Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»*, в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.
__________________
* Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1
Великий педагог XIX века К.Д.Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющийся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалось «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решение житейских проблем»
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой Государства, Президентом РФ В.В.Путиным приоритетной задачей. В будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Направлениями функциональной грамотности являются:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.
Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.
Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.
Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная
- информационная
- деятельная.
Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание**.
__________________
** Обществознание рассматривается, как «сестра истории», т.е. все положения, касающиеся формирования функциональной грамотности с помощью исторической науки, имеют еще более распространенное применение в курсе обществознания.
Свои уроки я выстраиваю таким образом, чтобы в каждом уроке присутствовали новые подходы в обучении: обучение критическому мышлению, оценивание обучения, использование ИКТ. Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:
- Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
- Использование приемов развития критического мышления в системе.
- Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
- Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.
- Использование самооценивания и взаимооценивания.
- Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями.
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
- ценностно-ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
- компьютерная, включает в себя поиск информации в сети Интернет; пользование электронной почтой; создание и распечатывание текстов; работа с электронными таблицами; использование графических редакторов;
- коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;
- социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;
- культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.
- Правовая и общественно - политическая, отстаивание своих прав и интересов; объяснение различий в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснение различий между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализирование и сравнивнение предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:
- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
- функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде - сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.
Литература
- К.А.Нурмуртова. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. «Педагогическая наука и практика.