Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание


В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства гуманитарных предметов также было подчинено идее любви к Родине и Советскому государству. Но с ликвидацией пионерской и комсомольской организаций был утерян действенный инструмент воспитания.

О необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, сроки реализации проекта 2021-2024 гг. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.

Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника, рационально мыслящего, становится все сложнее. Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Поэтому в современных условиях наибольшая нагрузка в воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества ложится на такие учебные предметы, как окружающий мир, чтение, литература, обществознание, история и внеурочную деятельность.

В своей работе на уроках по гражданскому и патриотическому воспитанию я использую тот огромный потенциал, который несет в себе история родного края, города: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Практически ни один урок истории не проходит без изучения достойных личностей. Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Формирование патриотизма невозможно без воспитания любви к Отечеству. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Минина, Пожарского, Ивана Сусанина, Кутузова, Багратиона, Малиновского, Жукова, Раевского, Рокоссовского и т.д. Рассматривается материал об участии осетин в Отечественной войне 1812 г., Гражданской войне и Великой Отечественной войне. Яркий рассказ преподавателя о событиях, сообщения обучающихся о судьбах их участников. Иллюстрации, использование стихов, воспоминания очевидцев, отрывки из музыкальных произведений также создают эмоциональный настрой уроков.

Обучающиеся принимают участие в онлайн-олимпиадах по истории и обществознанию, готовят презентации, кроссворды, пишут проектные и исследовательские работы.

Формированию патриотизма также способствуют внеклассные мероприятия на исторические и обществоведческие темы, такие как: викторины о событиях и героях Великой Отечественной «Никто не забыт, ничто не забыто»; классные часы к дням воинской славы, ко дню независимости; брейн-ринг на темы «Знатоки Конституции», беседы по темам «Права ребенка» «Проблемы современной молодежи»; встречи с ветеранами, с участниками афганской войны; посещение музеев.

Таким образом, стоит отметить, что изучение истории и обществознания являются важными компонентами в воспитание молодого поколения. Совместные усилия учителя, семьи и государства в вопросах воспитания, смогут обеспечить развитие полноценной личности с четкой гражданской позицией. Результатом этих усилий должно быть наполненное благородством и уважением отношение подрастающего поколения к России.