определение дорожек. Ведущий задаёт троим агонистам «Задания для розыгрыша дорожек». Первый ответивший получает право первым выбирать дорожку и т.д. Если агонист даёт неправильный ответ, то право на ответ получают теоретики.
АГОН №1
Задания для розыгрыша дорожек.
- Неизменяемая часть речи, в предложении чаще являетесь обстоятельством, образованы от прилагательного? (Наречие)
- Слова, обозначающие состояние человека, природы, окружающей среды... (Категория состояния)
- Служите для связи простых предложений в составе сложного? (Союз)
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Определите, какую роль играет союз И в предложенном стихотворении? (Слайд №2)
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут
(А.С.Пушкин)
(связывает грамматические основы в составе сложного предложения)
Жёлтая дорожка.
ЗАДАНИЕ. Назовите союз и укажите его разряд по составу в данном предложении:
По мере того как они продвигались вперёд, контуры острова становились чётче. (Слайд №3)
(По мере того как, составной)
Красная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Чем будет ЗА (ТО)в данном предложении? Дайте пояснение. Знаки препинания не расставлены:
Не берись за(то) что тебе не по силам. (Слайд №4)
(Местоимение с предлогом, можно заменить словосочетанием предл+сущ)
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Сделайте морфологический разбор союза "КАК БУДТО". (Слайд №5)
(союз, подчинительный, составной)
Жёлтая дорожка.
ЗАДАНИЕ. Вспомните разряды союзов по значению.
(подчинительные, сочинительные)
Красная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Составьте предложение из данных с помощью подчинительного союза.
Кругом вспыхивали молнии. Гроза продолжалась в течение часа. (Слайд №5)
(Гроза продолжалась в течение часа, поэтому кругом вспыхивали молнии.)
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Перечислите морфологические союза.
(разряд по значению, разряд по составу)
Жёлтая дорожка.
ЗАДАНИЕ. Какую роль играет союз в приведённом тексте:
Ядовитые змеи гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве
А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дёрнула за самую плеть, где лежала змея. (Слайд №6)
(Связывает абзацы (микротемы) текста)
Красная дорожка.
ЗАДАНИЕ. С помощью каких союзов оформляется сравнительный оборот?
(Сравнительных: как, как будто, будто, словно)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ПОБЕДИТЕЛЯ.
АГОН №2.
Задания для розыгрыша дорожек.
- Что связывают союзы в сложном предложении? (грамматические основы)
- Два самых известных противительных союза (А, НО)
- Назовите союзы, в которых есть буква Ж (также, тоже)
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Какой союз подходит по смыслу в пословице:
Труд при учении горек, ... плод его сладок. (Слайд№7)
(Союз ДА)
Жёлтая дорожка.
ЗАДАНИЕ. В чём заключается отличие союзов от предлогов?
(В отличие от предлогов союзы связываю однородные члены предложения или грамматические основы в сложном предложении)
Красная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Как определить, когда союз ЧТО является изъяснительным, а когда обстоятельственным?
(Нужно задать вопрос от главной части предложения к придаточной. Если придаточная часть отвечает на вопрос косвенного падежа, то союз изъяснительный, если на вопрос обстоятельства - обстоятельственный).
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Какое значение имеет союз ЧТОБ в предложении?
Я хату покинул, пошёл воевать, ЧТОБ землю в Гренаде крестьянам отдать (Слайд №8)
(В данном предложения союз ЧТОБ имеет значение ЦЕЛИ)
Жёлтая дорожка.
ЗАДАНИЕ. Продолжите синонимический ряд С ТЕМ ЧТОБЫ (Слайд №9)
(Для того чтобы, ради того чтобы, дабы, чтобы, чтоб)
Красная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Какую синтаксическую функцию выполняют союзы в предложении? Приведите поясняющие примеры?
Соединяют однородные члены предложения. Ветер выл и дул. Соединяют грамматические основы. Ветер дул, а солнце светило)
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Составьте сложноподчинённое предложение:
Степан Калашников просил царя... (Слайд №10)
(, чтобы царь позаботился об Алёне Дмитриевне)
Жёлтая дорожка.
ЗАДАНИЕ. Перечислите все разряды обстоятельственных союзов (Слайд №17)
(уступки, условия, цели, времени, сравнения, следствия)
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. С какой частью речи не сочетаются союзы?
(Сочетаются со всеми)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВТОРОГО ПОБЕДИТЕЛЯ.
АГОН №3.
Задание для выбора дорожек.
- Нужна ли запятая в выражении «Ни рыба ни мясо»? (Нет. Это фразеологизм)
- Составьте предложение с союзом когда?
- Какие значения есть у союза ДА? (=А, =НО, =И)
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Назовите разряды сочинительных союзов
(соединительные, противительные, разделительные)
Жёлтая дорожка.
ЗАДАНИЕ. Верно поставьте знаки препинания в предложении
Когда солнце зашло за горизонт путники остановились (Слайд №11)
(Когда солнце зашло за горизонт, путники остановились)
Красная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Назовите женские имена, состоящие только из союзов
(Ада, Ида, Аида.)
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Какой союз состоит из 6 слов?
(Во что бы то ни стало)
Жёлтая дорожка.
ЗАДАНИЕ. В чем отличие написания союза чтобы и местоимения что и частицы бы?
(Союз ЧТОБЫ пишется слитно, Местоимение ЧТО и частица БЫ пишется раздельно. Частицу БЫ в предложении можно перенести в другое место или опустить)
Красная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Что такое союзные слова?
(Союзные слова - это относительные местоимения и наречия, выполняющие роль союза. В отличие от союзов, являются членом предложения.)
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Определите, какое значение вносит союз ЖЕ в сложное предложение?
Давно сошёл снег, деревья же стояли голые. (Слайд №12)
- Последовательность явлений
- Противопоставление их +
- Чередование явлений
Жёлтая дорожка.
ЗАДАНИЕ. На что указывают изъяснительные союзы? Приведите примеры этих союзов)
(Указывают на то, о чём говорят: что, чтобы, будто, как будто)
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Найдите разделительный союз:
1.ни-ни 2.либо+ 3.за 4.как (Слайд №13)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО ПОБЕДИТЕЛЯ.
ФИНАЛ.
Задание для выбора дорожек.
Составьте предложения с (Слайд №14):
- временным подчинительным союзом;
- условным подчинительным союзом;
- целевым подчинительным союзом;
Финальная игра.
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Какие союзы есть в предложении
У Маши и Коли есть много кукол, солдатиков, но нет конструктора? (Слайд №15)
(И, НО)
Жёлтая дорожка.
ЗАДАНИЕ. Слово, которое может употребляться как союз и как частица?
(ЖЕ)
Красная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Разряд союзов потому что, оттого что, так как.
(ПРИЧИНА)
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Какие союзы употребляются и в сложном, и в простом предложениях?
(Сочинительные)
Жёлтая дорожка.
ЗАДАНИЕ. Какой из данных союзов является подчинительным следственного значения?
а) лишь только
б) если
в) словно
г) так что +
Красная дорожка.
ЗАДАНИЕ. В каком предложении содержится подчинительный союз:
1) Наука спасает молодые поколения от невежества, а искусство - пошлости и грубости
2) То светит солнце, то льет дождь
3) Лермонтов глубоко убежден, что в смерти великого поэта виновато светское общество.+ (Слайд №16):
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Какой союз кричат лошадям?
(НО)
Жёлтая дорожка.
ЗАДАНИЕ. Составьте слово из следующих букв, определите, какой частью речи оно является.
Г, А, К, О, Д. (Слайд №17)
(СОЮЗ КОГДА)
Зелёная дорожка.
ЗАДАНИЕ. Какие члены предложения связывает союз И в данном предложении?
Но я совершенно отчётливо помни и кирпич, и крышу, и дым из трубы.
(однородные дополнения)