Цели, ценности и результаты дошкольного образования, обозначенные в рамках ФГОС ДО, не являются принципиально новыми для педагогов, но безусловно, новые.
И педагоги, и родители хотят, чтобы дети были здоровы, физически развиты, любознательны и активны, способны решать интеллектуальные и личностные задачи, управлять своим поведением и планировать свои действия; владели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, универсальными предпосылками к учебной деятельности и необходимыми навыками и умениями, имели первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Но ведь важно понимать, что не отдельные качества, а только их совокупность будет способствовать социальной успешности ребенка.
Наблюдения многих психологов, педагогов, родителей показывают, что многие дошкольники, оставшись без помощи взрослого, не умеют организовывать свою самостоятельную деятельность, наполнить ее смыслом. Мы взрослые лишаем ребенка опыта осознания и решения простейших жизненных ситуаций («Что делать? Как?), из опыта взаимодействия («К кому и как я могу обратиться за помощью?», «Как попросить о помощи?»), осознания своих возможностей («Я могу, я попробую») - самостоятельности. Еще одна ошибка взрослых, в том числе и педагогов - понимая и искренне принимая принципы ФГОС ДО, уделяется максимум внимания и времени только некоторым из них. Акцент, как правило, ставиться на овладение универсальными предпосылками к учебной деятельности (выполнять по правилу, слушать взрослого и т.д.), но при этом мы забываем, что данные умения и навыки - это средства, необходимые для различных видов деятельности. В связи с этим возникает противоречие между основными положениями ФГОС ДО, которые мы взрослые вроде бы приняли и состоянием практики, когда окружающие взрослые в основном все делают и решают сами, требуя от ребенка выполнения и воспроизведения уже готовых истин. Поэтому и возникает вопрос: «Как организовывать жизнедеятельность ребенка, чтобы у него была возможность выбирать, необходимость договариваться, время искать и находить?
В условиях детского сада педагоги уже давно и успешно организуют
тематические дни, комплексные познавательные занятия, познавательно игровую и опытно-исследовательскую деятельность. Однако данная деятельность носит фрагментарный, эпизодический характер. Одним из средств решения этой проблемы может стать построение педагогического процесса на основе принципа интеграции.
Что же такое интеграция? Это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. Для чего же нужна интеграция в ДОУ?
1. Интеграция содержания образования способствует формированию у дошкольников представления о целостной картине мира и становлению субъектной позиции ребенка.
2. Интеграция всех субъектов образовательного процесса (дети, педагоги и родители) - необходима для эффективного решения любых образовательных задач.
3. Интеграция деятельности всего окружения и самого ребенка, усиливает мотивацию детей, способствует «проживанию» значимых для детей событий в рамках единого «тематического поля», позволяет более эффективно использовать время образовательного процесса.
Какие же современные технологии помогут нам все это объединить и организовать? Педагоги при разработке программ и выборе технологий должны понимать, что все в многообразные технологии должны способствовать формированию у ребенка главной потребности саморазвития как естественного состояния. И данному требованию в полной мере соответствует технология проектирования.
Существует много определений проекта. Но если мы говорим о проекте для детей дошкольного возраста, то наиболее содержательным мне кажется будет определение Л.С.Киселева: «Проект - это цель, припятая и освоенная детьми, актуальна для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, этот метод педагогического организованного освоения ребенком окружающей среды». Если следовать этому определению, ребенок научиться решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планировать свои действия, овладеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Что может послужить источником темы?
- чаще всего календарный праздник;
- заинтересованность детей объектом и явлением;
- вопросы детей (Почему? Кто самый? Как сделать?);
- традиции детского сада или социального окружения (день радости, неделя спортивных игр, день города....);
- изменения в природе или ближайшем окружении.
Предварительно определившись с темой важно представить ее детям, а еще лучше сформулировать вместе в эмоционально-образной форме. Деятельность будет продуктивнее, если в теме уже определен ее характер («Листья кленовые, листья дубовые! Делать из вас будем картины новые!», «У меня семья большая. Я о ней так много знаю» и т.п.).
Важно при формулировке темы и определения сроков учитывать возрастные особенности детей разных возрастных групп, при определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим получить, каковы будут результат и форма его презентации.
Практическое задание № 1: придумайте тему проекта в соответствии с возрастом детей, опираясь на следующие темаобразующие факторы:
- день пожuлого человека;
- большинство детей вернулось с летнего отдыха;
- юбилей детского сада;
- у детей плохо сформулированы культурно-гигиенические навыки.
Это был 1 этап.
Когда мы начинаем свой проект одной из важных составляющих является - заинтересованность детей. Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации детей. С.Г.Якобсон и Т.Н.Доранова выделяют 3 типа мотивации:
- исходя из потребностей. Потребность в значимости и превосходстве ребенок может реализовывать, «помогая» игрушкам, персонажам реальным и вымышленным. Это игровая мотивация.
- мотивация общения в условиях помощи взрослому (дети помогают строить горку, сортировать пособия в разные «домики», убираться в группе);
- мотивация созидания и личной заинтересованности (когда конечный продукт нужен самому ребенку - поделка для игры, атрибут к костюму, доска для игры в шашки, подарок для ...).
Таким образом, возвращаясь к теме проекта, в самом его начале должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи. Существует ряд наиболее адекватных методик и приемах, способствующих возникновению интереса у детей. Например:
Изменить:
- себя;
- что-то в привычном окружении;
- привычный порядок действий;
Делать что-то в присутствии детей:
- не привnекая их (дети слишком привыкли к тому, что взрослый постоянно выступает инициатором, а вот человек, увлеченно занятый делом (и взрослый особенно), привлекает детское внимание без дополнительных усилий);
- «игнорируя» детей или попросив «не мешать» (воспитатель с младшим воспитателем сели играть в шахматы). Внести: предмет обязательно чей-то (воспитателя, ребенка, члена семьи - принадлежность делает предмет более значимым) и положить его на стол воспитателя или другое популярное у детей место;
Убрать, но оставить пустое место (книги, виды театра, предмет мебели).
Попросить о помощи (конкретной, реальной).
Специально организовать ситуацию (перекрыть воду «Чем будем мыть руки?», заменить мыло на кирпичик).
Договориться заранее (принести книгу, афишу, пригласительный билет, надеть одежду определенного цвета, необычно поприветствовать при встрече...).
Объявить тему.
Главное, в самом начале проекта должно произойти что-то побуждающее детей к дальнейшей деятельности (искать, пробовать, спрашивать, проверять, выбирать) - II этап.
Практическое задание № 2: придумайте с чего можно начать проекты:
- «Урожай собираем, всех вокруг удивляем»; «Не сидим и не зеваем, а рюкзак мы собираем»;
- «В роли мы вживаемся, в артистов превращаемся»;
- «Задорный смех - здоровье всех»
III этап - это совместное планирование. На этом этапе воспитатели вместе с детьми (при посильном участии членов семьи) составляют план действия:
- к кому обращаться за помощью?
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы (принадлежности, оборудование) использовать;
- что нужно сделать в первую очередь;
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста для планирования работы по теме проекта можно использовать вопросы, предложенные авторами программы «Сообщество»:
- Что мы об этом знаем?
- Что хотим узнать?
- Как будем узнавать?
- или Что нужно сделать, чтобы узнать?
В качестве фиксации плана деятельности можно составить информационную карту проекта (на ватмане, на магнитной доске). В ходе проекта такая карта может дополняться и уточняться, но окончательный вид будет по завершению проекта. На этом этапе планируются образовательные задачи для детей с учетом возрастных групп детей. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, родителей, воспитанников.
Планирование на основе модели трех вопросов
Вопрос
|
Результат
|
Что мы об этом знаем?
(начало проекта) |
Мы поняли
(завершение проекта) |
Что хотим узнать? | Мы узнали |
Как будем узнавать? | Мы научились |
Форма записи проекта в план воспитателя (1-й лист)
Тема проекта: ..... (важно помнить об образности и деятельностном характере).
Участники: ... .......
Сроки проведения: (конкретные даты, инеобязательно с понедельника).
Итоговое событие: ... ....
Предпосылки к определению цели детьми: 1-3 предложения, что сделал педагог, чтобы дети захотели найти, узнать, помочь, принять участие.
Цель детей: конкретная, «детская» (найти, помочь, поздравить); тесно связанная с темой и итоговым событием.
Далее в таблицу записываются образовательные области и задачи:
Образовательные области и задачи проекта (лист 1):
Образовательные области (направление развития) |
Задачи |
||
воспитательные |
развивающие |
обучающие |
|
Физическое |
|
|
|
Социально-коммуникативное |
|
|
|
Познавательное | |||
Художественноэстетическое | |||
Речевое |
При заполнении данной таблицы необходимо соблюдать следующие этапы:
- определить доминирующие образовательные области;
- сформулировать задачи, учитывая в первую очередь возраст детей, задачи образовательной программы и регионального компонента. В итоге в каждой графе будет разный объем решаемых задач;
- после каждой задачи необходимо оставлять пустое место. По ходу реализации проекта педагог будет указывать даты.
Такая форма записи проекта в плане воспитателя позволяет быть рабочим и сократить объем, видеть перспективу.
IV этап проекта - реализация задуманного.
В рамках проекта решение образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также и самостоятельной их деятельности не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах. При этом все виды детской деятельности (особенно игра) вязаны с темой и логически дополняют друг друга.
Содержание организованной деятельности также должно находить отражение в оформлении группы и центрах развития.
На данном этапе содержание деятельности взрослого определяется фразой: «Практическая помощь по необходимости», где ключевое слово НЕОБХОДИМОСТЬ!
Правила общения с ребенком (по академику Ю.Б.Гиппенрейтеру)
1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просить о помощи. Своимневмешательством вы ему сообщаете: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!».
2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
- возьмите на себя только то, что он не может выполнить свм,
- остальное предоставьте делать ему самому;
- по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему.
3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте их ему.
4. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет в3рослеть и становиться сознательным.
5. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно» слушать.
б. Если поведение ребенка вызывает у вас отрицательные чувства и переживания, сообщите ему об этом в форме «Я-высказывания».
7. Максимально удаляйте из своего общения с ребенком «12 помех» привычных или автоматических реакций: приказы, команды, предупреждения, угрозы, мораль, нравоучения и др.
8. Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями детей.
9. Не присваивайте себе эмоциональные проблемы ребенка.
10. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребенка:
- но их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими;
- требования не могут вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка;
- правила и т.п. должны быть согласованы взрослыми между собой;
- тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественным, чем повелительным.
12. Правила и последствия должны формулироваться одновременно.
13. Следует применять санкции, а не наказания.
Рекомендации для педагогов для работы над проектом:
ПРОДУКТИВНО, если:
- дети участвуют в выдвижении или обсуждении целей своей деятельности вместе со взрослым;
- способ решения проблемы выбирается детьми самостоятельно, но с тактичным руководством взрослого;
- дети часто работают в парах и группах разного состава;
- работы детей занимают видное место в группе и находят применение в дальнейшей жизнедеятельности;
- все виды организованной деятельности связаны с игрой и находят отражение в самостоятельной деятельности детей;
- задания предназначены, чтобы помочь лучше понять изучаемую тему и поддержать их интерес; содержание организованной деятельности находит отражение и продолжение в оформлении группы и центрах развития;
- дети и семья принимают непосредственное участие в преобразовании предметно-развивающей среды.
ВЗРОСЛОМУ ВАЖНО ПОМНИТЬ:
- что необходимо уделять особое внимание этапу целеполагания (должно быть ясно, зачем это нужно детям, а не только взрослым);
- надо не столько показывать и рассказывать, сколько учиться самому слышать и видеть;
- строить взаимодействие на основе создания мотивации;
- надо помнить при планировании совместной деятельности, что у дошкольника вызывает желание совместной подготовки (Задайте вопрос «Что нам поиадабиться для ...?»
- терпеливо выслушивайте каждого ребенка, доверяйте им, поддерживайте их мысли;
- поощряйте широкое разнообразие ответов на вопрос;
- регулярно используйте разнообразные методы поощрения детей.
Какие проблемы возникают при организации образовательной среды ДОУ:
- формальность
- статичность среды,
- стихийность;
- недооценка необходимости использования разных материалов, пособий;
- избыток;
- отчужденность;
- отсутствие согласованности в деятельности по созданию развивающего пространства между воспитателями и специалистами.
При этом важно помнить главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:
- среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности детей;
- достаточно связной, позволяющей ребенку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
- достаточно гибкой и управляемой со стороны ребенка и взрослого.
И в наших планах появляется 2 лист:
План изменения образовательной среды для реализации проекта:
ЦЕНТР |
ПЛАН (планируемые педагогом изменения и преобразования) |
ФАКТ (фиксация наблюдений за детьми по освоению среды. Эти сведения - материалы для рефлексии педагогической деятельности и планирования индивидуальной работы с детьми) |
|
|
ПРЕДМЕТЫ/ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (название предмета и предполагаемая деятельность. Например: мыло разной формы, цвета, запаха/ сравнить, размылить в воде, делать мыльные пузыри и т.д. |
|
|
Педагоги |
Дети, семья |
Как правило, в плане планируются изменения в 2-4 центрах.
В 3 листе планируется образовательная деятельность:
Планирование образовательной деятельности в рамках проекта:
Дата |
Образовательная |
Непосредственно |
|
деятельность в ходе
|
образовательная
|
При заполнении второй графы нет необходимости переписывать все режимные моменты, а только те, в которые воспитатель планирует образовательную деятельность по реализации проекта. Для удобства воспитатели обычно делят все режимные моменты на блоки (утро, прогулка, и т.д.). Им уже нет необходимости указывать цели и задачи, нужно только вписать дату.
В третьей графе название конкретной деятельности с кратким планом, с учетом даты.
V - подведение итогов проекта - это последний этап - презентация - не обязательно глобальный и зрелищный, но всегда должен быть значимым. На этом этапе демонстрируется вклад каждого ребенка, родителя и педагога и возвращаются к цели (получилось ли, что хотели).
Практическое задание № 3: продумайте план проекта:
- «Урожай собираем, всех вокруг удивляем»;
- «Не сидим и не зеваем, а рюкзак мы собираем»;
- «В роли мы вживаемся, в артистов превращаемся»;
- «Задорный смех - здоровье всех»