Слайд 1. Презентация
С точки зрения социализации чрезвычайно важный период в становлении личности - школьный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.
По Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», должно обеспечивать, в частности, «интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…».
Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий для успешного самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации.
Задачи:
- направить процесс самовоспитания, саморазвития учащихся;
- организовать рефлексивную деятельность ребенка, приводящую к появлению микро- и макро-программ работы над собой;
- ознакомить школьников с практическими приемами и методами своего духовного и физического развития, совершенствования.
Направления развития личности на разных возрастных этапах определяются потребностями человека, прежде всего потребностями улучшения и совершенствования личностью самой себя.
Слайд 2
Сензитивные периоды для проявления и развития определённых потребностей
- 7 - 10 лет - познание окружающего мира
- 10 - 11 лет - самопознание
- 11 - 13 лет - самовоспитание, самообучение
- 13 - 14 лет - самоутверждение
- 14 - 15 лет - самоопределение
- 15 - 17 лет - самоактуализация
Слайд 3
Для всецелой гармонизации личностного роста нахимовцев необходимо перед постановкой определенных задач первично провести мониторинг уровня личностного роста обучаемого -например анкетирование, беседа, опрос, ведение дневника личностного роста, карт личностного роста для определения первоначальной необходимости действий педагога для динамики роста нахимовца на его определенных уровнях. Цель - воспитание человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека совершенствующего самого себя.
Слайд 4
Каковы же рекомендации по диагностированию личностного роста как первичного этапа работы с обучаемыми? (информация со слайда)
Cлайд 5
Одним из простейших мониторингов личностного роста нахимовца может служить вот такая таблица…
Слайд 6
Перед началом процесса работы над гармонизацией, совершенствованием личностного роста воспитанника необходимо соблюдать наличие определенных условий для этого
- Создание условий для порождения вопросов и ответов
- Достижение понимания решения (рефлексия мыслительного процесса)
- Обеспечения эмоционального благополучия
- Удовлетворение образовательной потребности
- Удовлетворение потребности в межличностном общении
- Развитие саморегуляции, самодисциплины
- Обеспечение высокого уровня насыщенности содержания обучения
- Дифференциация и индивидуализация содержания обучения
- Дифференциация и индивидуализация «помощи» педагога
Слайд 7
А теперь рассмотрим рекомендации для гармонизации личностного роста нахимовцев.
- Растущую личность надо учить справляться с жизненными трудностями;
- Цель, которую ставит личность, должна быть обусловлена внешними и внутренними обстоятельствами;
- Психофизиологические предпосылки и психологические условия должны быть адекватны сензитивным периодам ее развития;
- Педагог и родители должны избегать резких приемов педагогического воздействия в общении с ребенком с повышенно эмоциональной чувствительностью;
- Воспитывать эмоции и волю так, чтобы сформировать способность у личности конструктивно регулировать собственные переживания;
- необходимости образования в человеке характера, способного противостоять вредным влияниям и умеющего извлекать отовсюду только добрые результаты (К.Д.Ушинский)
- развивать инициативу нахимовца, давать возможность в обсуждении волнующих его тем, проблематики, вариантов решения задач;
- формировать у обучаемых навыки самостоятельной работы, самоорганизации и самооецнки действий;
- расширять интересы личности, повышая тем самым интеллектуальный уровень;
- Помогать личности осознавать свой потенциал и возможности для ее дальнейшего позитивного развития;
- Родительская поддержка для гармонии личностного роста воспитанника.
Слайд 8
Рекомендации педагогам для гармонизации личностного роста ребенка:
ТЕРПЕНИЕ
- Полюбить воспитанника - значит не гладить его по голове, а настроить себя на доброжелательно-доверительное взаимодействие с ним
- Стремиться понять цели, мотивы, поступки воспитанника
- Помнить, что любой воспитанник хоть в чем-то, но талантлив
- Даже если ребенок совершит отвратительный поступок, не быть злопамятным и дать шанс на исправление
- Не сравнивать нахимовцев между собой -у каждого из них есть «свои точки роста», которые надо найти
- От сотрудничества идти к сотворчеству
- Дать возможность самореализации и самоопределения
- Хвалите воспитанника
- Помнить, что личностный рост воспитанника -это педагогически управляемый процесс для получения позитивных изменений в личности
- Не опускать рук. Помните, что «норовистые дети - похожи на розы - им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (М.Ш.Курчинка)